Дневник Кати Созоновой. 2

Пётр Арка
* * *
Я читаю учебник по астрономии. Снова пытаюсь представить весь мир у себя в голове... Жутко интересно! Хоть я и не понимаю много знаков и цифр. Говорят, потом научат.
Но то, что я понимаю. Во-первых, оказывается, Солнце страшно большое! Я пыталась, но не могу представить, например, сколько раз нужно проехать, как мы ездили на автобусе в другой город, чтобы понять такой размер. Или даже до другого моря... Если Солнце, как яблоко, то Земля даже меньше горошины... Я схожу с ума, когда пытаюсь это представить! Как такое может быть?! А от нас до Солнца сколько километров! Куча даже размеров Солнца!.. Мне кажется, что я даже никак не смогу такое расстояние проехать. А еще оно ужасно горячее, и опять не могу это представить. Потому что оно в миллион раз горячее печки! Ну зачем так-то?! Чтобы я сошла с ума, думая об этом? А когда показывают, а пытаюсь представить звезды гиганты в сравнении Солнцем — я не могу думать вообще... Какая тогда я?!
То, что Луна голая и никаких лунатиков на ней не найдешь (даже воздуха нет), я догадывалась давно. Но другие планеты меня совсем удивляют. Меркурий ближе всего к Солнцу, но это не планета вечного лета. Это с одной стороны печка, на которой плавится свинец, а с другой — морозильник, где все замерзло бы насмерть. Стоит ли туда летать? А Венера — самая странная и обидная планета. Она — как Земля, но почему-то из-за облаков на ней даже жарче, чем на Меркурии — 450 градусов. Ужас! На ее поверхности даже ничего не видно. Там точно никто не может жить... И дышать там тоже нечем. Зато Марс, наверное, — самая интересная планета. Все хотят, чтобы там нашлись марсиане. Но там видно только пустыню. Мало воды — почти нет. И воздуха маловато, но хоть что-то. Кажется, там уже можно было бы погулять в скафандре. Днем там — как у нас осенью, а ночью — как в Антарктиде, ну похолоднее, конечно. Но вдруг там все-таки можно поймать, хоть какую-нибудь ящерку!.. Про Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон, кажется, нечего и говорить. Мороз и мрак. А атмосферы — сплошной яд...
* * *
В одной библиотечной книжке про планеты есть идея, как можно оживить Венеру. Если на нее запустить особых микробов, которые могли бы съесть ее ядовитые облака, то через 300–400 лет там может быть уже нормальная атмосфера, в которой даже можно жить. Можно было бы, например, построить совсем новый мир... Кажется, это классная идея! Начинать нужно прямо сейчас. Хотя все равно не доживу до этого... Или взять бы машину времени и начать уже лет триста назад...
И вообще, почему все так неправильно? Можно было бы, например, Венере поделиться облаками с Марсом. И тогда, может быть, везде условия стали бы лучше.
Юпитер интересный только тем, что он просто огромный. Но состоит почти из одного газа. Там все неправильно. В его атмосфере, наверное, можно захлебнуться, как в молоке, даже не добравшись до твердой поверхности. Попасть на нее можно только на какой-нибудь фантастической штуке, которую ничем не раздавишь. А смысл?!
* * *
В нашей Галактике аж сто миллиардов звезд — это 100 000 000! Хотела, чтобы сравнить, даже пересчитать крупинки из пакета с кашей, потому что не написано, сколько их там. Потом попыталась представить: если сбросить эти звезды как песчинки, это будет целый пляж? Или только половина, например? Не знаю, как понять и уместить это все в голове... Но это я взяла не детскую книжку. Здесь еще про какие-то ядерные реакции — ничего не поймешь.
Самое интересное — в конце. Написано, что у половины этих звезд могут быть планеты. Но жизнь может быть не на всех. Для общения с инопланетянами, их цивилизация должна успеть возникнуть к нашему времени и выжить (или не убить себя по глупости, как можем сделать мы). К тому же в космосе еще летает полно шальных бесхозных каменюк, которые могут разом расхреначить любую планету в пыль. Даже Землю... И уже даже кажется, что миллион планет в Галактике, на которых может быть жизнь, — это совсем не много... Узнать, есть ли жизнь на какой-нибудь звезде, сейчас мог бы, наверное, только какой-нибудь экстрасенс... Даже не представляю, существуют ли такие люди. Хотелось бы с кем-нибудь познакомиться...
* * *
У нас есть злые собаки. Некоторые бегают свободно или сидят у своих домов, нападают и кусают людей. И никто не понимает, почему их не уберут за забор. Нормальные люди не понимают. А говорят, их хозяева — соседи — сумасшедшие, и спросу с них — никакого...
Так вот, я сегодня была на той улице и забыла, что лучше — свернуть на другую улицу. Но на середине не решилась возвращаться и пошла дальше, стараясь не бояться этой собаки и считая себя выше ее, как бы не замечая — как учили. Собака лаяла, не переставая. Я чуть-чуть дрожала, но шла вперед. И прошла целой. Но внутри было страшно: она большая для меня! Но я, кажется, победила!
* * *
Кажется, в Москве война. Показывают, как прямо убивают на улицах много людей. Стреляют отовсюду. И люди не знают, как спрятаться, даже те, которые не дерутся. И их тоже убивают просто так. Пробиваю машиной телебашню. Даже одного француза с камерой убили — просто так! И кто — плохие и хорошие из тех, что дерутся, — я даже не пойму. Когда это закончится, — никто не знает. Как будто настоящая война, как в Гражданскую войну. Страшно, обидно и очень грустно. Как это может быть у нас?..
* * *
Мама с папой говорят, что мы можем опять никуда не поехать летом — на юг или даже в деревню. Обидно. Это потому что им теперь дают мало зарплаты, и это у всех. Хотя мы все давно миллионеры, как они шутят. Поэтому я предложила, чтобы я стала тоже работать, чтобы мы могли куда-нибудь поехать. Но они сказали, чтобы я лучше училась, что моя работа — учиться. Но мне ж за это зарплату не дают...
* * *
Блин! И что мне делать все лето?! В «ящик» пялиться — задница затекёт. Чтобы с книжкой валяться — лучше сначала устать. Где устать? Да и интересные книжки, наверное, скоро кончатся...
* * *
Эх! Мы все в городе маемся дурью: носимся по парку и улицам, болтаем о ерунде, купаемся на колонке, потому что чистой воды кругом нет (но дураки прыгают и в озеро), нянчимся с мелкими... Увидеть что-то новое и расчудесное негде: кругом леса и болота. Мы, конечно, до леса иногда одни добираемся, но даже мне пока глубоко заходить не очень хочется: долго возвращаться. Да и что там делать? — одни деревья, одинаковые деревья... До моря — еще дальше, и мы туда не ходим вообще. Иногда с родителями ходим за ягодами очень далеко — и хватает. Ничего там нет. Даже медведей — одни белки и ящерицы... и шишки для труда. Что уж о каких-нибудь «снежных людях» говорить...
Вот так я провожу лето...
* * *
Недавно попала с ребятами в гараж к Сашке (через улицу), чтобы одолжить инструмент. Он нам помог. И почему-то я теперь, проходя мимо, начала залипать в этом гараже, когда он открыт. Сначала просто смотрела, как он постоянно с чем-то возится — со своим мотоциклом, например. А сейчас уже начала разбираться в инструментах и подавать ему, что нужно. Как собачка... Он даже спросил: «Что, интересуешься железом?» А я сама не знаю, что делаю. Действительно, заняться, что ли, мне нечем?.. Я же не могу, как разные дядьки у нас, в гараже сидеть и мотоциклы или вездеходы собирать, находя детали на свалке. Лучше на них ездить куда-нибудь, правильно? И говорят ведь, что есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как течет река, как горит огонь и как работает другой...
* * *
Глядя, как Сашка все хорошо делает, выбрала дома все папины «МК», касающиеся мотоциклов. Чего там только нет! Подумав, что все может пригодиться, хоть некоторым из этих журналов сто лет в обед, решила принести ему.
* * *
Принесла Сашке журналы, и у нас неожиданно состоялся обмен. Он открыл шкаф в гараже со своими «сокровищами». В результате, я добыла себе кучу номеров «Науки и жизни» и «Вокруг Света». Неплохой улов! Будет, что почитать, до конца лета...
Кстати, рычать его мотоцикл уже умеет — мне уши заложило, когда я это видела, — но я хочу еще увидеть, как он ездит...
* * *
По телевизору показывали, как по улице в Москве маршируют фашисты. Я спросила: «Почему по ним не стреляют и не ловят? Они же убийцы». Папа ответил: «Потому что у нас “гуманизм”, дочка». Не имею пока представления, что такое этот «гуманизм», но с этим точно нужно бороться...
* * *
Уже несколько дней все смотрят, как бандиты издеваются над людьми в больнице. И никто ничего не может с этим сделать, потому что бандиты прячутся за людей. Я их ненавижу. И я понимаю, что нет ни богов, ни супергероев, которые могли бы заступиться за людей — и за них, и за нас, и меня тоже... Все должны защищаться только сами, даже обычные люди. Почему везде стали вылезать эти бандиты?.. Говорят, это происходит, потому что кто-то этих бандитов не ловит, а пропускает везде за деньги. Это страшно обидно...
Причем эти бандиты говорят, будто наоборот — защищают от нас свою землю. Но они там ничего хорошего сами не делали, потому что настоящие бандиты... И почему, вообще, так происходит, если никто даже не говорит, будто нам нужна эта земля, и все говорят, что отпустили бы всех. Теперь дедушка даже говорит, что туда нужно просто сбросить одну атомную бомбу и не спорить больше. Но она убила бы всех — не только бандитов... Неужели нельзя было сделать все по-человечески? А теперь оставить просто так этих бандитов уже нельзя, и придется воевать до конца... Почему это все началось? Я же знаю, что все мы жили хорошо и мирно вместе, а теперь все считают друг друга врагами — даже нормальные люди... Из-за каких-то денег? или каких-то глупых религий?..
Почти успокоилась и почти не плачу, но не хочу больше смотреть новости...
* * *
Бандитов отпустили. Всем кажется, что это предательство, потому что мы понимаем, что они будут нападать на людей и дальше. А надо было их уничтожать. Обидно на всех...
* * *
Я, кажется, начинаю понимать по книгам и программам то, что признавали даже путешественники в «Клубе кинопутешествий»: практически вся Земля уже исхожена вдоль и поперек и исследована. Это значит, что, когда я вырасту, скорее всего, уже точно не останется ни одного уголка, ни одного закоулка, ни одной щели на суше или в море, которую смогла бы открыть и исследовать именно я. Найти какой-нибудь затерянный мир с динозаврами, например, — точно не получится... Неужели остается только настраиваться сразу на Луну?.. Или на Марс?.. Или уже вообще ничего не будет, потому что теперь все рушится? Неужели действительно настал конец Истории?
* * *
У Саши завелась девчонка, взрослая. И мне, кажется, лучше — больше к нему не ходить...
* * *
Сегодня мы сидели во дворе у подружки. Бежали мальчики и кричали, что наши попали в переплет в нашем парке. Я все поняла, помчалась туда, и, в общем, подняли по пути полдеревни. Наши были в окружении, и их уже во всю «чистили». Это были квартирные с ближайших улиц. Мы гнали их до Парижа! Меня до сих пор трясет от злости. Надо, чтобы они к нам не совались больше, даже в парк!..
* * *
Мне уже опять начало надоедать, чем занимаюсь. Поэтому у нас собрался семейный совет, на котором мы почти единодушно решили, что мне стоит теперь попробовать не просто спортивную секцию, а секцию боевых искусств. (Кажется, они догадываются, что я не всегда приношу мирные синяки.) Вариантов было предложено много, но этот как будто напрашивался сейчас само собой. Папа посоветовал мне обратить внимание на самбо, о котором я почти не слышала. Но поэтому это, во-первых, — необычно, а во-вторых, по описанию, — может быть мне в самый раз и доступно для нас. И я согласилась.
* * *
Сегодня я знакомилась со своей новой секцией и присматривала там интересных людей. Мне будет легче, потому что я уже занималась гимнастикой. Самбо — это наш вид борьбы, почти как дзюдо и карате, и без всякой там лишней «философской мути». Но тренер (кажется, это замечательный и умный человек) готов поболтать с нами и о такой «философской мути» восточных боевых искусств. Без нее ведь не обходится даже ни один киношный боевик на эту тему. (Это же в них и самое интересное, разве не так?) Например, он рассказал нам о тренировке сознательности у восточных мастеров — я так это назову. Мне понравился этот момент, и уже хочется испытать это на себе. Ведь сознавать каждое свое действие — не этим ли должен отличаться человек?..
Вообще, тренер обещает учить нас по-настоящему — для жизни. А за это — уважаю...
* * *
После школы мы иногда нянчимся с Милкиным братом (и другими мелкими детьми), чтобы не висел на шторах, не кувыркался с лестницы на чердак, не замучил кошку, не ломал лимон и сирень во дворе... Не помню, я сама занималась такой ерундой?.. Но мы их еще пытаемся чему-то научить, кроме телека...
* * *
Смотрела сейчас старый фильм про конструкторов космических ракет. Я его обожаю! Сначала от него охватывает воодушевление. Напоминает то, о чем даже я теперь забываю. А потом — обидно... потому что сравниваю. Как огромен мир! И как мелки сейчас стремления людей! Разве это все пространство, весь этот мир не для нас? Не для того, чтобы мы его объяли и захватили, чтобы заполнить смыслом?..
* * *
Когда сидим у девчонок — у Вики, например, — замечаю, как, должно быть, отличается жизнь нормальных людей от моей. Как они, с Милкой, постоянно занимаются украшательством своих комнат. Плакаты, плакаты, плакаты — девочки и мальчики из журналов... — цветочки, куклы, поголовье которых растет после каждого ее дня рождения, хотя она года на два старше меня... И в праздники мы обычно гостим у Вики. Но, несмотря на то, что у них есть, за что зацепиться глазу, — я не сказала бы, что от всех их усилий становится очень уютно, особенно с этой, постоянно растущей с годами, коллекцией разноцветных металлических банок из-под лимонада и пива на стенке и под кроватью. Когда там что-нибудь ищешь — такой грохот стоит! Странно, ее это до сих пор с детства, когда они были в новинку, не отпускает? Может быть, это у нее копилка такая, а потом — как сдаст все разом в пункт приема металлолома! Подпольная миллионерша...
А что у меня: почти пустые стены, несколько грамот — когда-то мама повесила, — картинки: космос, горы, лес, Гагарин, я — мелкая, — из мебели: кровать, стол для занятий, — книжки и журналы — по углам... Для гимнастики нужно много места, и порядок, какой-никакой, ценится больше. От лишнего когда-то сама избавлялась. И у друзей по секциям бывает так же — картина спартанского быта. То есть для обычных гостей у меня, наверное, скука смертная. А гостей на День рожденья, кроме «односельчан», почти не поймаешь...
Еще мне бывает смешно, когда Вика высказывает мне за мой гардероб... Ну, за мою манеру одеваться... Ну, точнее, за то, что нет у меня никакой манеры. Все равно: мне же в свет не ходить. Это же она находит время на шитье, журналы, магазины...
И когда-то я пыталась затащить их с собой в какую-нибудь секцию или кружок. Бесполезно. Вика только все время грозится пойти играть в театр за парком. Но сейчас она, по-моему, слегка бестолковая. А жаль...
* * *
До конца учебного года решила определиться в секцию скалолазания — почему-то мне кажется, что я здесь задержусь. Здесь сразу образовалась хорошая компания. Мы уже даже придумали себе позывные: «Эдельвейс», «Барс», «Вымпел»...
Хоть я здесь, наверное, все-таки не поэтому — я люблю горы уже даже по картинкам и фильмам. И часто себя там представляла. Может быть, не удержусь и когда-нибудь отправлюсь в горный поход по-настоящему... в хорошей компании...
* * *
Я вот тут сижу и думаю: а в каком кружке я бы действительно хотела заниматься? В каком-нибудь кружке приключений? сверхтаинственных расследований? изучения языков инопланетных цивилизаций?.. Я когда-то даже пыталась представить себе, каким мог бы быть у них язык, и теперь где-то валяется тетрадка с этим языком... Эх...
* * *
Уже почти середина лета. Здесь, в деревне, летом мир кажется таким уютным и своим, особенно когда нарочно выхожу одна погулять на луг. Я лежу на траве и думаю, как я люблю это небо, эту землю, леса, этот дом и другие похожие дома и людей, которые в них живут: папу, маму, бабушку, дедушку и прочих... Все, что я сейчас люблю, — здесь. Как будто другое время и другой народ... И хочется, чтобы это сейчас осталось навсегда. Но если это сбудется — то все остановится, и не будет чего-то другого. А если не остановится, то потом когда-то не станет всего этого для меня или меня здесь не будет. И если бы это было возможно, то пришлось бы выбирать что-то одно из двух. Но все устроено так, как будто выбора нет или как будто оно всегда выбирает идти дальше. И знаю, что я тоже в конце концов выберу идти куда-то еще во времени и пространстве, даже если может быть только хуже. Что-то всегда будет потеряно. Навсегда... Почему?.. Это такое чувство, что все-таки нужно куда-то еще идти. Это у нас инстинкт? Или что-то еще более глубокое? Космическое?..

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/11/21/1130