Тамань. Музей М. Ю. Лермонтова

Тамара Белова
   Не каждый побывает в Тамани, где маленькая мазанка-домик, - музей М.Ю. Лермонтова. Вот потому  решила поделиться своими впечатлениями и рассказать о том, что увидела там. Из посёлка Виноградный почти ежедневно ездила на море купаться, но в первый, же день цель поездки была посетить этот маленький домик- музей. Ведь мы со школьной скамьи знали, что Лермонтов был сослан на Кавказ. Вынужденная остановка в Тамани. Всё так, как писал сам автор в повести «Тамань». Описание местности с крутым спуском к морю, где его пытались утопить бедные контрабандисты. Подошли к невысокой ограде, выложенной из камня. Калитка на замке. Пошли в кассу, приобрели билеты за сто рублей и нам открыли калитку. Вошли во двор, огляделись: домик - обыкновенная крестьянская мазанка, покрыта камышом. Стены побелены, два небольших оконца. Посреди двора колодец. Наземная часть его выложена из камня. Поодаль во дворе белая печь, наверно, тоже из природного камня, так как, вряд ли, был тогда кирпич. Рядом дрова. Дальше дощатый навес и под ним тарантас. Тарантас нас заинтересовал, так как был даже на первый взгляд не поворотлив и тяжёл. Дерево, обшито железом. Колёса тоже деревянные с металлическим ободом на заклёпках. Сидение деревянное. Вряд ли уедешь далеко на таком тарантасе. Уж больно всё жёстко и неудобно. Если представить по каким дорогам тогда приходилось ездить.
Но пора и в домик заглянуть. 

     Возможно, с тех пор многое изменилось в домике, потому что мы увидели просто быт того времени с его предметами. Тут и ухваты, деревянные лопаты для выпечки хлебов, с которых буханка подавалась в печь. Вот прялка и глиняные кувшины различные. В углу небольшой письменный столик с чернильницей, гусиным пером. А самое главное – это лист бумаги со стихотворением, что написал поэт здесь. На стене в рамке план Фанагорийской крепости. (К слову, я на этой крепости побывала и позднее о ней тоже расскажу). У окна стоял столик с самоваром и чашками. Я присела к самовару, как будто была приглашена самим Мишелем. Долго задерживаться нам было некогда, да и рассматривать особенно нечего было
 
    Вышли и нас проводили ещё в одно здание, что находилось за домиком. Там оказался небольшой краеведческий музей. Три небольшие комнаты. Видно под музей было приспособлено существующее здание. Здесь представлены предметы быта, одежда, оружие, портреты знаменитостей того времени. Природные ландшафты горной местности… . Описание некоторых исторических событий того времени.
Перед тем, как зайти в музей, я прошлась по крутой набережной и сфотографировала вид, как описывает сам  Лермонтов. 
 (ТЕКСТ СТИХ-Я СФОТОРАФИРОВАЛА. НАЧИНАЕТСЯ ТАК:
«и он убит и взят могилой»…)

    В маленькой прихожей стоял стол, на которой лежала книга отзывов. Я собиралась написать свой отзыв. Но меня опередила девушка, ждать, когда она напишет, мне было уже некогда, так как надо было спешить на автобус.
В музее я побывала дважды. Первый мой приезд был в мае. Времени было тогда мало у меня, и не всё я запомнила, не всё сфотографировала. Второй приезд осенью. Теперь я съездила специально вторично и фотографировала все вещи и портреты. Пишу по приезду домой.
20 ноября 2016 г