Окна. 5. Белые под угрозой

Анна Филимонова
В тот день Ангелину задержали на заседании кафедры, и она пришла домой позже, чем обычно.
Она застала малыша сидящим в углу, он всем телом прижался к стене, отвернувшись, точно так же, когда она впервые увидела его в детском доме. Он тихо всхлипывал, его худые плечи вздрагивали.
Пожилая соседка сидела на диване с совершенно растерянным видом.

- Что?.. Что произошло? - выдохнула Ангелина, оглядывая комнату.

Детский столик и стул были опрокинуты, шахматы рассыпаны, и по всему полу валялись рисунки Саввы.

- Я не знаю, - в замешательстве пробормотала бабушка, - он тихо сидел, рисовал, потом вдруг рассердился и начал всё бросать на пол. Потом забился в угол и заплакал.

Ангелина заметила пульт, лежащий на диване рядом с соседкой.

- Раиса Петровна... - стараясь унять негодование, произнесла она. - Скажите мне честно - что вы смотрели при Савве по телевизору.

- Мне стало скучно, дочка, - ответила соседка, - и захотелось посмотреть телевизор. Он рисовал, я думала, что он не смотрит, не слышит...

- Что вы смотрели, - переспросила Ангелина как можно спокойнее, - это важно, Раиса Петровна.

- Новости, - немного поколебавшись, ответила соседка, - сначала новости политики, потом пошли криминальные...

- Я же просила вас, - с укором сказала Ангелина, - просила ничего этого при нём не смотреть. Могли бы включить мультфильмы.

- Так ведь стара я для мультфильмов, дочка! Хотела лишь узнать, что в мире творится... Прости меня, не удержалась...

- Вы могли бы и дома это смотреть, - ответила Ангелина и уже мягче добавила, - это я задержалась, простите. Вы можете идти домой, Раиса Петровна, отдыхайте. На кухне пакет с продуктами для вас.

Когда соседка ушла, Ангелина подошла к Савве и присела возле него как тогда, в детском доме.

- Савва, - тихо сказала она, - посмотри на меня, малыш.

Но он не повернулся к ней, продолжая всхлипывать.

- Я знаю, - сказала она, - знаю... Когда я была маленькой, я часто плакала после выпусков новостей. И после некоторых фильмов и даже мультфильмов тоже. Особенно если это были фильмы о войне. Родители не видели, я запиралась в комнате или в ванной. Плакала ночами. Я не могла понять, откуда в мире столько зла и несправедливости, мечтала о волшебной палочке, чтобы всё это исправить. Но такой волшебной палочки не существует...

Савва притих, и Ангелина поняла, что он напряжённо слушает её.

- Белые не всегда выигрывают, Савва, - подняв с пола фигуру белого слона, продолжала она, - и в жизни они не всегда делают первый ход. Это касается не только жизни, малыш, но и любого из нас. Внутри каждого человека и в жизни непрерывно идёт эта битва - иногда побеждают белые, иногда случается наоборот. И те, и другие несут потери. Всё зависит от того, кто ими играет. Но ты знаешь, что, когда сыграно множество партий, общая их сумма ненулевая с той и другой стороны, хотя бывает очень жаль, если выигрыши чёрных перевешивают.

Савва пошевелился и сделал неопределённое движение в её сторону.

- Возможно, со временем будут всё чаще перевешивать выигрыши белых, - немного подумав, добавила она, - будем на это надеяться. Никак не могу отказаться от своей детской мечты...

Савва повернулся к Ангелине, открыл зажмуренные глаза. Она ласково смотрела в эти омытые слезами окна. Малыш протянул руку и легонько коснулся её щеки.