28. Нина Грехова о выставке Гриневича

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Нина Митрофановна Грехова


В газете «За науку в Сибири» 25 июля 1967 года (№ 31) была помещена статья Нины Греховой «Художник остаётся с людьми», представляющая собой отзыв на персональную выставку Дмитрия Гриневича в Доме учёных СО АН.

«Бегун, впервые разрывающий ленточку финиша, открывает для себя целый мир, мир триумфальных побед и нежданных поражений, но неизменно полный азартного счастья. Это в спорте. А в искусстве? Если для спортсмена эта ленточка означает начало его спортивной биографии, то для художника – это итог, итог многих лет творчества, а иногда и целой жизни.

В Доме учёных открыта первая персональная выставка художника Дмитрия Петровича Гриневича. Осторожно входите в зал. Там царит молчание. Целая галерея портретов таит в себе великую человеческую тайну бытия. Сколько силы и мужества, спокойной доброты можно прочесть в лицах («Юноша в тельняшке», «Портрет друга»), покой и усталость любви («Молодожёны»).

И цветы… Кругом цветы. Розы завёрнуты в газету «Юманите». Сирень, ещё полная ночной росы. Пионы, от которых, кажется, исходит их тягучий аромат.

Удивительно, что всё это создано при помощи обыкновенных цветных карандашей. Поражает обилие цветовых оттенков, создающее необходимое настроение.
А здесь – эскизы театральных костюмов. Это самые ранние работы Гриневича. В 20-30 годы он много работал для Московского театра танца «Майя». Но даже эти рабочие эскизы точно передают сущность того времени, – возможно, благодаря своей экспрессивности и некоторой условности исполнения.

…И вот уже звучат военные грозные марши. Гриневич на фронте. Художник Гриневич сражается против зла и насилия.

Множество работ посвящено суровым военным годам. Посмотрите в лица женщин. Это сама скорбь и неутешное, неутолённое ожидание. Вечный мотив человеческого страдания.

Но солдат, возвращённый семье, возвращённый жизни, входит в дом, – и костыли его, как упрёк и безнадёжность. А сколько таких надежд не оправдано. Вот лежат груды писем – простых солдатских треугольников. И всё это – воспоминания.
НА СНИМКЕ: Картина Дмитрия Гриневича «Автопортрет». Она видна на фотографии в газете (первая слева).

Но, пожалуй, больше всего волнуют северные пейзажи, написанные на оборотной стороне почтовых открыток. Что может быть более вечно, чем одинокое дерево со светлым ореолом, напоминающим нимб святого…

Вот, пожалуй, и всё о выставке. Всего 70 небольших работ. Прекрасное чувство возникает здесь. Боль и гнев, радость и гордость, – всё, что присуще человеку, присуще работам Гриневича.

Несколько слов о жизни художника. Воспитанный в семье интеллигентной, потомок знаменитого русского полководца Барклая-де-Толли, Гриневич рисовал с детства.
Всю свою жизнь Дмитрий Петрович связан с детьми, работал воспитателем в детских домах и школах. До конца своих дней он работает преподавателем в младших классах.

А.П. Гриневич не дожил до своей первой персональной выставки. Он умер в 1966 году. Но его творчество – большая дорога к людям, которых он любил, для которых жил и создавал свои прекрасные картины».

Нина Грехова – поэт и очень чуткий человек. Она видит и слышит много больше, чем обычный человек. К сожалению, в это время уже было введено много запретов. Например, газеты не публиковали практически никаких упоминаний о ГУЛАГе. Но писать о Гриневиче и не упомянуть о том, что он провёл пять лет в лагере, Нина не могла. Появилось иносказание:

«Но, пожалуй, больше всего волнуют северные пейзажи, написанные на оборотной стороне почтовых открыток. Что может быть более вечно, чем одинокое дерево со светлым ореолом, напоминающим нимб святого…».

Я не думаю, что Нина Грехова знала о Гриневиче больше, чем написал о нём в Каталоге Михаил Янович Макаренко. Отсюда краткость: Всего «Несколько слов о жизни художника».

Небольшая ошибка: Гриневич не был прямым потомком Барклая-де-Толли, – он правнук брата полководца.

Многое не написано: и то, что родители его дворяне, и то, что отец рисовал, а мать прекрасно пела и играла на рояле. Но не написано главное, что он был невинно осуждён и сначала был в ссылке во Владимире (более 4 лет), а потом пять лет пробыл в лагерях. Этого бы в газету в 1967 г. не пропустили.

Он чудом выжил, а потом был призван в армию и служил в войсках, обслуживающих эшелоны с ранеными. Был старшиной. Что он всё время рисовал, было написано, а вот то, что его работы выставлялись на выставках учителей, но были отвергнуты художниками-соцреалистами, возглавлявшими союзы художников СССР и РСФСР и умер он непризнанным, написано не было. Впрочем, Нина Грехова могла всего и не знать.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/19/425