Камень и уазик

Ашот Левонян
Из будней бригады, сбрасывающей камни

- Давай, ребята, еще чуть-чуть, толкай! – крикнул Размик и огромный камень медленно начал катиться вниз.
В середине 80-х годов прошлого века в Армении всерьез начали задумываться о нейтрализации камнепадов, угрожающих автомобильным дорогам. После долгих обсуждений было решено привлечь к этому ответственному делу альпинистов, которые сбрасывали бы так называемые «живые» камни с опасных склонов.
Была создана бригада, «сбрасывающая камни», куда привлекли всех тех горовосходителей, кто мог на неделю-другую отпроситься от своей основной работы. Главным аргументом была оплата: 400 рублей за десять дней – вполне приличные по тем временам деньги (это была месячная зарплата профессора вуза).
В одну из смен пришлось работать и мне. Нам предстояло очистить от камней опасный склон горы над дорогой Капан-Каджаран, где регулярно происходили камнепады, угрожающие безопасности людей и машин.
Дело было поздней осенью 1986 года, погодные условия были не очень комфортными, было довольно прохладно. Поэтому надо было все время работать, чтобы согреться. Так что никто не сачковал.
Впрочем, подгонять никого и не приходилось, поскольку на склонах безымянной горы собрался практически весь цвет армянского альпинизма тех лет во главе с Айком Тонояном. Это сейчас в разных отраслях народного хозяйства профессионально работают бригады промышленных альпинистов, а тогда подобная халтура просто была хорошей возможностью подзаработать.
Но так как платили за конкретные кубометры сброшенных камней, - каким образом прораб считал эти сброшенные на асфальт кубометры камней, остается для меня загадкой до сих пор, - то мы старались бросать вниз большие камни.
Схема была следующая: сотрудники ГАИ с обеих сторон дороги перекрывали ее примерно на полчаса, мы в это время сбрасывали со склона камни, потом грейдер сбрасывал камни с асфальта в реку и гаишники минут на десять открывали дорогу для прохождения накопившихся машин. Потом вся процедура повторялась до конца рабочего дня.
В первый же день Размик приметил этот огромный камень с размером с большой грузовик. Когда он сказал, что хорошо бы его сбросить, мы восприняли это как не очень удачную шутку. На второй и третий день он все примеривался, как можно его сдвинуть. Пару раз даже толкнул плечом.
За завтраком в один из дней к концу смены он вскричал «Эврика!»:
- Ребята, я придумал - надо подтолкнуть его домкратом, - возбужденно поделился он с нами.
- Раз (так мы звали Размика), уймись, это гиблая затея, - вяло сказал Айк.
- Да нет, ты послушай: мы подложим под него домкрат от КРАЗа, поднимем его и столкнем вниз.
Как ни странно, мы стали обсуждать, как лучше это сделать: этот камень сразу решал все вопросы по недостающим кубометрам. Откуда-то достали домкрат, подняли его на склон, подложили под камень с верхней стороны склона и стали его поднимать.
Так как этим камнем мы занимались в промежутках между открыванием и закрыванием трассы, то процесс этот затянулся на пару дней. И вот настал торжественный момент, когда камень зашевелился. Мы все впали в некий азарт - надо было всем доказать, что мы вполне профессионально пригодны для этой ответственной работы.
И вот камень медленно стал катиться вниз, постепенно набирая скорость. Дух захватывало от этого, мы все испытали некое чувство восторга, наблюдая за падающим камнем. И когда камень почти достиг асфальта, мы увидели, как по дороге на большой скорости едет уазик. Понимая, что сейчас этот камень попросту раздавит его, мы в ужасе смотрели на неумолимо приближающиеся друг к другу уазик и камень.
Машина опередила камень буквально на доли секунды: она промчалась, и тут же на ее место ухнул огромный камень. Уазик проехал еще несколько метров, остановился, из нее вышел водитель и медленно сполз на землю.
Тут же подъехали гаишники и забрали его в больницу, потому что ему стало плохо от мысли, что могло с ним случиться, если бы...
Как потом рассказали сотрудники автоинспекции, водитель уазика не подчинился их требованию остановиться и на большой скорости объехал их.