78-1. Биография П. Н. Филонова из Каталога

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Павел Николаевич Филонов (1883–1941)


Биография художника в Каталоге весьма обширна, хотя и с пробелами. За основу при её написании была взята «Автобиография», изданная в 1925 году.  Видимо, всё же составитель пользовался и другими источниками, изданными в 20-е годы. По крайней мере, его жизнь до 1930-х годов в Каталоге была достаточно освещена.

                Дореволюционный период

Павел Николаевич Филонов родился 8 января 1883 года в Москве, в большой бедной семье [1]. С трёх-четырёх лет мальчик начинает рисовать. Он копирует лубочные литографии, обложки конфет, папиросные коробки.

Уже в 1889 году он начинает трудовую деятельность. Шестилетний Паша ежемесячно приносит в семью девять собственным трудом заработанных рублей. Малыш пляшет и танцует на сценах кафе-шантанов – у «Омона», в «Эрмитаже» Лентовского, на балаганах Девичьего поля. Когда нет работы в театрах – помогает сёстрам вышивать крестом полотенца для продажи у Сухаревской башни.

В 1896 году мальчик осиротел [2]. Перебрался на жительство к замужней сестре в Санкт-Петербург, где в 1897 году Пашу Филонова отдают на учение в живописно-малярные мастерские Общества поощрения художеств. В школе готовят мастеров живописцев орнамента, лепщиков, резчиков орнамента.

Всё это было для Филонова недостаточным, не удовлетворяло. Поэтому в 1898 году юноша поступает в вечерние классы Общества поощрения художеств, где от рисования гипсовых орнаментов доходит до рисования гипсовых фигур.

Но Павел Филонов изыскивает время и для домашних работ. Среди традиционных копий «точь-в-точь» появляется новое – работа по памяти и «из головы».

В 1901 году Павел Николаевич получает диплом малярного мастера – «уборщика». Круг практических работ на пути от ученика живописно-малярной школы до мастера – разнообразен. От смоления люков помойных ям, покраски крыш, окраски кухонь, промывки голубя под куполом Исаакиевского собора, до реставрации «помпейских» потолков Эрмитажа, до росписи квартиры царского министра. Работать приходилось стоя, сидя, лёжа, при постоянном риске сорваться с лесов.

По праздникам юноша копирует картины музея Академии художеств. В Русском музее копирует Айвазовского и Галкина. Пишет первые пейзажи с натуры.

В 1903 году молодой ФИЛОНОВ проваливается на вступительных экзаменах в Академию художеств. Причина – плохое знание пластической анатомии. Тогда он поступает в частную художественную мастерскую Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского, академика, иллюстратора, гравёра; где с 1903 по 1908 год изучает анатомию, рисует и пишет с живой натуры, совершает длительные дальние поездка на этюды, готовясь к поступлению в Академию.

Он существует на случайные заработки от «сочинения» конфетных обёрток, обложек папиросных коробок, ретуши увеличенных фотографий. В эти же годы совершает путешествие: на лодке по Волге, на Кавказ, в Старый Афон и Иерусалим. В путешествии много пишет и рисует с натуры – рабочих, нищих, паломников, грузчиков, негров, греков, абиссинцев, бедуинов.

Обучаясь у Дмитриева-Кавказского, Филонов три раза держит экзамены в Академию художеств и три раза проваливается.

И вот 1908 год. Он попадает в Академию вольнослушателем живописного факультета после четвёртой сдачи вступительных экзаменов «исключительно за знание анатомии» (Протокол Императорской Академии художеств).

Упорные занятия анатомией человека и животных, что должны были помочь Филонову в создании реалистических, «точь-в-точь», картин (какие он до 1908 года и писал), понемногу начинают приводить к отклонениям от этого «точь-в-точь», которые позже приведут к началу исследовательского подхода к работе в живописи.

Обучаясь в Академии с 1908 по 1910 гг. у Залемана, Мясоедова, Творожникова, Савинского, Циоглинского, он привлекает внимание и учащихся, и профессуры. Рисунки с натуры, написанные с полным портретным сходством с «проработкой! Анатомии то красными, то синими, то зелёными, то оранжевыми красками, при первых попытках изображения явлений, происходящих в объекте, нарушали академические шаблоны и требования.

Результат нарушений много позже опишет Исаак Бродский в своих воспоминаниях:

«…Короткое время вместе со мной учился Филонов, работы его были очень своеобразными, но для академической школы неприемлемыми. Он не поддавался никаким воздействиям, никого из педагогов не слушал и вскоре был исключён…» … «за разврат товарищей своими работами» (по определению ректора скульптора Беклемишева).

Исключение было Филоновым оспорено. Я исключён, – писал он совету профессоров, – лишь за то, что со страшным упорством добивался каждой формы, жертвуя для этого и красотой этюда, и колоритом…, уверяю вас, что я могу… совершенно приблизиться к натуре, но только в настоящее время редкое место в натуре нравится по цвету, и мне досадно, что оно не такое, каким я хотел бы его видеть; всё же, каким бы ужасным цветом я не начал, не добившись тех форм, какие мне нужны, и заканчивая этюд, я начинаю приближаться к натуре…». «Если бы я работал, как хотел и разрабатывал бы все формы, какие вижу, то мне одного этюда хватило бы месяца на три…».

Решение было аннулировано, но, проучившись в Академии художеств два года, молодой художник уходит из неё добровольно.

В феврале 1910 года в Санкт–Петербурге                организуется «Союз Молодёжи» – союз молодых художников, поэтов, музыкантов, объединённых поисками новых средств выражения в искусстве, отказом и отходом от обветшалых канонов. Филонов участвует на выставках «Союза Молодёжи».
 
Зимой 1911 [3] года он пишет первую свою картину «Головы» [4] (Гос. Русский музей), в 1911-1912 гг. завершает свои зарубежные путешествия шестимесячной поездкой во Францию и Италию.

Условия путешествия не были новыми для Филонова. Часть пути по Италии, длиной в 36 дней, пройдена пешком. В поисках работы художник переходит из города в город. Иногда его кормят, предоставляют ночлег. Он рассчитывается за постой акварелями, рисунками – изображениями святых, богоматери, портретами приютивших путника. Приходится спать под кустами, в хлевах.

Осмотреть роспись Сикстинской капеллы не пришлось. Не было монетки на оплату осмотра … [5]

Во Франции нашлась подённая работа в мастерской литографа и живописца, и Филонов сочинял рисунки для витражей. Из Лиона переехал в Париж осмотреть Лувр, а в 1912 году Филонов вернулся из Парижа в Петербург – за отсутствием заработков.

1912-1915 годы – время создания больших полотен: «Коровницы», «Пир королей», «Святое семейство» (Русский музей) [6], определивших особое место Павла Николаевича Филонова в новом искусстве России.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/21/460