21. Ещё одно письмо с ответами на мои вопросы

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Академик Максим Анисимович Кронгауз


Продолжаю публиковать письмо П.В. Пафнутьева:

"Поиск оказался успешным и, установив контакт с Максимом Кронгауз [1], я договорился о встрече и передал ему всё что было мной обнаружено и что касалось их фамилии.

К тому времени я о Гриневиче и не подозревал, хотя в многочисленных письмах и черновиках мне иногда попадались записи, письма и открытки с рисунками, подписанные «твой Митяй». Но не зная круг её общения, я и не подозревал, что под этой подписью скрывается Дмитрий Гриневич.

Таким образом, я передал Максиму всё что мне удалось обнаружить (документы, свидетельства, удостоверения, черновики из переписки с аппаратом Сталина, заявление в милицию, членский профсоюзный билет... – всего уже не припомню и, конечно, фотографии, на которых я практически никого не знал. Самое ценное, что там я нашёл и отдал, так это история их семьи с фотографиями отца, деда, свидетельства о рождении...).

Поймите правильно, я просто не мог выкинуть такие вещи, это дело семьи, и я посчитал, что только они вправе решать, что с ними делать. И вот когда я закончил с её архивами, то в самом конце обнаружил несколько чемоданов и стопки картин в латунных рамках.

Это была графика. Изящество и мастерство, с которыми они были нарисованы, поразили не только меня, человека весьма далёкого от живописи, но и тех кому я показывал эти рисунки. Постепенно разбирая чемоданы и вспоминая то, о чём перед смертью мне рассказывала Евгения Ивановна, я понял, что это картины художника Гриневича.

Ну а дальше, когда я уже обнаружил дневники, личные вещи (наручные часы, кохиноровские карандаши в большой коробке, и ещё кое-что.) все сомнения отпали, и я решил, предметно всё разобрав, начать поиск родственников.

Поиск результатов не дал. Детей у Гриневича не было.

Его жена Анна (работала учителем в школе) рано умерла, видимо, от рака. Есть её фотография и прядь её волос аккуратно уложенная в почтовый конверт и приклеенная на обороте фотографии, заключённой в рамку.

Видимо, любовь к ней он сохранил на всю жизнь. Есть ещё, если мне не изменяет память, свидетельство о браке и свидетельство о смерти, что-то ещё....
Вы спрашиваете, почему Гриневич назвал Феню Филипповну Кронгауз ОНА и ЭТА. Мне трудно комментировать слова человека, который мог просто так неудачно выразиться.

В интернете мне попадалась информация, сейчас уже и не припомню от кого именно, но писала женщина, и как мне показалось с некоторой личной антипатией говорила о Кронгауз, что-то вроде того, что «...эта небольшого роста, …с лицом бухгалтера, ...еврейка», мне показалось это просто оскорбительным и я не стал далее читать.
Честно говоря, всё то, что я узнал о Ф. Кронгауз на тот момент, никак не вписывалось в тот образ, который сложился о ней у меня.

А слова и записи этой женщины, попахивают типичными бабскими разборками (завистью, причин может быть много), а уж ставить человеку то, что она еврейской национальности, полагаю просто отвратительно и недопустимо просто с точки зрения морали. И вдвойне всё это отвратительно потому, что человек, ушедший из жизни, тебе уже не может ответить [2].

Так что, отнеситесь к этому спокойно. Я для себя называю интернет – большой помойкой, где можно найти интересные вещи и интересных людей, а можно встретить и обыкновенный мусор. Так что у Максима Кронгауза могут быть письма, написанные Гриневичем – Ф. Кронгауз, возможно, фотографии где они вместе.
НА СНИМКЕ: Максим Анисимович Кронгауз

У меня же остались некоторые шаржи, которые Дмитрий Петрович набросал на листке, изобразив Феню плавающей в море (они вместе отдыхали на море); есть их фотографии… но это всё из архива самого Гриневича.

Повторюсь, что все его дневники я ещё до конца не дочитал и не смотрел по причине того, что мои поиски родственников или единомышленников, кому интересна его судьба, я на первом этапе не нашёл, а потому и работа с архивами велась от случая к случаю, и только сейчас, после знакомства с Вами, я всё пересматриваю уже совсем по-другому.

Похоронена Ф. Кронгауз на Даниловском кладбище в г. Москве, там же, где ранее были похоронены её сестра Анна с мужем Иваном (родители Евгении Ивановны Невструевой, сын Невструевой Алёша, там же теперь покоятся Владимир Андреевич и сама Евгения Ивановна).

Я ухаживаю за могилкой (я обещал им, что сохраню память о них и накажу своим детям чтить этих уважаемых и достойных во всех отношениях людей, вне зависимости от их вероисповедания). <…>

Отвечаю на вопрос о том, что у меня есть о Гриневиче.

Есть практически всё – от его школьного аттестата и до последнего дня в т.ч. фотографии, где он со своими учениками сфотографирован во Дворце пионеров и школьников, что на Ленинских горах, в своё время, будучи школьником и я там занимался в кружке радиолюбителей, там же меня принимали в пионеры.

Есть отдельная папка, где хранятся документы, подтверждающие его родословную. Документы в копиях, но копии сделаны в период выдачи документов, т.е. очень стары. Я их лишний раз стараюсь не ворошить.

Это записи о регистрации браков. Проблема в том, что они написаны на старом польском или итальянском и заверены церковными (католическими) печатями.

Фотографии я вам высылаю и, если у вас найдутся знакомые, которые помогут сделать перевод, буду признателен. Я пытался это сделать самостоятельно в Москве в католическом храме, что на малой Грузинской, ксёндз, посмотрев на копии документов, спросил, действительно ли у меня есть оригиналы этих документов и, получив утвердительный ответ, сказал, что перевод он сделает, но только с оригинала, а потом через некоторое время, предложил мне их продать.

Сказав, что принесу ему оригиналы на следующий день, я ушёл и больше там не появлялся.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/18/745

-------------------------------------
  1. Академик РАН Максим Кронгауз – дальний родственник Невструевой. 
  2. Мне кажется, Павел Валентинович Пафнутьев напрасно так обрушился на Петрушевскую.