Клавесин сценарий короткометражного фильма

Нонна Ананиева
Нонна Ананиева

КЛАВЕСИН

оригинальный сценарий
короткометражный художественный фильм

Моб. +7 (925)508 54 37
Эл. Почта: ariananonna@yandex.ru

Москва
2016

Что делать, если в пятьдесят мужчине встречается девушка, и невозможно понять, каких чувств больше: отцовских или мужских? И как можно быть так сильно похожей внутренне на погибшую дочь, оставаясь внешне совершенно на неё не похожей? Но девушка определённо что-то знает о гибели дочери. Знает и молчит. Ему удаётся её разговорить. После этого он понимает, что они связаны навсегда.

1. НАТ.ШОССЕ.ДЕНЬ.

Шоссе Адлер—Сочи. Начало сентября. Солнечный день. Дорога идёт в окружении зелёных гор, затем с одной стороны виднеется Имеретинская долина с олимпийскими объектами. По дороге едет внедорожник.


2. ИНТ.МАШИНА ВЛАДИМИРА.ДЕНЬ.

Во внедорожнике на переднем сидении едут: ВЛАДИМИР (50) — спортивного вида, рыжие, коротко подстриженные волосы, зелёные глаза, и ИГОРЬ (49) — худощав, с большими карими глазами немного лысеющий шатен. За рулём Владимир.

ИГОРЬ
Маргарита просит её простить, что не смогла приехать. С детьми проблемы. Не может их оставить.

ВЛАДИМИР
(ухмыляется)
Переживём!

ИГОРЬ
Ну, да. Что-то мне подсказывает, ты не будешь особо переживать по этому поводу.

ВЛАДИМИР
Ты всегда проницателен. Поэтому сделал столько бабла. Людей чуешь. Лучше смотри по сторонам! Ты, кажется, ещё не был в Олимпийском Сочи.

ИГОРЬ
Если бы не наша старая дружба и твой юбилей, не знаю, когда бы собрался. Пока не тянет.

ВЛАДИМИР
Вот она новая Имеретинская долина! Любуйся! Там, подальше — главная арена. А что, отец детей не помогает? Он же тоже, вроде, в Испании?

ИГОРЬ
Оставь!

ВЛАДИМИР
Оксане было двадцать три, верно?

ИГОРЬ
Двадцать два.

ВЛАДИМИР
Извини, что спросил. Как—то само вырвалось. Приятель один тоже потерял парня в автокатастрофе совсем недавно, этим летом. Сам не свой. Дело такое…

ИГОРЬ
Ничего. Я, в принципе, очень стараюсь относиться к этому, как к испытанию. Сейчас легче. Дом продал, все Оксанины вещи. Что—то просто раздал. Остались только воспоминания.

ВЛАДИМИР
Ты сильный, Игорёк. Всё равно об этом бы у нас зашла речь.

ИГОРЬ
Наверное. Я тебя знаю. Но тебе можно. Иногда представляю, что она просто уехала. Послал её учиться.
(смотрит в окно)
Да, понастроили.
(вздыхает)

ВЛАДИМИР
Сочи — не Москва. Здесь ничего не будет тебе напоминать о случившемся.

Звонит мобильный. Владимир подносит к уху телефон.

ВЛАДИМИР
Едем, едем! Ещё минут двадцать.
(Игорю, держа телефон у уха)
Оля.

 Игорь улыбается и смотрит в окно.


3. НАТ. ВОРОТА ДОМА ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ.
Внедорожник подъезжает к массивным воротам дома, обнесённого высокой деревянной оградой из поперечно сложенных досок. Ворота разъезжаются.


4. НАТ. ДВОР ДОМА ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ.
Внедорожник въезжает во двор—сад и останавливается на вымощенной площадке под навесом рядом с припаркованным красным спортивным автомобилем. Игорь и Владимир выходят из машины.

ВЛАДИМИР
(показывая кивком на спортивный автомобиль)
Это Олина Жар—птица. Она, как всегда, в своём духе. На других не ездит.


Друзья идут по дорожке к главному входу дома. По мере приближения слышится музыка: Гендель Соната №7 Пассионария, исполняемая на клавесине.


5. ИНТ.ГОСТИНАЯ ДОМА ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ.
Игорь и Владимир заходят в гостиную. Просторное помещение с высокими потолками и большими окнами. На белых стенах чёрно—белые фотографии, белая мягкая мебель и клавесин, который стоит почти в центре. За клавесином сидит и играет рыжеволосая, зеленоглазая, тоненькая, почти прозрачная девушка. Она напоминает фею — настолько хрупок и эфемерен её образ. Лицо не выражает никаких эмоций, заметно только, что она сосредоточена на музыке. Игорь замер от неожиданности. У него широко открыты глаза от удивления и восхищения. Но через мгновение он хмурит брови и наклоняет голову в одну сторону, прислушивается и внимательно осматривает глазами клавесин.

ВЛАДИМИР
(машет рукой вверх вниз перед глазами Игоря)
Эй! Это моя Зойка. Настоящая золотая жемчужина Черноморского побережья.
(смеётся, чувствуется гордость за дочь)

ИГОРЬ
Правда? Зоя? Когда же я видел её в последний раз? Лет пятнадцать назад?...
(Зое)
Здравствуйте, Зоя! Я друг вашего папы, собственно…

Зоя молча кивает им, не переставая играть. После кивка она играет даже с ещё большей отстранённостью.


6. НАТ. БЕСЕДКА В САДУ ДОМА ВЛАДИМИРА. ВЕЧЕР.
В беседке накрыт ужин. За столом Владимир, Игорь, Зоя, ОЛЬГА — эффектная брюнетка с красными губами. Стол полон фруктов, десертов, стоят бокалы с вином и чашки для чая. Игорь сидит напротив Зои. Он не сводит с неё глаз. Зоя чистит яблоко левой рукой столовым ножом и старается, чтобы шкурка не оборвалась. Она делает это также сосредоточенно, как играет на клавесине.

ИГОРЬ
Зоя, а что вы ещё играете кроме Генделя?

ЗОЯ
(улыбаясь)
Где ваша знаменитая трёхдневная бородка, Игорь?

Игорь поспешно дотрагивается рукой до своей гладко выбритой щеки и бросает вопросительный взгляд на Владимира.

ЗОЯ
Простите, мне пора.
(кладёт яблоко на тарелку)
Благодарю за компанию.
(Игорю)
Хорошо, что вы один приехали.
(встаёт)
Спокойной ночи всем!

Зоя выходит из—за стола. Игорь следит за ней глазами.

ОЛЬГА
(поспешно)
Иди, дорогая! Спокойной ночи! Будь по—внимательней!

Зоя идёт по направлению к дому, стройная, высокая.


ИГОРЬ
(как ни в чём не бывало)
Какой же вкусный вы сделали ужин!

ВЛАДИМИР
На здоровье! Сплошная  органика, как ни крути.
(пододвигает к Игорю блюдо с пирогом)
Мы тут решили… точнее, я решил, вообще—то… отпраздновать мой ДР в Пятигорске. Знаешь, родной дом, старики ещё живы, родня, соседи, одноклассники…

ИГОРЬ
Отличная идея! Ты что, меня спрашиваешь?

ВЛАДИМИР
В каком—то смысле да. Понимаешь, у Зои завтра есть одно важное дело с утра, ну, очень важное…
(смотрит на Ольгу)
А нам надо трогаться завтра в шесть, ни свет ни заря…

ИГОРЬ
И?
(смотрит на Ольгу)

ВЛАДИМИР
Да хотели тебя попросить подождать Зойку и поехать в Пятигорск вместе с ней на моей машине. А мы завтра на Олиной «Формуле» вдвоём сиганём. В шесть утра. Ты как на это смотришь?

ИГОРЬ
Никаких проблем, ребята! Зоя знает дорогу, если что?

ОЛЬГА
Конечно! Она водит машину, просто…
(смотрит неуверенно на Владимира)
Просто, она немного приболела в последнее время…

ИГОРЬ
А что с ней?

ВЛАДИМИР
Лучше, если ты будешь за рулём.

ИГОРЬ
Ну, конечно! Не волнуйтесь!

Игорь пододвигает чашку к Ольге, у которой в руках большой фарфоровый чайник. Она наливает ему чай.

7. НАТ. ШОССЕ СОЧИ—ПЯТИГОРСК.ДЕНЬ.
Внедорожник едет по дороге. С одной стороны скала, а с другой лес, уходящий вниз. Вдали виднеется небольшая горная речка.

8. ИНТ. АВТОМОБИЛЬ ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ.

Игорь и Зоя едут на переднем сидении машины. Игорь за рулём.

ИГОРЬ
Молодая девушка играет на клавесине. Не совсем обычный выбор. У вас давно этот клавесин?

ЗОЯ
Да нет… Несколько месяцев.

ИГОРЬ
(решительно)
Знаешь, я точно знаю, что на твоём клавесине кожаные плектры, которые надо заменить, а левая передняя ножка склеена, и на ней есть металлическая скоба у самого основания.

Зоя резко поворачивает к нему голову и хочет ответить, но в это мгновенье через лобовое стекло видно, как на дороге перед машиной неожиданно появляется собака. Игорь резко тормозит.

9. НАТ. ШОССЕ, ПО КОТОРОМУ ЕДЕТ АВТОМОБИЛЬ ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ.
Внедорожник на шоссе. Видно, что машина резко тормозит . Толчок от торможения очень сильный, машина выскакивает на обочину и едва не ударяется о скалу с правой стороны, где сидит Зоя.

10. ИНТ. АВТОМОБИЛЬ ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ.
Зоя обеими руками опирается о приборную доску машины.

ЗОЯ
(очень испуганно)
Что это? Выпустите меня!
(расстёгивает ремень безопасности)
(кричит)
Откройте дверь, Игорь!

Зоя нервно дёргает за дверь, пытаясь её открыть. Наконец она открывается.

8. НАТ. ОКОЛО МАШИНЫ ВЛАДИМИРА НА ДОРОГЕ. ДЕНЬ.
Зоя выскакивает из машины, перебегает дорогу и устремляется вниз в заросли. Вдали виднеется небольшая река.

9. НАТ. ШОССЕ. МАШИНА ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ.
Игорь старается как можно быстрее вырулить машину на более безопасное от движения место, это занимает какое—то время. Он наконец паркует машину, выскакивает из неё и устремляется по направлению, куда убежала Зоя.

10. НАТ. ПРИДОРОЖНЫЕ ЗАРОСЛИ. ДЕНЬ.
Игорь бежит по лесу по направлению к реке и выкрикивает «Зоя!». Видит вдали красную кофту Зои.

11. НАТ. БЕРЕГ РЕКИ. ДЕНЬ.
Пологий берег небольшой горной речки. Сваленное дерево, на котором сидит Зоя и смотрит на воду. Подходит Игорь быстрым шагом. Зоя резко поворачивается.

ЗОЯ
Вы в опасности, Игорь!

ИГОРЬ
Я? Самое страшное в моей жизни уже случилось.

ЗОЯ
Если вы не отомстите за смерть Оксаны, я тоже умру.

ИГОРЬ
(останавливается около дерева)
Зоя, я чувствую что-то. Говори! Я прошу тебя! Я понимаю, что твои родители смылись утром, оставив нас вдвоём. Я всё понимаю. Что ты хочешь мне сказать?

ЗОЯ
(приглашая его рукой сесть рядом)
Оксана любила две вещи: классическую музыку и биохимию. А вы, Игорь, любили всё, что любила Оксана. Так?

ИГОРЬ
(немного удивлённо, но спокойно)
У меня больше не было детей. Она была невероятно талантлива. Ей пророчили яркую научную карьеру. Ты просто этого не знаешь, наверное.

ЗОЯ
Чего я не знаю? То, что вы собирались открыть ей лабораторию, единственную в России по измерению теломеров? Точную копию той, что есть в Мадриде? То, что вы пригласили в проект профессоров МГУ Рябцева и Краснова? То, что вы продали долю в торговом центре ради этого?

ИГОРЬ
Откуда ты это знаешь, Зоя?

ЗОЯ
И вдруг Оксана погибает! Смерть на ровном чистом сухом шоссе рано утром!

ИГОРЬ
Владимир! Он тебя тоже вовлёк в эту историю. Я не стал его слушать тогда.

Зоя медленно расстегивает и снимает кофту. Остаётся в бюстгалтере.

ЗОЯ
Пятое сентября прошлого года.

Игорь напряжённо смотрит в недоумении, не шевелится. Зоя встаёт с дерева. Молодое упругое стройное тело, золотые волосы, бликами играющие на солнце, серьёзные зелёные глаза смотрят на него чуть прищурившись. Игорь делает шаг назад. Вдруг Зоя разворачивается к нему спиной, и Игорь видит шов от операции, идущий от  правого предребья к середине спины.

ЗОЯ
Я лежала в центре Бакулева. Острая почечная недостаточность. И вдруг привозят донора, девушку, попавшую в автокатастрофу — та же группа крови, возраст.

Зоя поворачивается к Игорю лицом.Игорь стоит как каменный истукан, плотно сжав губы.

ЗОЯ
У меня её почка, Гусь! У меня почка Оксаны!

ИГОРЬ
(ошеломлённо, не веря происходящему)
О, Господи!... Гусь… Ты сказала «Гусь»?

ЗОЯ
Да, я назвала тебя так, как тебя называла маленькая Оксана. Я и есть Оксана. Я живу ею.
(надевая и застёгивая кофту)
Пошли! Пошли отсюда! Куда угодно!
Я поведу машину! Никакого Пятигорска нет. Мы возвращаемся!

Зоя решительно идёт по направлению к шоссе. Игорь следует за ней.

ИГОРЬ
(Кричит)
Стой! Зоя!

Догоняет её, хватает за руку.

ИГОРЬ
Говори всё! Поехали к твоим родителям! Что вы делаете со мной?

ЗОЯ
Я любила тебя больше всех на свете! Ты должен!

ИГОРЬ
Что я должен?

Зоя вырывается из его рук. Продолжает быстро идти. Игорь идёт за ней.

ЗОЯ
Следующим будешь ты, а потом я. Я опять! Ты понимаешь, что я говорю? Она ни перед чем не остановится!

ИГОРЬ
Кто не остановится?

Зоя ускоряет шаг. Игорь следует за ней.

11. НАТ. ПЕРЕД МАШИНОЙ ВЛАДИМИРА. ДЕНЬ.
Зоя подходит к машине Владимира, останавливается у двери водителя.
ЗОЯ
Дай мне ключи от машины!

ИГОРЬ
Нет! Садись в машину!

ЗОЯ
Правое переднее колесо было откручено, и меня… Оксану занесло на встречку, поэтому она столкнулась с автобусом. Почему ты не стал расследовать? Почему ты поверил, что она могла заснуть за рулём?

Обходит машину, открывает дверь со стороны пассажира.

ЗОЯ
Ладно, поехали! Здесь есть ресторан рядом. Я хочу горячего чаю. Мне таблетки надо выпить и успокоиться.
               
ИГОРЬ
Ты такая же сумасшедшая, как твой отец.

ЗОЯ
(вдруг смеётся)
Привыкай!

Зоя садится в машину и хлопает дверью. Игорь серьёзен и задумчив. Он медлит несколько секунд, затем садится в машину.

12. ИНТ. ПРИДОРОЖНЫЙ РЕСТОРАН. ДЕНЬ.
Зоя и Игорь сидят за столиком ресторана.

ЗОЯ

Месяца через два после операции начались сны. Сначала я видела катастрофу. Несколько раз подряд. Я боялась ложиться спать. Потом я стала разговаривать с тобой. Я спрашивала, и ты мне всё отвечал. Про маму, бабушку, про лабораторию…

ИГОРЬ
Ты сказала об этом родителям?

Игорь смотрит ей в глаза. Зоя отвечает ему своим взглядом.

ЗОЯ
Не сразу. Я стала читать про клеточную память, про то, как клетки донора влияют информационно на того человека, которому они были пересажены. Оказалось, что таких случаев полно. Клеточная информация влияет привычками, талантами и потом я стала находить случаи, где люди с донорскими органами находят убийц своих доноров. Я могу тебе дать линки, если ты мне не веришь.

ИГОРЬ
Каких убийц, Зоя?

ЗОЯ
Маргарита хочет развод. Она в сговоре со своим первым мужем. Ты тратил деньги на Оксану, а не на неё. Она всегда была на втором месте. Что ещё тебе не понятно?

ИГОРЬ
Зоя, ну, перестань, пожалуйста! Это всё домыслы Владимира. Он как—то невзлюбил Марго с самого начала. Она неплохая женщина, очень красивая.

ЗОЯ
(выкрикивает)
При чём здесь её красота?

ИГОРЬ
Нельзя врываться в личную жизнь вот так. Мы многое с ней пережили. Успокойся, Зоя!

ЗОЯ
Оксана… застала её в постели с Виктором, её первым мужем. Я даже знаю его имя, ты слышишь?

ИГОРЬ
(нервно проводя по волосам от лба к затылку)
Так. Понятно. Что ещё?

ЗОЯ
Вы продали дом в Подмосковье на Киевском шоссе. Огромный рубленый терем, который вам делал питерский архитектор. Стоимость продажи была другой. Но я не знаю суммы. Этого, к сожалению, я не знаю. Точнее, я ещё… не получила ответ. Надо ждать. Всё, хватит!
 
ИГОРЬ
Я не знаю, что тебе сказать.
(задумывается)
Клавесин… То, как ты играла, нельзя повторить. Это её музыка. Ты закончила институт какой—нибудь? У тебя есть профессия?

ЗОЯ

Я врач—косметолог. Как мама.

ИГОРЬ
Ольга же архитектор. Ах… да! Клеточная память…

ЗОЯ
Я прочитала всё, что нашла про лабораторию и про теорию теломеров. Отличный проект! Супер диагностика! Человек узнает свой жизненный лимит.

Игорь улыбается и качает головой. Потом застывает с широко раскрытыми глазами.

ИГОРЬ
Я не понял, это сделка, Зоя? Ты хочешь лабораторию?

ЗОЯ
Честная сделка, Гусь!

У Игоря звонит телефон. Он смотрит на монитор, но не отвечает. Зоя берёт маленький чайник со стола и наливает себе чай в чашку, ставит на место чайник. Телефон опять звонит. Игорь показывает ей монитор телефона — там светится имя «Владимир».

ЗОЯ
Тебе решать. Я всё сказала.

Игорь подносит к уху телефон и говорит в трубку.

ИГОРЬ
Алё! Вот сижу гадаю, как тебе удалось найти Оксанин клавесин?

Зоя улыбается, и смотрит на Игоря. Находит его руку и кладёт свою тонкую нежную кисть сверху.

к о н е ц