Николай Иванович Кареев

Евгений Переведенцев
 

К моменту оформления социологии в самостоятельную науку интерес к ней в России приобретает устойчивый характер во многом благодаря хорошему знакомству образованных людей с интеллектуальной жизнью Западной Европы и Америки, особенно в связи с появлением на Западе новых социологических школ. Увлечение передовой молодежью «новой наукой», как тогда называли в России социологию в периодической печати, стало модой. Студенты университетов, радикально настроенные молодые люди из разночинцев внимательно следили за каждым новым произведением таких выдающихся для того времени социальных мыслителей как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Джон Стюарт Милль. Идеи этих авторов захватывали молодых людей. Эти идеи вселяли надежду на создание теории, способной помочь в осуществлении социальных преобразований в стране

Среди тех, кто стоял у истоков социологии в России, не последнюю роль играл выдающийся русский историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма Николай Иванович Кареев. Как историк, Н.И.Кареев в своих трудах по зарубежной и отечественной новой и новейшей истории осветил  широкий круг проблем с социологических позиций и попытался в зрелые свои годы объединить эти две научные дисциплины и создать новую науку, которую он назвал «историологией». В то же время Н.И.Кареев предпринимает попытки самостоятельного изучения  чисто социологических проблем, создает в этой области знания ряд оригинальных произведений чисто теоретического, социально-философского, и историко-социологического плана. Его научное наследие огромно. Одних только печатных произведений, книг, статей и брошюр исследователи его творчества насчитывают более четырехсот названий. И  это без учета неопубликованного архивного материала, который составляет в общей сложности около 12 тыс. листов.

Николай Иванович Кареев прожил долгую жизнь, почти всю ее посвятив творчеству. Родился он в Москве в обедневшей дворянской семье 7 декабря 1850 года. До 14 лет воспитывался и обучался дома, так как  не было в семье  средств на учёбу. Как только появились средства, родители отдали его в Первую Московскую губернскую гимназию, которую он блестяще окончил и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Университет он так же заканчивает с блеском и получает приглашение остаться здесь для приготовления к профессорскому званию. Но поскольку вакантных должностей не предвиделось, а жить надо было на что-то, Николай Иванович стал на время  простым учителем истории в Третьей Московской гимназии, где и проработал до 1879 года, вплоть до защиты им магистерской диссертации.

В конце 70-х годов 19 века Николай Иванович сблизился с основателями социологической науки в России Петром Лавровичем Лавровым, Николаем Константиновичем Михайловским, Максимом Максимовичем Ковалевским. Особенно с последним. С Ковалевским у него завязалась дружба на долгие годы. «До конца своих дней, - писал он в своих воспоминаниях, - Ковалевский оставался большим поклонником Конта, что тоже было обстоятельством, нас между собою сближавшим, как и то, что оба мы интересовались социологией, в некоторых же пунктах и исторические интересы наши совпадали». ( Н.И.Кареев. Прожитое и пережитое. Л., Изд-во ЛГУ. 1990, стр. 142 ). Этот факт имел немаловажное значение для формирования его не только как историка, но и как социолога определенного направления. Многие его сочинения того времени были написаны под влиянием идей Огюста Конта, Герберта Спенсера, Джона Стюарта Милля. Особую роль в выборе тем для теоретических изысканий сыграли «Исторические письма» П.Л.Лаврова, работы Михайловского о смысле исторического прогресса и его критериях, о месте индивида и личности в общественной жизни.

Через четыре года, в 1883 г., Николай Иванович Кареев защищает докторскую диссертацию. Именно с 80-х годов и начинается его активная научная, педагогическая и общественная деятельность. Его докторская диссертация, написанная на тему «Основные вопросы философии истории», была неоднозначно воспринята в обществе.   Его считали вольнодумцем. За сочувствие народническому движению Кареев попал в число неблагонадежных и за ним было установлено негласное наблюдение. Однако впоследствии, в связи с поражением народничества он не  изменил свои позиции и перешел на сторону либерализма. В 90-е годы Николай Иванович Кареев определился как последовательный сторонник классического позитивизма, увлекшись модным для того времени психологическим направлением в социологии. В 1890 году выходит в свет его книга «Сущность исторического прогресса и роль личности в истории», а в 1897 году – первая  и наиболее полная для того времени история западной социологии  под названием «Введение в изучение социологии». В ней он проанализировал и представил российскому читателю важнейшие социологические направления и концепции. Эта книга историко-социологического плана за короткий период выдержала несколько изданий. Дважды переиздавался его фундаментальный труд «Историология», а в 1919 году Н.И.Кареев опубликовал книгу «Общие основы социологии». На закате своих дней, в год своего восьмидесятилетия он предпринял попытку создания монументальной истории русской социологии, но труд так и остался неопубликованным. Через несколько месяцев Кареев ушел из жизни. Умер он 18 февраля 1931 года.

В социологических, социально-философских трудах Николая Ивановича Кареева доминирует тема прогресса и личности в истории. Отводя личности первостепенную роль в историческом процессе, он сосредоточивает свое внимание на психологических факторах.  . Идя от личности, как объекта социологического анализа, Кареев отвечал на один из важнейших запросов своего времени; он создал монументальные труды по философии истории, в которых развивал идею о решающей роли личности в социальном прогрессе, о взаимоотношении личности и общества, о смысле истории, о движущих силах и критериях общественного прогресса. Главную задачу своей философии истории он видел в поиске смысла изменений, происходящих в обществе. Кареев вместе с тем работал и над классификацией  общественных наук, над выявлением специфических признаков социального знания и его отличия от знания гуманитарного. Он выделил три основные гуманитарные науки: историю, социологию и философию истории, считая, что каждая из них имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации. Определяя социологию как науку, изучающую законы общества, он считал, что эти законы не тождественны законам естественных наук, а представляют собой скорее тенденции развития социальных процессов.

Структура общества, выражающаяся в его экономических и юридических формах, утверждал Н.И.Кареев, возникает на почве человеческих деятельностей, отдельные акты которых преследуют какие-либо конкретные цели. Ни народное хозяйство, ни право, ни государство вне этих деятельностей и создаваемых ими отношений не существуют. Взаимодействие личности и общества в этом случае сводится к взаимодействиям между отдельными личностями, вне совокупности которых нет общества, как какого-то особого существа. ( См.: Кареев Н.И. Историология. Спб., 1915, стр. 148-150 ). «Человеческое общество есть не отдельное существо, а только система, в которой отдельные существа, люди, - замечал Н.И.Кареев, - связаны в одно целое, как в Солнечной системе связаны между собой отдельные небесные тела.  Исторический процесс совершается не в отдельном существе, а в социальной системе, не в личности, а в коллективе. Процесс индивидуальной жизни есть процесс биологический, совершающийся, однако, в социальной среде, в которой происходит еще и свой процесс – исторический» (Там же, стр.125 ).

Человеческая личность  не пассивна. Она проявляет активность, так или иначе реагируя на внешние влияния в зависимости от своих психических особенностей. И не только подражая, но и в известных случаях и изобретая нечто новое, чего еще перед тем не было. Человеческая деятельность не есть простая видимость, за которой, как истинная реальность, скрывается общественная эволюция. Скорее наоборот, ибо вся культурно-социальная среда, в сущности, есть не что иное, как совокупность форм, в которых совершается человеческая деятельность, сама состоящая из отдельных умственных и волевых актов.   Исходя из этого своего понимания общества как целостной системы, Н.И.Кареев и определяет предмет социологической науки. По его мнению «социология – наука, изучающая строение, жизнь и развитие общества во всей совокупности происходящих в нем явлений». ( Там же, с. 127). Почему он приходит к такой мысли? Потому что «все общественные явления в последнем счете сводятся к взаимным отношениям между членами общества, а эти отношения суть не что иное, как разные действия, воздействия, противодействия и взаимодействия людей, в основе которых лежат внутренние акты воли». ( Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. Спб.. 1913, с. 109 ).

Личная жизнь Кареева не была такой простой и безоблачной, как это может показаться на первый взгляд, учитывая его огромную популярность среди студентов, признание его заслуг российской, а впоследствии и советской общественностью. С 1910 г. он – член Петербургской академии наук, с 1917 – член-корреспондент Российской академии наук. В 1925 году его избирают членом-корреспондентом Академии Наук СССР, а за несколько месяцев до смерти он становится Почетным членом АН СССР. При жизни Николай Иванович Кареев был широко известен не только своими историческими и социологическими трудами. Особую популярность приобрёл он среди студентов, хотя сам в студенческих протестных акциях не участвовал. Однако за сочувствие студенческим волнениям в 1899 году его уволили с профессорской должности Петербургского университета и Высших женских курсов одновременно, и он вынужден был зарабатывать себе на хлеб преподаванием истории в гимназиях. Во время первой русской революции Николай Иванович Кареев   вступил в кадетскую партию (партию конституционных демократов),  но активного участия в её деятельности не принимал, считая себя более способным в научной  деятельности, чем в политике. Влияние его творчества на развитие мировой и отечественной историографии было огромно, он пользовался безусловным авторитетом среди российской молодежи.  Кареев не покинул родину, как это сделали в своё время      многие   представители старой российской интеллигенции, писатели, художники, поэты Но наступили времена гонений на выходцев из дворян,  времена кляуз и доносов. Не избежал этих гонений  и Кареев. Имя крупнейшего российского историка, философа, социолога было предано забвению. Оно исчезло со страниц периодической печати;  труды его не упоминались и перестали переиздаваться. Ссылаться на них было не принято вплоть до начала нынешнего века.