Дневник

Василий Макаров
10 ноября

Сегодня заходил в гости подвыпивший сосед. От его дома до нашего не меньше полукилометра. А к нам зашёл, потому что настроение такое, что поговорить охота, а нескем. В карманах фуфайки две бутылки водки нераспечатанные. Пол часа мне рассказывал откуда он, да кто такой. Выпить предлагал. В общем, не меньше чем полковник МВД ко мне на ночь глядя пожаловал.

А потом я ещё пошёл его до дому провожать. Он показал свои три участка в рядок, да что у него где растёт. Домик свой показал. Живёт один, зимует тут. Про родственников я не спрашивал, да он только про внука один раз и заикнулся. А уж сколько гостинцев он мне надавал: кочан капусты, тыкву, помидоров, яблок, луку, чесноку, даже мёду пол-банки дал.

Живёт человек, добра наживает, да видимо оставить и некому.

11 ноября

Сегодня замёрзший дождь покрыл машину сплошным панцирем льда. Пока отскребал лобовое стекло, чтобы отвести дочь в школу, всё думал про этого соседа полковника. Его подарки так и пролежали со вчера в пакете на веранде; разобрать было некогда. Он - типичный четвёртый соционический квадрант, мышление пространственно-материальное. Вот и прикупил он себе аж три участка подряд, соток по 8 каждый - есть где разгуляться. И разговоры у него - какая травка от чего помогает, да какую ягоду как готовить да как хранить надо. Четвёртый квадрант называют «крестьяне», и в общем-то верно называют. И понятно, отчего мне с ним было так тяжело, хотя и говорить то мне не приходилось - знай кивай в нужных местах. Это просто квадранты у меня с ним совсем не пересекаются, мой квадрант целей в нематериальном в плоскости времени.

12 ноября

Весь день провели на семинаре «Семья, воспитание, образование». Моё выступление, с историческим экскурсом опять всем понравилось. Мне с одной стороны странно, я вроде обычные вещи рассказываю, при этом все люди в школе историю проходят. Вернее в программе то она стоит, а вот насколько «мимо» её ученики проходят зависит конечно от учителя.

В общем историю мы любим, но знаем мало, с этим все согласились. Я вёл рабочую группу по теме образования, другие две группы я много критиковал. Выступающие жаловались на то, что моё собственное выступление прилично покритиковать оказалось не кому.

13 ноября

На собрании я рассказывал про Никейско-Константинопольский символ веры. Материалы первых соборов вообще интереснейшая тема. Даже не столько интересно духовное откровение, насколько интересна реакция людей на него.

На рисовальной группе пополнение. Теперь рисуем впятером - трое детей, двое взрослых. Я еле успевал всем помогать и поправлять. «Тигра» благополучно закончили, «озеро в парке» ещё осталось на следующий раз, «флейтист» вообще движется медленно, Варвара вообще только фон положила и больше ничего за занятие не сделала.

14 ноября

Вечером, после работы, играли в Каркассон почти до 10 вечера. Я много и эмоционально рассказывал Лене про ущербность современной системы образования. Субботние впечатления ей изливал. Чтобы думать об образовании нужно стратегическое мышление, не в разрезе пространства, а в разрезе времени.

Игры, кстати, стратегическое мышление развивают. Но нередко происходит когнитивный ребус - как человек хорошо играющий, например, в шахматы может по жизни не проявлять ни смекалки, ни сообразительности? Основной недостаток математической модели в том, что она модель, а не оригинал. У нас в универе препод по теории игр говорил: «Лучшая модель кошки - это кошка. Но лучше всего, чтобы это была та же самая кошка.»

15 ноября

Наконец то на складе смогли найти и сфотографировать заднюю сторону моего компьютера, там где серийный номер, который мне нужно было узнать. Из-за географических трудностей кладовщиков было потеряно две недели чистого времени. Вообще, люди не мыслящие во времени, часто ценности этого времени себе не представляют. Они живут в нём, как рыбы в воде, не понимая, что время не вечно.

На тренировке сегодня делали прогоны выступления. Надо к воскресенью ещё костюмами озаботиться. Из старых мы с женой уже выросли.

16 ноября

Сегодня на домашней группе Виталий Новосёлов задал интересный вопрос - а какое определение мы можем дать Богу? Понятно, что точно определить Абсолют с наших текущих позиций слабо-разумных человеков мы не в состоянии. Но наше представление о Боге задаёт тон всем духовным изысканиям человека. Ветхозаветное представление о жестоком тиране имело очень много параллелей в средневековой истории. Жителям Каркассона, например, повезло, а вот в Безье была папским легатом сказана та самая фраза: «Режьте всех, там Господь разберётся кто свой!»

Слабое утешение верящим в то, что Бог есть Любовь.

17 ноября

Сегодня зарыли траншею, что выкопали неделю назад по всей дороге мимо нашего участка. А от переезда до остановки поставили новые бетонные столбы. На них видимо будут фонари вешать.

Решили с женой позвонить и сходить в гости к Полковнику. Это ему протянули электрический кабель на 380 и персональный трансформатор поставили от города. Надо разузнать, как он провёл эту операцию. А то в наших палестинах перебои с электричеством - дело обычное. Нам же в подключении выделенной городской линии официально отказали.

Всё таки «крестьяне» основа любого общества, этого у них не отнять.

18 ноября

Сегодня с женой обсуждали структуру индийского общества. О чём ещё поговорить вечером в романтической обстановке, когда дети уснули? Четыре основные варны, которые у нас часто ошибочно называют кастами, делят общество на брахманов-священников, кшатриев-воинов, вайшья-торговцев и шудр-рабочих. Направленность этих четырёх слоёв общества в общих чертах совпадает с соционическими квадрантами: первый - «жрецы», второй - «аристократия», третий - «дельцы», четвёртый - «крестьяне». Кто у кого списал - вопрос риторический. Индуизм в несколько сотен раз старше.

Понятно, что психологические склонности по наследству не передаются, ни в прямом ни в переносном смысле. Родился в неподходящей варне - всю жизнь мучайся. Ладно ещё крестьянин родился как брахман, вон у нас «крестьяне» могут не только армией или полицией управлять, государством даже бывало ворочали! А вот если мыслитель рождается в семье рабочих - трагедия. В Индии всё строго, пешком с рыбным обозом в науку не ходят.

Но интерес даже не в этом. Индийское общество по крайней мере декларирует единовременное присутствие в обществе всех четырёх направлений. Одни «крестьяне» в обществе не выживут, равно как и другие в одиночку не жизнеспособны. Каждое из четырёх направлений важно для общества.

У нас на Руси традиционно проблем с недостатком крестьян и воинов не было. Жизнь научила - тысячу лет под санкциями ходим. С дельцами ситуация - как повезёт. Получится - реиндустриализацию проведём, не получится - бюджет попилим. А вот с брахманами у нас беда. При Рюриковичах их из Византии завозили, при Романовых - из Австрии да Франции. А сейчас им и вообще браться почти неоткуда. Родит наша земля Фёдоровых, Циолковских, Соловьёвых, Вернадских да только крайне мало доходит их Москвы. Замерзают часто по дороге в снегах.