Очень кислый компот

Олег Маляренко
Имеется расхожее суждение, что лучшие повара – это мужчины. После глубокого размышления я пришёл к выводу, что это так есть и на самом деле. Можно долго перечислять выдающихся поваров-мужчин, которые достигли вершин в своей профессии. Взять, к пример, шеф-повара Люсьена Оливье (не путать с Жюльеном!), который обессмертил своим именем одноимённый салат, радующий многие поколения людей на Новый год. Что касается женщин-поварих, то в течение долгого времени не могло всплыть в памяти имя ни одной, пока она не остановилась на Елене Молоховец. Да и та при ближайшем рассмотрении оказалась всего лишь составительницей поваренной книги для молодых хозяек.

Мой давний приятель Юрик гурманом не был, но вкусно поесть любил. С женой ему необычайно повезло: она была большой мастерицей по приготовлению такой еды, что пальчики оближешь. Юрик постоянно её нахваливал даже в тех случаях, когда блюдо было неудачным, чтобы не охлаждать её кулинарный пыл. Сам же не блистал никакими подвигами в этой области за малым исключением. Так Юрик прекрасно заваривал чай и готовил изумительные бутерброды с сёмгой или красной икрой.

Однако была такая готовка, которой приятель отдавал душу. Это было домашнее виноделие. Здесь для него не было мелочей. К выбору винограда подходил тщательно и отдавал предпочтение лучшим сортам. Технологию производства вина соблюдал строго, так как любое отклонение от неё сказывалось на качестве напитка. Юрик отнюдь не был пьяницей, а просто соблюдал медицинские рекомендации по ежедневному употреблению не более 70 грамм красного вина.

Не вдаваясь в подробности винодельческого процесса, отмечу, что после него остаются выжимки, называемые мезгой. В ней остаётся немало винного материала, дрожжевых культур и других полезных веществ. Был бы грех не воспользоваться таким материалом, чтобы произвести из него вторичное вино, которое по качеству уступает первичному, но не намного. Вот Юрик и не согрешил.

Он залил мезгу таким же количеством воды. При этом совершил ПЕРВУЮ роковую ошибку: не положил в смесь для брожения сахар, собираясь это сделать позднее. Через четыре дня он переложил смесь в бутыль, засыпал сахаром и натянул на горло (бутыли) резиновую медицинскую перчатку. Когда процесс идёт, перчатка надувается и напоминает кисть голосующего человека.

Именно так и выглядели бутыли с первым вином. Что касается второго, то перчатка выглядела вяло и не думала надуваться. Прошло несколько дней, но перчатка так и оставалась скукоженной. Это начало беспокоить Юрика, но вида не подавал.

Что же делать? Ведь жалко виноматериал и сахар в нём. А посоветоваться не с кем – жена укатила на отдых в санаторий. Стал Юрик усиленно размышлять и таки додумался до правильного решения. Подсказку подала покойная мать, готовившая слабоалкогольную вишнёвую наливку, которую в зависимости от ситуации выдавала за вино либо компот.

А что, если и действительно сварить компот из того, что получилось? Юрик ещё не знал, что такое решение явится ВТОРОЙ роковой ошибкой. Но, в конце концов, не боги обжигают горшки!

Поэтому он взял самую большую кастрюлю, на пять литров, и вылил в неё брагу. Для компота это явно мало, в смысле ингредиентов. Юрик порезал шесть яблок на дольки и опустил их в кастрюлю, добавив для вкуса стакан сахара и две щепотки ванилина. После этого поставил кастрюлю на большой огонь.

Варево приобрело изумительный тёмно-малиновый цвет, источая приятный вино-яблочный аромат. Для себя Юрик принял решение, что готовность компота определит по мягкости яблок. Периодически он доставал дольку яблока, остуживал её под струёй воды, а затем осторожно надкусывал.

Наконец настал момент, когда янтарная долька яблока жевалась легко, что говорило о готовности блюда в целом. Тогда и попробовал на вкус опытный образец компотного производства. От этой пробы скулы Юрика свело так, словно он надкусил сразу десять лимонов. Пришлось хорошо прополоскать рот водой и задуматься над тем, что произошло. В воздухе возник вечный русский вопрос – что делать?

Чтобы перебить кислый вкус лимона, достаточно посыпать его сахарком, и тогда можно съесть, не морщась. Недолго думая, Юрик высыпал в компот стакан сахара, тщательно перемешал и снял повторную пробу. Пить было не так ужасно, но кислота никуда не делась. Теперь следовало либо вылить компот в унитаз, либо нейтрализовать его. Второй вариант более предпочтителен.

Из школьного курса химии Юрик знал, что кислоту нейтрализует щёлочь. Кислота уже имеется, щёлочью может послужить пищевая сода. Достал Юрик пачку соды и стал мысленно вычислять её дозировку. Одной чайной ложки, пожалуй, маловато, две – уже лучше, но три будет лучше всего. Хотя одна ложка всё-таки будет более уместна, но не чайная, а столовая, с горкой. Ничтоже сумняшеся, Юрик всыпал соду и даже успел совершить ложкой круг по компоту. Это стало ТРЕТЬЕЙ также роковой ошибкой.

Что тут началось! У Юрика от удивления глаза полезли на лоб. Компот интенсивно забурлил, на нём образовалась шапка пены, которая устремилась вверх. Вскоре она стала покидать кастрюлю. Требовалось срочно что-то предпринять, чтобы не потерять весь компот. Юрик схватил полиэтиленовый пакет  и обернул его вокруг кастрюли. Пальцы и ладони нестерпимо обжигались раскалённой кастрюлей, но горе-повар держался стойко. Пена шевелилась как живая, местами перебираясь через пакет. Наконец она устала и стала оседать. Хорошо, что не рвануло, иначе весь потолок был бы в компоте.

Теперь Юрику оставалось с душевным трепетом ожидать результатов химической реакции. Закрыв газа, он опустил ложку в компот, после чего поднёс дрожащей рукой ко рту. Вкус был бесподобным, содержащий чудесный букет из виноградного сока, ароматных яблок с пикантным запахом ванили. А кислота была на уровне нормального компота. Это уже успех!

Полученный компот вряд ли ядовитый, но не отразится ли его употребление на здоровье в виде поноса. Вначале Юрик захотел испытать действие компота на семейном любимце шпице Чарли, но в последний момент пожалел его, взяв роль подопытного кролика себе. Он налил в чашку напиток и выпил его, совершив мужественный поступок, приравненный к подвигу.   

- Ларочка! – позвонил Юрик жене. – Ты не поверишь, что я тебе сейчас скажу.
- Говори. Не томи, Что-то случилось?
- Да. Случилось. Сегодня я сварил компот.
- Юрик, ты хотел сказать «чай»?
- Я сказал, что хотел. Компот.
- И в самом деле, в это трудно поверить. Ну и как?
- На все сто, даже на сто пять.
- Сожалею, что не могу попробовать твоего компота.
- И правда, можешь сожалеть. Такого компота как сегодня ты пить никогда не будешь, да и я тоже.

Утром Юрик проснулся в бодром настроении. Желудок и всё, что с ним связано, его не беспокоили. Было воскресенье, и он никуда не спешил. Вместо обычного чая выпил компот, собственноручно сваренный. Напиток был потрясающим, понравился ему ещё больше чем вчера.

Со вчерашнего дня дети, Даша и Кирюша, гостили у бабушки. К полудню они прибыли и их ждал неожиданный сюрприз в виде папиного компота. Пили с великим удовольствием и нахваливали изо всех сил. Растроганный Юрик налил им ещё по чашке компота.

Вот так, если подойти с умом, можно превратить неудачу в успех. А первичное вино будет первоклассным без приключений. Ведь недаром говорят, что в каждом мужчине дремлет кулинар.

Между нами говоря, Юрик мог и не выпендриваться с компотом, а оставить всё как было, получив превосходный виноградный уксус.