Где на Руси жить хорошо?

Вадим Кольцов
Как-то собрались мы с коллегами на перерыве, в столовой. Есть, в нашей организации помещение и мы называем ее столовая. Там уютно, имеются столы, удобные кресла, музыка, можно приготовить себе завтрак или просто подогреть обед. Все приходят сюда расслабиться, выпить чашечку кофе и просто пообщаться или поговорить по телефону.
Сидим, кушаем и общаемся, кто о чем. Основная тема разговора: кто, где родился и почему оказался в Питере? И вообще, почему люди меняют привычное место жительство?
Девушка Алла, которая казалась коренной питербурженкой, на поверку оказалась приезжей из Архангельска. Лет двадцать пять назад, ее родители переехали в Питер. А потом родилась она.
- Они уехали по распределению, после окончания института, - закончила свою историю Алла и наступила небольшая пауза.
Паузой воспользовался молодой специалист Павел.
- А я, - нерешительно начал свой рассказ Павел, - не помню, когда мои родители переехали из Новосибирска в Москву.
Павел, смешной парень в очках, похож на молодого ученого из Сколкова.
- Зато я хорошо помню наш приезд в Питер, - продолжил свою историю Павел.
- Этот город, очаровал меня своей архитектурой и открытостью людей, - сказал парень.
- Мне было всего десять лет, но я хорошо запомнил, как мы с родителями ходили в Эрмитаж. Как гуляли по центру Питера. А потом, как стемнело, ждали развода моста. Мы долго стояли на набережной, и я даже успел утомиться. Но потом, все закричали, - смотрите, пролет моста медленно поднимается! Это было для меня сказочное и незабываемое зрелище. Прошло много лет, а эта картина самая душевная из моего детства.
Парень, еще немного описал погоду пятнадцатилетней давности и закончил словами,
- Я считаю себя питерским парнем.
Когда Павел закончил, коллеги переглянулись, и право рассказывать перешло по очереди. Два коллеги, рассказали, что-то подобное и уложились в десять минут. Среди нас только один парень оказался коренным жителем этого города. Это был Дима. Возможно, и он не был чистым ленинградцем. Но судя по его рассказу, еще его дед, работал на Балтийских верфях мастером по такелажному оборудованию судов. А мы не стали пытать его про прадедушек и прабабушек.
Все с воодушевлением рассказывали свои истории и каждая по-своему была интересной. Наступил мой черед рассказывать свою историю. К этому времени всех утомили однотипные рассказы, и рассказ Павла был самым интересным, на тот момент. К тому же он был хорошим рассказчиком.
Все уставились на меня и хором спросили, - Ты явно приезжий?
- Да, я приехал в Питер всего четыре года назад с Дальнего Востока, - спокойно ответил я.
- А это из Владивостока, что ли? – пыталась угадать Алла.
- Нет, на Дальнем Востоке много городов и кроме зверей, живут такие же люди, как и вы, - парировал я.
- Я приехал из Хабаровска, - продолжил свой ответ.
- А чего переехал именно в Питер, - спросил Дмитрий.
- Это была моя детская мечта, - ответил я.
- Да, я слышал, там по улицам бегают тигры и медведи, - скороговоркой проговорил Павел.
- Такое было, правда, но это редкое явление, - ответил я Павлу.
- В основном зимой, вышеназванные звери, подходят к жилым домам, стоящим рядом с тайгой. Чаще всего это больные или голодные животные. Но это редкость.
И я продолжил свой рассказ. В середине 30 – х годов, мои родные, со стороны мамы, перебрались на Дальний Восток из Тамбовской области. Точнее их сослали, после раскулачивания. Насколько я помню, по рассказам дедушек и бабушек, в их роду были богатые купцы. Они имели целые поместья, пастбища, скот и хороший достаток. Семьи были большими, от одиннадцати детей по лавкам.
Вначале, на подводах мои бабушка и дедушка доехали до станции Ин. Это в нескольких километрах от Хабаровска. Потом, к 1933 году переехали в Хабаровск и получили землю, размером в 20 соток. После ВОВ 1940 – 1945 г.г. им урезали надел земли до 12 соток. Вот на этой земле, они поставили большой дом, хозяйственные постройки, сад с фруктовыми деревьями и огород, с хлевом, конюшней и коровником.
Бабушка и дедушка со стороны отца приехали из Башкирии. Там тоже была богатая зажиточная семья.
Как я понял из рассказов бабушек и дедушек, все приехавшие получали землю. На каких условиях это было, я не знаю.
Но сегодня ситуация на Дальнем Востоке близкая к катастрофе. Люди уезжают в спешном порядке. Уезжает богатый и средний класс населения, с высшим образованием и хорошие специалисты. Уезжают на Запад и за рубеж. Остается же население, ниже среднего класса, без хорошего образования и люди не стремящиеся улучшить свою жизнь. А приезжают на Дальний Восток, в основном бедные слои населения с Крайнего севера, азиатских стран ближнего зарубежья и СНГ. Даже, богатые цыгане, уехали из наших мест лет 15 назад. Остались цыгане из бедных азиатских стран СНГ, которые завозят наркоту и воруют.
- Так почему такой отток качественного населения из этих районов, - спросила Алла.
- Сложный вопрос, я не политик и не геополитик. Но постараюсь ответить своими словами, - ответил я.
На Дальнем Востоке богатая природа, полезные ископаемые, которые еще не разработаны, много леса и земли. Уникальные животные, реликтовые растения и даже эндемики. Только на этой территории растет папоротник «Орляк», который съедобный.
- А разве папоротник едят? – спросил Павел.
- Нет, едят только один вид, и он растет на Дальнем Востоке, - ответил я.
Государство, не ведет политику удержания населения, на одном месте. Даже не знаю, почему? И не поощряет его присутствие на этой земле. Качественное население уезжает, а население низкого качества остается. Оно не способно поддерживать экономику региона. У этого населения, низкая покупательская способность. Люди, даже не могут продать свои квартиры, просто оставляют их и уезжают. А если продают, то без выгоды для себя.
За 45 лет моей жизни на Дальнем Востоке, я был свидетелем четырех серьезных катаклизмов. Это наводнения и ураганы, которые оставили населению серьезные проблемы. Да, после последнего наводнения 2013 года, людям возместили убытки, и кто-то даже получил новое жилье. Но это, не остановило поток уезжающего населения, а наоборот ускорило их отток.
В народе, ходят мнения, что всему виной три местные гидростанции, которые производят сброс воды, в качестве излишек, непроданных Китаю. В Китай, наша страна продает электроэнергию и газ на порядок дешевле, чем своему населению в этом регионе. И это одна из причин, по которым идет отток населения. Очень дорогая электроэнергия, газ и бензин, в сравнении с другими регионами России. Все познается в сравнении. И это только одна из причин.
Кстати, заработная плата, может конкурировать с Москвой и Санкт-Петербургом. Но это, для качественного населения. Те, кто приезжает, чаще всего работают на низкооплачиваемых работах. В сферах обслуживания. Поэтому присутствует кадровый голод в некоторых отраслях и высокая безработица.
Климат, в данном случае в Хабаровске терпимый, но не сравнить с Санкт-Петербургом и Москвой. Питерцы, всегда жалуются на высокую влажность и обилие осадков. На Дальнем Востоке климат резко континентальный и субтропический. Но то, что происходит в Хабаровском крае, Амурской области, Приморском крае, не сравнить с Питером. В этих регионах влажность 100%, одежда мокрая зимой и летом. Если лето длится три месяца и средняя температура составляет около 25 – 30  градусов тепла, то зима длится остальные девять месяцев. Основная зима с температурой от – 30 мороза, почти три месяца, с обильными снегопадами. Местные коммунальщики научились убирать улицы и освобождать крыши от снега, наледи и сосулек. Чего не скажешь о питерских работниках. Кстати, летом, температура достигает до 40 градусов жары, при которой плавится асфальт и ломаются электроприборы.
- А чего не поехал жить, например, в Сочи или Краснодар? – спросил Дмитрий.
В этих городах хорошо отдыхать или жить, когда имеешь пенсию, и никаких забот нет. Работы там нет, для меня. Или она есть, но платят меньше, чем в Питере. Жить можно везде. Отдыхать в теплых странах и там же пережидать лютые морозы. Лично мне, сейчас комфортно в Питере, - закончил я свой рассказ.