18. Отклик П. В. Пафнутьева

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Павел Валентинович Пафнутьев


То, что ты мой читатель сейчас прочёл, было написано мною в 2010 году в «LiveJournal» («Живом журнале»). Ты прочёл также отклики на эти материалы. Тогда мне удалось мало чего узнать о художнике. Осталось больше вопросов, чем было получено ответов.

А вот теперь я к этому материалу добавил немного свежей информации и от П.В. Пафнутьева, и о Нукусском музее.

После отклика Павла Валентиновича Пафнутьева на эту публикацию, всё изменилось самым кардинальным образом. К нему попало наследие Гриневича совершенно случайным образом, даже не прямо от НЕЁ, женщины, о которой я узнал из «Девятого тома» Людмилы Петрушевской. А от племянницы этой женщины, чьё имя теперь я знаю: её звали Феня Филипповна Кронгауз.

Я не сразу нашёл отклик Павла Валентиновича от 11 января 2014, поскольку со времени публикации (15 ноября 2011 г.) прошло уже более двух лет, и я уже редко заглядывал на эту страничку.

Вот он, этот отклик, который я обнаружил, посетив эту страничку в «Живом журнале» спустя две недели после того, как он появился в моём блоге:

 348pavel :

«Дорогие друзья! Несказанно рад, что мои поиски увенчались успехом и, что я нашёл хоть кого-то, кого заинтересовала судьба и работы Дмитрия Петровича! Хвала интернету и его создателям.

Всю историю рассказывать долго и, думаю, сейчас нет смысла.

Но похоже на сегодня, я единственный человек, который знает о Дмитрии Петровиче практически всё.

Волею судеб, по наследству, мне достался его архив и несколько десятков работ, едва не угодивших на помойку.

В настоящее время есть намерение написать книгу и сбросить завесу тайн, так долго окружавших этого человека, художника с удивительной судьбой. <…>

С удовольствием отвечу на ваши вопросы и о его происхождении (отец и мать, брат и сестра) и его ссылке, жизни в ГУЛАГе и участии в ВОВ и работе в Москве простым школьным учителем рисования, последних годах жизни и женщине, которая была с ним рядом до последнего дня...

Осталось много набросков, фотографий, личных вещей... (хватит для открытия музея).

С уходом из жизни его ученика – художника Александра Куркина, я практически уже потерял всякую надежду найти хоть кого-либо, кто лично знал его (работал с ним), кто мог бы, посмотрев старые фотографии, дать пока не найденные мной ответы на вопросы из его биографии.

Сохранился каталог с выставки его работ в Академгородке, и много чего ещё. Давайте вместе вернём людям память об этом удивительном художнике».

Я немедленно ответил. Вот мой ответ от 26 января 2014 г.

 mikat75:

Дорогой Павел Валентинович!

Я крайне заинтересован, чтобы как Вы пишете, «сбросить завесу тайн» и познакомить мир с художником невероятной силы, каким был Дмитрий Гриневич. Я живу с его образами уже около 50 лет. Окажу Вам всемерное содействие во всём и очень хочу вновь увидеть каталог его работ в Академгородке «и много чего ещё».

Дальше мы начали интенсивную переписку по электронной почте, и постепенно я узнал обо всём, что сохранилось из наследия Дмитрия Гриневича и как оно оказалось у Павла Валентиновича Пафнутьева.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/18/671