Меланхолия Кати Созоновой. Часть 1. 3

Пётр Арка
***

Затрещало исполняющее обязанности будильника радио. Жуткий скрежет ненастроенной волны, словно акустическими иглами, превращал мой мозг в аморфную пористую губку. Новый день. Пора вставать. «Потом отомщу!», — промелькнула в сонном мозгу безрассудная мысль — видимо, случайное замыкание нейронов. Разве может этот, настроенный против всего живого, прибор понимать мои угрозы или нуждаться в моем расположении. Всем десятком своих искусственных электрических цепей, он не понимает меня, как и весь этот бессмысленный мир: от всех без исключения семейств нуклонов, увлеченных своими повседневными обязанностями, состоящими в наблюдении за бесконечной и однообразной чехардой озорных бозонов (если б эта чехарда происходила в некоем «квантовом телевизоре», они б еще, наверное, могли периодически драться за его пульт управления, но реальность для них, увы, куда скучнее) — до разлетающихся в бесконечность совершенно безразличных (а может быть, и ненавистных) друг другу галактик... Нащупал пульт управления и, не глядя, стрельнул из него в сторону источника звука. Еще и настраиваю будильник пораньше, якобы ради возможности в последний момент, перед выходом, выполнить хоть какую-то «домашку». Кого обманываю?..

Очевидно, все, кому надо, уже проснулись и разошлись по своим делам... Решив все-таки, что я зря, в общем-то, минуту назад жаловался на свое действительно не самое скучное положение в этой вселенной, отбросил одеяло и растянулся струной на кровати, почувствовав приятное щекотание от движения весело забегавших по сосудам эритроцитов. Наконец, заставил себя подняться и побрел в туалет, где, промыв глаза, начал понемногу осознавать себя человеком, а не мешком ваты на ножках. Щелкнув кнопкой электрочайника и сунув тарелку с кашей в микроволновку, вернулся в свою комнату, чтобы собрать нужный на сегодня комплект учебников и тетрадей. Все как надо — в последний момент. После звонка принялся за завтрак. Пока докапывался до дна тарелки, электрический чайник уже раздраженно изрыгнул кнопку. С чаем я решил не затягивать и, оперативно настрогав пару бутербродов с сыром, поглощал их довольно крупными кусками. Вернулся, лег на кровать и, взяв со стола дневник, начал просматривать список заданий — вроде, ничего важного. Поглядывая на часы, попытался что-то там порешать... Пора собираться. Распихал тетради по родным учебникам и скинул в рюкзак. Закончив одеваться, бросил прощальный взгляд зеркалу в прихожей и вышел, захлопнув дверь квартиры, и, традиционно игнорируя лифт, спешно спускаюсь по лестнице на первый этаж.

Воздух ранней осени освежал легкие. Несмотря на прохладное, но обещающее солнечный день, утро, понимаю: все в целом клонится сейчас ко сну. Деревья уже обнажились почти полностью и укрыли свои корни листьями, как одеялом. Прохожу мимо серых пятиэтажек и такого же серого детского сада. Даже о детях подумать было некому. Все засыпает. Именно сейчас. Как назло, утягивая за собой и мысли, и чувства в серый омут скуки и однообразия. Конечно, считается, что в каждом времени года есть свое очарование, и полюбоваться красотами природы я совсем не прочь, но появляться в настоящее время лишний раз на улице, особенно там, где эти осенние красоты наиболее очевидны, у меня поводов и мотивации не было. Пятиминутный же мой путь до школы по исхоженной годами улице относительно нового квартала ничто особенно не скрашивало...

Начинаю привыкать к лени. В таких обстоятельствах быстро теряю былую форму, давненько забросив гимнастику дома (раньше с пацанами мы как-то старались в этом друг друга морально поддерживать). Глупо, наверное, было бы сейчас собираться на каком-нибудь заброшенном долгострое соревноваться в преодолении препятствий: точно шею сверну. Все лето после экзаменов, можно сказать, в лежку пролежал и разгружал мозги. Старею... Никаких идей, что со всем этим делать — привыкать к этому однообразию и смертному покою, учась находить удовольствие в них, или искать какие-нибудь динамичные способы самовыражения нового рода?.. Мои мышцы вопят, как голодные птенцы. Податься наконец в спорт? Какой еще?.. Никакого манящего маяка на горизонте... Вот уже практически и в школе.

Обменял в гардеробе свою куртку на номерок и сунул его в боковой карман рюкзака. Проходя по фойе, глянул в расписание. Так, правильно посмотрел, какой сейчас урок? День не перепутал?.. Позевал, взбираясь по склону лестницы. Завалиться бы снова в кровать... Вроде, этот кабинет... Привет, Жолобов... Привет, Куницын... Парни, вы-то мутите что-нибудь после школы?.. Почти проснулся... Автоматически выкладываю учебник с тетрадью, выгребаю ручки из кармана рюкзака, линейку — и кладу на стол. Усевшись на стул, слушаю легкий утренний гул класса, не имея, однако, никакого желания что-либо из него вычленять. Скукота...

Осмысливая начавшуюся в голове борьбу между сознательным желанием сконцентрироваться непосредственно на уроках, чтобы лучше усвоить материал и освободиться на оставшийся день без значительных потерь вследствие ожидающейся обычной общей недоработки в домашних заданиях, и стремлением просто поскорее оказаться в будущем, за порогом времени, ознаменованным звонком к окончанию последнего урока нашей смены, — к сознанию текущего момента актуальной реальности я прихожу только на переменах. Впрочем, первое желание само по себе совершенно утопично, так как особенности функционирования нормального мозга почти полностью исключают возможность мгновенной и вечной фиксации какой бы то ни было информации в человеческой памяти. Разве только в стрессовой ситуации.

Группа девчонок зачем-то крутится у учительского стола. Кажется, опять что-то в журнале выискивают... Так, значит, им обоим сразу приглянулась Асакова. Оно и понятно: активистка, претендентка на лидерство в классе, в целом симпатичная и женственная девушка с приятным голосом, тактичная, внимательная и, кажется, вполне легкая, хоть и, в связи с вышесказанным, располагает держаться на почтительной дистанции. Ну, в общем, оценку поддерживаю...

О! Наша головоломка... Созонова... Краем глаза наблюдая за прохождением этого, ни с чем не взаимодействующего, светила в вакууме параллельной реальности, усомнился даже в реальности своего собственного существования. Села... Набегалась. Сколько, народу прошло через поле моего зрения, а заметил только ее: долго, наверное, буду помнить тот укол... Возможно, это покажется кому-то глупым, что мое внимание опять зацепилось за этот крючек, однако вопрос еще не решен. При всем уважении к компетентному мнению командира разведгруппы — Жолобова, — считаю все же нелишним, попытаться составить об объекте собственное мнение. Негоже этой уникальной девчонке ходить с нулевой оценкой...

Чересчур эмоциональная повесть Жолобова (с чего бы?), несколько смахивающая на байку, вынуждает отбросить версию «Созонова-заучка». (Зелен виноград?) Да и поверить в такое, в общем-то, и раньше было трудно. Разве что с позиции эмпиризма пастуха, верящего в плоскую Землю, потому что ему так видится и, кроме того, удобно. То есть то, что она не «плоская»... вернее, не тупая «ботанка», становится все более вероятным. Значит, про;сто не будет... По внешности. Фигура — в норме: видно, что девчонка здоровая и подтянутая. Рост, по мне так, — в самый раз. Одевается вполне себе... — так скажем — «стильно». Несмотря на всю колкость и скепсис к окружающим, в активном режиме отличается бодрым и ясным взглядом. Бросается на всякую задачу, не раздумывая, как собака за палкой, и рвет, как тузик грелку. После чего мгновенно возвращается в обычный режим ожидания... В общем, глаз цепляется не просто так.

Но это все — внешние параметры. А вот кто ты все-таки по сути? Как сложить целостный образ из того, что я увидел и услышал, учитывая твой, прямо говоря, величественный вид пока ты так сидишь тут — без закидонов и претензий?.. Даром что мной получен далеко не полный спектр излучаемой тобою информации, так еще и читать его, оказывается, не умею. Понимаю, что твой образ сейчас может быть обманчив, но бегать за тобой по школе и выслеживать тебя я точно не собираюсь... Разрабатываешь авторскую методику привлечения внимания? И для чего?.. Неужели ты — просто эпатажница, какой-то специфический фрик?.. Да, в таком режиме Штирлиц мог бы морщить репу еще до самого вечера.

А если говорить о возможности эпатажа с ее стороны, то даже он получается какой-то... невнятный... или мудреный. Стоит обратить внимание на эту ее черту. Как будто бы не очень часто на самом деле у нас встречающуюся, но неприятную, с рационалистической точки зрения, девчачью страсть к перемене внешности, вносящую еще большую запутанность в образ этой особы, вызывая подозрение еще и в склонности ее к беспутному расточительству. Не заметить саму эту особенность довольно трудно, а при должных внимании и времени в ней можно уловить еще и признаки наличия какого-то продуманного принципа.

Она меняется ежедневно, и этот процесс имеет вполне очевидную систему, связанную с днями недели. Я даже начал подумывать, что, если в конце концов потеряю счет дням, ее вид точно не даст мне забыться. Следом забежала в черепную коробку и мысль: не завести ли и мне какую-нибудь подобную привычку для разнообразия — наподобие зарубок, что делал на острове Робинзон Крузо, дабы не затеряться окончательно еще и во времени... Может быть, мне стоит уже поблагодари;ть Созонову за это?.. А выглядит это, в общих чертах, так:

Понедельник: наверное, самый яркий образ этой девицы с распущенными волосами, в строгом жакете и свободной плотной юбке заслуживает, пожалуй, эпитета «воздушный», но, скорее, в том смысле, что был бы присущ какой-нибудь высматривающей добычу резвой хищной птице или даже — грозной комете.

Вторник: словно получив прошлым днем выговор за внешний вид, убирает волосы в косу, а юбку меняет на узкую — строгую под стать жакету; и в таком «приглаженном» виде уже напоминает обузданную рабочую лошадку — поглядишь — и сам уже, наверное, соберешься и возьмешься за дело.

Среда: коса расщепляется на две; подобно рабочему, в разгар трудового дня, она скидывает свой жакет, заменяя его легкой жилеткой, превращаясь в типичный образец симпатичной и дисциплинированной конторской служащей; не знаешь — запросто примешь за одну из учителей. Но хватает как будто ненадолго...

Четверг: будто преодолен некий рубеж — и две тугие косы вдруг сменяются двумя взбалмошными хвостами, у блузки укорачиваются рукава, а юбка становится свободнее. Пожалуй, так она больше похожа на обычную современную школьницу, и может показаться, что в целом становится проще, но это явно — лишь иллюзия. Уловить диссонанс внешнего и внутреннего можно, просто взглянув на ее лицо.

Пятница: убранные в один аккуратный хвостик волосы в сочетании с самой легкой юбкой придают этой странной особе, можно сказать, живой и при этом уже какой-то мягкий, даже располагающий к себе, облик — «всё, завтра — выходной и свободный вечер сегодня!» — юная голубка готовится к вылету на волю и только ждет, когда хозяин откроет клетку. Но — опять же — чего от этой «голубки» можно ждать?.. Кажется, так...

Несмотря на некоторые сомнения из-за явной (или кажущейся?) нестройности системы, позволю себе думать, что уловить ее дух мне таки удалось. На лицо — явные попытки создать какие-то целостные образы; но лучше воздержусь от подробных оценок, как это все на ней смотрится. Вот если бы еще иметь более полную картину (включая данные о ее выходных днях)...

— А твои прически — это «мормышки» на разных пришельцев?

— Что?.. Хы! Допустим...

— А почему волосы всегда распущены в понедельник, а не в пятницу, например? Как-то выпадает из общей логики.

— Такой наблюдательный?.. И в чем же логика, по-твоему?

— Чем ближе выходные, тем проще прическа... и прикид, так?

— М-м... Вообще-то, полагаю, каждый день имеет особый комплекс свойств — сочетание настроения, перспективы, цели... надежды, если хочешь... цвета, в конце концов...

— Да-да, еще для каждого дня есть своя планета: Луна, Марс... А почему именно в понедельник распущенные волосы? Самый вольный день у тебя?

— Вообще-то, воскресенье — выходной по-любому. Доходит?

— Э-э, может быть... Сложно у тебя все, походу...

— А то... Шучу... — «шутит» она сейчас без особого выражения. — Я достаточно глупо выгляжу?

— Ну... еще есть... куда стремиться...

...

Что ты так смотришь, как удав на кролика?.. Это тебя так задевает? Я совсем дурак? Попробуй вас пойми... Я так не могу больше вопросы придумывать. Или сама спросить хочешь? У меня прыщик на лбу? седой волос? ресницы выпали? — не замечал... Что еще?.. Всё, сейчас глаза заболят — хватит!..

— Слушай, я могла тебя где-то еще видеть, раньше?

Что?..

— Хъм... Понятия не имею, я тебя не видел... вроде...

— Ладно... — она отвела взгляд, как будто опять потеряв интерес к разговору. Всё, кажется, самая «содержательная» на данный момент беседа окончена.

Так, что-то я не понял толком, для чего ты это все делаешь — для себя или для других — для показухи? Если для привлечения внимания, то зачем оно тебе, если ты им совершенно не пользуешься, а наоборот — отшиваешь сразу всех, кто его проявляет, независимо от пола? Это может быть отнюдь не хорошей игрой в отношении людей, особенно таких нормальных людей, как те, что подобрались в нашем классе. Надеюсь, тебе не доставляет удовольствие дразнить, нервировать, манипулировать другими... Но тогда я совсем не понимаю, что это за опыты...

Зацикливаюсь, что ли? Ладно, не сошелся на Созоновой клином белый свет — надо бы еще вокруг посмотреть...

А вокруг на самом деле есть, на что посмотреть. Такой концентрации адекватных, увлеченных и колоритных людей в одном помещении на моей памяти еще наблюдать не приходилось. Судя по всему, школа на известном этапе послужила неким фактором естественного отбора и по личностным характеристикам, и как будто даже по внешним данным (ни одной отягощающей взгляд фигуры) — как образцово-показательный пионеротряд. Кажется, среди всех этих одаренных и целеустремленных — школьных сливок — я даже начинаю ощущать себя белой вороной... А если рассматривать конкретно женскую часть класса, то с замечанием Куницына еще можно было и поспорить. Я, например, могу указать пару кандидатур, которых смело отправил бы сразу на обложку популярного модного журнала прямо из-за парты. Хотя, насколько они интересны с других сторон, — пока трудно сказать, но явно грубых индивидов здесь пока не наблюдается, и подают они себя в школе как серьезные и толковые девушки, — других не держим, хе-хе. Но тут уж — дело вкуса и совпадения интересов. Можно, не думая, дать им сразу по одной «десятке», а потом — посмотрим... Хотя пару баллов приберечь на особый случай... В прочем, одной внешности, чтобы привлечь надолго мое внимание сейчас маловато, и есть еще далеко не такие видные персоны, способные, кажется, возбудить любопытство своим образом в целом. К сожалению, пока вряд ли удастся изучить их всех детально, особенно не имея конкретной цели...

В очередной раз ловлю себя на мысли, что школьные заботы совсем не мотивируют меня завязывать тут какие-либо близкие отношения. В конце концов, эти два года вполне можно проскочить и без лишних привязанностей, как нейтрино сквозь газету... а потом — в институт (запихают как-нибудь). Определенно, все опять начнут разбегаться кто куда. Там уже можно будет конкретно думать...

На другой день никаких особых заготовок для Созоновой или кого-то еще у меня не было, но...

— Привет, — почему-то я посчитал нужным начать теперь с ней здороваться, но она, видимо, такой потребности пока не ощущает... Ну, и...

...

— Доброе утро.

О, спасибо!.. Такая ерунда, но — как будто потеплело.