Чужие новости после лекции Дмитрия Быкова

Вячеслав Вячеславов
             В  новой только что опубликованной лекции на вопрос слушателя, которому лень заглянуть в Википедию, и он спрашивает гуру Дмитрия Быкова, тот говорит:

«Пошлость — это всё, что человек делает не для себя, а для чужого мнения; это любые потуги выглядеть как-то в соответствии с чуждыми критериями, то есть это неорганичное поведение».

Весьма размытое соображение. Здесь ключевое слово — «неорганичное». Но оно не всегда может быть пошлым. И, что такое неорганичное поведение? Стоять на одной ноге? Плевать на асфальт? Ходить на котурнах?

Впрочем, вероятно, довольно трудно экспромтом сказать умные слова, которые можно вырезать в граните, поэтому я заглянул в интернет. В Википедии сказано: «Вульгарность, низкопробность в духовном, нравственном отношении».

И я соглашусь с этими словами. Тут же, цветная открытка: певица на четвереньках с микрофоном в руках и обнажёнными ягодицами со стрингами — это уже, явная пошлость. 

Согласен и с утверждением, что в «каждой скромнице живёт пошлячка». И, смело можно добавить: В каждой ханже комфортно существует развратница. Это они постоянно выговаривают автору, что негоже описывать любовные страсти, читать неприятно.

Это как понимать, стыдно? Стыдно, когда видно, а когда читаешь наедине, и никто не подглядывает, то нисколько не стыдно, а можно даже насладиться описанием.

Вообще, лекции Быкова очень часто будят мысли, толкают на написание эссе, хочется и самому высказаться на эту тему. Не потому ли я его слушаю, читаю?

В этих лекциях Дмитрий, часто, выступает как психотерапевт, объясняет простые истины о смысле жизни — в молодости я тоже пытался понять эту истину, и некому было подсказать, никто из окружающих не знал, думаю, и сейчас не все знают.

Спрашивают мнение Быкова от прочитанных ими книг, фильмов. Ну, типа, дома и в компании не с кем поговорить, а тут, Дмитрий подвернулся со своим проектом «Один», почему бы и не поболтать о насущном, наболевшем?

А вот и логический софизм от Быкова:

«Когда-то мне Андрей Кураев подробно объяснял, что сказать «Бога нет» — это значит сказать логический абсурд, потому что если чего-то нет, то это значит, что оно есть, есть понятие».

Вообще, давно замечено, что священнослужители являются великими софистами, так запутают вопрос, извернут, что невольно согласишься с ними, подумаешь, а может быть, они правы.

Мне, лично, ближе ответ Лапласа Наполеону: Моя теория в этой гипотезе не нуждается.

А вот и высказывание о нашем состоянии: «…сегодняшняя российская литература пребывает в таком бездействии, я бы рискнул сказать — в параличе. Я, страшно сказать, за последний год не прочитал почти ни одного современного текста, который бы заставил меня не скажу, что восхититься, но заинтересоваться, который бы был для меня каким-то шоком или который бы мне объяснил происходящее. То есть современности русская литература не трогает вовсе, а если трогает, то у неё получается фельетон чаще всего».

Я давно читаю высказывания известных писателей, которые гордо восклицают: Я ничего не читаю. Даже на нашем сайте некоторые «писатели» твердят это же самое, мол, если стану кого-то читать, то потеряю свою индивидуальность.

Так и хочется воскликнуть: Кто сказал, что она у тебя когда-нибудь была?! Тем более ты писать не умеешь, и до сих пор ничего из себя не представляешь, ибо ничего толкового так и не сотворил.

А вот, и вовсе нечто интересное: «Хотя есть такая версия, что между Бонни и Клайдом вообще ничего не было, поскольку Клайд Баркер [Бэрроу] был гомосексуалистом». Где ещё такое вычитаешь, а Быков сообщает.

А вот, и вовсе глупый вопрос:
«Чем покорить современного читателя?»
«… знал бы — давно бы покорил. Но я пытаюсь, кстати, это делать. Мне кажется, покорить его можно только одним — абсолютно честным и трезвым осмыслением сегодняшнего дня. Такого романа — большого романа на современном материале, который был бы чужд идеологической повестке и рассматривал бы происходящее сегодня как антропологическую проблему, — такого романа нет. Последняя книга такая, на мой взгляд, именно антропологическая, — это «Волны гасят ветер». Попытка написать сегодня об этом антропологическом расслоении (причём деление проходит вовсе не по линии «левые/правые») — вот это было бы очень интересно».

                Ставрополь-на-Волге