К. Райкин - О свободе в искусстве. Мнение

Наталья Некрылова
Искусство выигрывает, отворачиваясь от пошлости. Но когда оно отворачивается от великих исторических движений, оно само проникается элементами пошлости.
Плеханов Г.В.




Речь К. Райкина, которую условно назвали "о свободе и цензуре в искусстве", прослушала полностью.
В России появилось довольно много театров, в том числе, персональных театров, частных театров, театральных школ, театральных студий.
Казалось бы, очень хорошо. Больше культурной и умной публики, а значит, выше общая культура населения страны.
Свобода творчества! Дерзайте, проявляйте себя, деятели искусств!
Творите свои великие произведения, художники.
Но всё чаще стало слышно о неоднозначных киносценариях и скандальных театральных режиссёрских постановках, в которых режиссёры изощряются в извращении творений наших классиков и мирового искусства.
Где же их великие творения и шедевры? Где свои собственные глубокие мысли?

Паразитируют на таланте классиков, извращая тексты, смысли, образы и дух их творений. Ущербные ремейки.
Да и все ли, кто причисляет себя к деятелям искусства, таковыми являются?

На афише: А.С. Пушкин "Евгений Онегин", а там жалкий новодел.
Так пишите правду, что это интерпретация русской классики таким-то деятелем, не обманывайте своих зрителей.
Слушала горячее, эмоциональное, истеричное выступление К. Райкина - в день рождения сатирика Аркадия Райкина. Договорился "до врагов и диверсантов" в стране.
Отец-то, хоть сатириком в стране был, а про сатиру К. Райкина ничего не слышно.
Удивительно, но в то, "совковое", как его пренебрежительно называют некоторые, бывшие советские граждане, несвободное время, его отец, Аркадий Райкин, был более свободен и честен, чем многие, которым сейчас "не хватает свободы", чтобы сказать правду о российской жизни.
Свобода - это внутреннее чувство, личностное чувство. Оно или есть, или нет.

Напишите сценарии на актуальные и злободневные темы для русского народа:
- "Историческая рокировка ХХ века: от революции к контрреволюции",
- "Многонациональная Россия и "Каиново братство" девяностых."

Расскажите, вы, называющие русских "квасными патриотами", о том, кто и как совершал перевороты в России, кто и что получил в результате, отразите талантливо и честно, умные деятели искусства, смысл произошедшего фарса в России.
Но нет, мы видим негативные тенденции в искусстве - пошлость, лицемерие, подлог, извращение сути и образов. Искусство? Пародия на искусство...

Райкин призывает к цеховой солидарности, чтобы противостоять "врагам"...,с гордостью говорит, что восстановили Бориса Мильграма в Перми, уволенного из театра. Но с ним не всё так просто.
По словам профессора кафедры отечественной истории ПГНИУ Михаила Суслова, на театральной сцене нельзя допускать пошлости: мата, наготы, сомнительных высказываний и вызывающего видеоряда.
Всё это, по мнению профессора, можно увидеть на сцене Театра-Театра.
Участники круглого стола в Перми, также посчитали сомнительным и расходование средств в театре.
К. Райкин призывает отстаивать всех, из своего цеха, независимо от их взглядов и деятельности?
Прочитала профессиональные мнения и интервью с Б. Мильграмом -
"Мы все претендовали на успех".
Он довольно честно и искренне признаёт:"Сейчас более молодое поколение интересует момент света во тьме мира, уже не 90-х, а теперешнего.
Как выжить? Но мы всё время аппелируем по чувствам - к концу ХХ века.
А ведь все эти основы на самом деле кончились.
Все режиссёры продолжают разыгрывать сюжеты, связанные с отказом от коммунизма.
Да, мы хотим оторваться. А уже оторваться не от чего, всё закончено."

Всё хорошее и доброе разрушено... Рухнула семья... Мир изменился и мы изменились... " театры вообще не понимают, то ли им нужно публику занимать, то ли спектаклями заниматься, которые бы имели какую-то самостоятельную ценность.
Репертуарная политика, с одной стороны, абсолютно бестолковая, с другой стороны, примитивно жёсткая...
- Ты должен дать результат.
- Так вот результат оказывается плачевным, потому что результата у театра нет. За последнее десятилетие это и выяснилось."

Он признаёт, что после того, как выпустил Достоевского, пересмотрел свои взгляды на изменившийся мир: "Тогда я точно ощутил. что я не знаю, что мне делать дальше. Сейчас я совершенно уверен, что в театре вдруг стало не о чем говорить.
Есть деньги, но не о чем говорить. А главное - не для чего. Публика идёт. Все хотят глупости, к которой тоже за десятилетие публику приучили.
К такому глупому, бездумному сниманию штанов и безудержному веселью от этого.
Но мне кажется, что произойдёт сильный отток зрителя. Я его предвижу.
Если в репертуарном театре будет плохо, будет плохо всем, потому что - это столб, на котором держится всё театральное здание."

Он понимает, что разрушены прежние ценности. Об этом же говорили несколько лет назад, за круглым столом, Михаил Ратгауз, Елена Гремина, Максим Кронгауз, Андрей Архангельский.
Любовь Владимировна Адамская признала:"В обществе сейчас нет системы ценностей. В 90-е, культурные запреты были сильно расшатаны, что было культурной трагедией для российской цивилизации."

Знакомо, не првда ли? Разрушить, созданную трудом и многоликой нашей культурой, миллионами нашего народа, систему ценностей до основания...
Но и лучшего, своих великих творений, получается, сами-то пока не создали...

Нужна честность, мужество, а главное, талант, чтобы сказать зрителю то, что он давно ждёт от истинных деятелей искусства - исторической оценки, бесстрашного обличения столетней трагедии России и умения обозначить пути дальнейшего развития страны.
Но не по Сеньке, видно, шапка.
И легче всего искать своих врагов в тех, кому уже тошно смотреть на непотребство - искусственное извращение человеческого восприятия, обвиняя их, что "они служат мелким интересам власти".

Вообще-то, цели искусства - развивать духовно, нести разумное и доброе людям, пробуждать к хорошему и возвышать, а не сносить разум и не развенчивать творения гениев прошлых веков, при этом ещё и умудряясь паразитировать на этих, всемирно известных именах.
Так кто, на деле оказывается "диверсантами" от "искусства", и не медиа-мерзавцы ли, сворачивают разум, снижая уровень культуры в стране, ниже плинтуса?

Когда осознанно разрушается наше общее спокойствие, всё больше провоцируют и испытывают общественное терпение, то у тех, кто психологически и эмоционально не выдержан, возможны протестные реакции, которые, как мы уже видели, бывают, как неадекватны, так и безобразны. К ним надо принимать меры в соответствии с российским законодательством.
Но, может, пора перестать игнорировать и перестать расшатывать там, где должно бы уже проявиться и благоразумие?
Возможно, для кого-то, превыше всего неограниченная "личная свобода", но не граничит ли она, уже с неконтролируемым безумием - бездумием, безответственностью перед обществом и неосознанием разрушительности отрицательных последствий для него?

 "Воспитывают" молодёжь, в сознании которой, цинично развенчивают творения гениев, как сделал в Новосибирском театре, скандально известный режиссёр, продемонстрировав в "Евгении Онегине", половой акт, шокировав зрителей.
На вопрос:"Хотелось посвятотатствовать?"
Последовал ответ:"Хотелось помракобесить.
Я делаю то, что я хочу, и так, как я хочу."

То есть, денег дайте и отстаньте, а мы сами разберёмся как эпатировать, шокировать и "мракобесить" в России?

Может быть, давно пора, перестать искать, в очередной раз, врагов народа в России, а прежде посмотреть на самих себя в зеркало, честным и критическим взглядом, и перестать бездумно кормить своё, как оказывается, не особо и продуктивное тщеславное ЭГО?

Какова ценность вашей деятельности для культуры и искусства, для воспитания  возвышенных, а не низменных, низводящих до животного состояния, чувств в обществе?

 Каков уровень собственной культуры, свободы личности и внутренней цензуры художников, которые должны предполагать нравственные тормоза, отсутствие которых, может приводить к глобальной нравственной катастрофе?