Убить Коха... Глава-5. Огранка...
И он стал заводить знакомства в среде людей, представляющих заведомый оперативный интерес для немецкой разведки.
Иными словами, Кузнецов входил в доверие к людям, которых НКВД в чем-либо подозревало.
Случалось, собеседники Кузнецова в разговорах на отвлеченные темы, высказывали свои взгляды на жизнь, не подозревая о том, что крамольные мысли могли стоить им свободы, а то и жизни.
«По нашим материалам», — продолжал генерал, мы видели усиление активности германских спецслужб.
Подписание пакта облегчило немцам проникновение в СССР, расширило возможности для подрывной работы.
Мы это предвидели и принимали соответствующие меры.
К началу 1940 года (я был тогда уже заместителем начальника контрразведки) мы создали 1-й отдел — немецкий.
Возглавил его очень опытный контрразведчик Петр Петрович Тимофеев.
Но вернемся назад, к моменту приезда Кузнецова в Москву.
Идеальным вариантом, конечно, было бы направить его на учебу в нашу школу, по окончании которой он был бы аттестован по меньшей мере сержантом госбезопасности, зачислен в какое-нибудь подразделение в центральном аппарате и начал службу.
Но мешали два обстоятельства.
Во-первых, учеба в нашей школе, как и в обычном военном училище, занимала продолжительное время, а нам нужен был работник, который приступил бы к работе немедленно, как того требовала сложившаяся оперативная обстановка.
Второе обстоятельство — несколько щепетильного свойства.
Зачислению в нашу школу или на курсы предшествовала длительная процедура изучения кандидата не только с деловых и моральных позиций, но и с точки зрения его анкетной чистоты.
Тут наши отделы кадров были беспощадны, а у Кузнецова в прошлом - сомнительное социальное происхождение, по некоторым сведениям отец то ли кулак, то ли белогвардеец, исключение из комсомола, судимость, наконец.
Да с такой анкетой его не то, что в школу бы не зачислили, глядишь, потребовали бы в третий раз арестовать...
В конце концов, мы оформили Кузнецова, как особо,засекреченного, спецагента с окладом содержания по ставке кадрового оперуполномоченного центрального аппарата.
Случай почти уникальный в нашей практике, я, во всяком случае, такого второго не припоминаю.
Что же касается профессиональной учебы, то, во-первых, он не с Луны свалился, новичком в оперативных делах не был, своим главным оружием — немецким языком владел великолепно, да и мы, кадровые сотрудники, которым довелось с ним работать, постарались передать ему необходимые навыки конспирации, работы с агентурой и т. п.
Со своими способностями он все эти премудрости схватывал на лету.
Кузнецов был чрезвычайно инициативным человеком и с богатым воображением.
Так, он купил себе фотоаппарат, принадлежности к нему, освоил фотодело и впоследствии прекрасно сам переснимал попадавшие в его руки немецкие материалы и документы. Он научился управлять автомобилем, и когда во время войны ему в числе иных личных документов изготовили шоферские права, выданные якобы в Кенигсберге, ему оставалось только запомнить, чем немецкие правила уличного движения отличаются от наших.
«Колонист» был талантлив от природы, знания впитывал как губка влагу, учился жадно, быстро рос как профессионал.
В то же время был чрезвычайно серьезен, сдержан, трезв в оценках и своих донесениях.
Благодаря этим качествам мы смогли его впоследствии использовать как контрольного агента для проверки информации, полученной иным путем, подтверждения ее или опровержения.
К началу войны он успешно выполнил несколько моих важных поручений.
Остался весьма доволен им и мой товарищ также крупный работник контрразведки Виктор Николаевич Ильин, отвечающий тогда за работу с творческой интеллигенцией.
Благодаря Ильину Кузнецов быстро оброс связями в театральной, в частности балетной Москве.
Это было важно, поскольку многие дипломаты, в том числе немецкие, и установленные разведчики весьма тяготели к актрисам, особенно к балеринам.
Одно время даже всерьез обсуждался вопрос о назначении Кузнецова одним из администраторов... Большого театра".
Скромничает генерал, Ильин здесь ни при чём. Кузнецова в артистические круги, тогдашней Москвы, по просьбе мужа, генерал-лейтенанта Райхмана, ввела прима-балерина Большого театра Ольга Лепешинская.
Именно она, со свойственным ей усердием подготовила неотесанного провинциала к появлению в высшем свете, к которому она принадлежала по своему рождению.
Дворянка, задорная комсомолка, принципиальная коммунистка, балерина от бога, пред
обаянием которой не устоял, сам вождь и учитель, приглашавший её на все увеселительные мероприятия, и лично просивший её, на этих выступлениях танцевать не в пачке, а в платьице.
Виктор Николаевич Ильин только подтвердил, что:
«... у Кузнецова было несколько близких приятельниц — балерин Большого театра, в том числе и достаточно известных, которые охотно помогали ему завязывать перспективные знакомства с наезжающими в Москву гражданами Германии, а также с дипломатами».
© Copyright:
Алекс Фельдман, 2016
Свидетельство о публикации №216111800853