Вагон из прошлых лет. Картины воспоминаний. гл. 28

Михаил Гавлин
                На юге

Ездили мы отдыхать семьей и на юг к Черному морю. Одно лето мы провели в Сухуми, в доме отдыха Союза композиторов. Когда сейчас вспоминаешь этот благословенный южный город и думаешь о том, во что его превратили события, связанные с распадом страны, то еще раз осознаешь, сколько мы потеряли из той мирной налаженной жизни, какое процветающее государство утратили по собственной неразумности, разгильдяйству, авантюризму политиков, не умению беречь то что нами создано. Сухуми был сказочным, уютным, романтическим курортным городом. Глядя на него, вспоминаешь слова песни: «в городах, похожих на игрушки». Пальмы и романтической архитектуры дома, солнце и легкий морской бриз на улицах, многочисленные жаровни и пекарни, виноградное вино и лимонады в длинных тонкого стекла прозрачных бокалах. Большие пассажирские лайнеры, пришвартовавшиеся, будто, к самой  набережной. Обезьяний заповедник и многочисленные скверы и парки. Удивительный ботанический сад на Зеленом мысу. Когда мы вечером возвращались в свой дом отдыха, бывший в 10 минутах ходьбы от города по прибрежному шоссе, то в подстриженных кустах, росших по обочине, гремели цикады и мерцали ровным светом  различные светлячки на фоне бархатной южной ночи и тихо плещущего моря. 

                Здесь вечный праздник южных городов.      
                Сверкает малахитовое море.               
                И линию капризных берегов               
                Лениво повторяют горы.               

                И в зелени упрятаны густой,
                В горах дворцы и дачные веранды
                Сверкают белоснежной красотой
                Среди магнолий, пальм и олеандров

                Здесь корабли приходят в старый порт:
                Визит Европы к древним стенам Азии.
                И над волной, вздымая белый борт,
                Плывет красавец теплоход «Абхазия».

Вообще Кавказское Причерноморье (легендарная Колхида на берегу древнего Эвксинского Понта с мифами про Ясона и «Золотое руно») отличалось каким-то особым богатством и пышностью пейзажей, похожих в моем воображении на некие театральные декорации с античными руинами на заднике сцены. Здесь царил дух древней Эллады и греческого театра времен Эврипида.

Как-будто, занавес раздвинулся неслышно, 
И моря даль открылась с высоты.               
Вдоль побережья кипарисов пышных            
На фоне неба темные следы.               

Спит море в окаймленье кипарисов,             
Как чаша, налитая до краев,               
И корабли качаются у пирсов,               
Приплывшие от дальних берегов.               

И города вечернего у моря
Гигантское открылось  полотно,   
Где, с греческими статуями споря,
Пьют юноши понтийское вино.

Где ожила, как карта побережья,
Вся панорама неба и воды:
Морские пляжи, горы в шапках снежных,
И виноградники в долинах, и сады.

Здесь знаки для судьбы благоприятны,
Морскую гладь чуть морщит легкий бриз,
И кажется весь мир, вся жизнь театром,
Ожившей декорацией кулис.   
 

Поехать в Болгарию было сложнее. Мало было достать путевку и иметь деньги. Таким беспартийным и уже не комсомольцам по возрасту, как я, надо было еще пройти через комиссию партийных ветеранов при райкоме КПСС, чтобы получить разрешение для выезда за рубеж. Требования для поездки в эту братскую страну были, конечно, менее жесткие, чем, например, в Югославию. Как говорилось тогда, «курица – не птица, а Болгария – не заграница». Тем не менее, поволноваться пришлось. Меня должен был сопровождать на заседании комиссии секретарь парторганизации института, и я должен был отвечать на какие-то вздорные вопросы членов комиссии о современной Болгарии.  На один из вопросов, не помню точно какой, я так и не смог ответить, но все таки разрешение на поездку для отдыха получил. В Болгарию мы ездили отдыхать семьей несколько раз. Поездки на болгарские курорты: в Солнечный берег, Золотые пески, Албену, считались стандартным отдыхом для советских людей, оформлялись через профсоюзные комитеты, и были хорошо отлажены. Приезжали группами, кажется на 18-20 дней, и стоили они сравнительно недорого, примерно 165 руб. на взрослого человека. Могли быть и скидки через профсоюз. Больше всего нам понравились «Золотые пески» («Златы пясцы») – живописный курорт под Варной с холмистым рельефом и многочисленными уютными пансионатами и ресторанчиками. Это была первая наша поездка на отдых в Болгарию. Прилетели мы в Варну самолетом, а оттуда в Икарусе группу повезли на курорт. Проехав через красивый современный южный город-курорт, автобус выехал на прекрасную автостраду. Дорога все время шла вдоль морского побережья, почти сплошь застроенного отелями и пансионатами. Курорт «Златы пясцы» видимо был популярен и среди немцев (в основном, из ГДР, но также и из ФРГ), которые жили в отдаленном от въезда секторе  курортного городка. Интересен был и самый новый в Болгарии курорт «Албена» со своими ультрасовременной формы отелями, выстроенными в виде небольших пирамид. Самым первым и самым старым курортом считался «Солнечный берег» (Слынчев бряг»), расположенный в южной равнинной части Болгарии, недалеко от города Бургаса. Отели здесь были старой архитектуры, представляя собой ряды безликих кубов. Здесь было мало зелени и трудно было укрыться от жары. Единственным красочным пятном был сохранившийся почти в неприкосновенности еще с турецких времен старинный экзотический городок Несебр с лабиринтом узких улочек, расположенный на узкой косе, вдающейся далеко в море, на южной окраине курорта.
С помощью экскурсий или самостоятельно, мы объездили почти половину Болгарии, побывав и в Варне, и в древней столице Тырнове, и в Толбухине, с его кожевенным комбинатом, а также на месте героической обороны русских войск на Шипкинском перевале в горах главного Балканского хребта. С него мы спустились в Казанлыкскую долину (долину роз), расположенную между двух горных хребтов. Большую ее часть занимали плантации роз для изготовления знаменитого болгарского розового масла, флакончик которого конечно же купили. Съездили мы самостоятельно, местным автобусом, и в Бургас – большой пыльный, но, по своему, красивый белый город, расположенный совсем рядом с турецкой границей. Говорили, что можно из курорта по туристическому свидетельству съездить за небольшую плату и в Стамбул, но мы, будучи с ребенком, не решились на такое предприятие. Не добрались тогда мы только до Софии, расположенной далеко от курортов. Побывали в ней мы уже позднее, через несколько лет.