Летучая сирень

Элеонора Куртенер
Думаю, что многие видели летучих мышей, некоторые - и летучих рыб.
А вот я, не поверите, видела в детстве летучую сирень.
Деревья в то время были большими, я - маленькой, а, главное - все ещё были живы и здоровы, даже и прабабушка с прадедушкой. Часто по утрам мама переводила меня через дорогу (жили мы по соседству) к бабе Мусе и деду Сене, как все их называли. Сама она шла на рынок, готовила обед. Я же проводила время восхитительно. Баба Муся и деда Сеня жили в огромной, с высоченными потолками комнате на первом этаже красивого дореволюционного особняка. Когда-то это был чей-то дом, в Гражданскую войну сначала штаб Деникина, затем штаб ЧОН. Потом сделали коммуналки.
Мои родные приехали в этот дом после возвращения из эвакуации, когда в сорок третьем году Приазовск был освобождён от немцев. Были при комнате огромная веранда и подвал в сорок квадратов. Чего там только не было: даже свинку вырастила баба Муся. А вот деда Сеня смастерил клетки с поддонами для кур. Я всегда помогала бабе Мусе, лазала через забор в сад водолечебницы, граничащей с нашим домом. Трава там была густая, сочная, куры её охотно клевали. Я, громко распевая песни из опереток (особенно мне удавалась выходная ария Сильвы - по громкости), лезла через заборчик на заднем дворе. Потом раскланивалась перед окнами: больные выходили и предлагали конфеты, чтобы я спела что-нибудь ещё.
Траву рвать было некогда, но необходимо. Покормив кур (бабушка варила им кашу), мы обычно ехали в сад на громыхающем трамвае. Теперь этот сад чуть ли не в центре города, а тогда поездка была сплошным приключением.
Вот и в тот раз мы приехали, а дело было в начале июня. Я это к тому, что в Приазовске сирень цветёт в начале мая, а к лету, естественно, отцветает. Собственно сад состоял как бы из двух частей. Первая была светлой, там росли цветы, ягодные кусты и дивная мягкая трава, висели качели. Домик стоя посредине. А во второй, тёмной части сада, росли старые плодовые деревья и возле калиточки за пышным кустом белой сирени мэзон вер - короче, садовый туалет.
Обычно мы с бабой Мусей варили кулеш или обрывали усы у клубники, но в этот раз она попросила что-то принести из тёмной части сада. Я подошла к кусту сирени - что0-то было в нём необычное. Чудо чудное, диво дивное - весь куст был усыпан (в июне!) белыми цветами. Я подошла поближе и вдруг цветы - взлетели!
Я взвизгнула, потом замерла. Цветы плавно опустились на место.
- Летучая сирень, - завопила я.
Прибежал деда Сеня с лопатой наперевес.
- Что, что такое?
Следом подтянулась баба Муся с тяпкой.
- Что такое, Лёка?
- Вот, смотрите, летучая сирень!
И куст снова взмыл в воздух.
- Да нет же, Лёка, это бабочки-путешественницы. Помнишь, в музее, куда мы с тобой револьвер отнесли*, там была коллекция бабочек под стеклом. Их ещё при царе наш учёный изучал и оставил описание.
Кстати, это его родных дворец, в котором теперь музей.
- Вот это да! Бабочки-путешественницы.
Баба Муся скептически улыбнулась.
- Вот что, лягушка-путешественница, пойдём кулеш варить. Пойди лучку, укропца нарви, а ты, старый, воды принеси.
И все занялись хозяйством.
Да, никогда больше не видела я летучей сирени, хотя мне и обычной, и персидской дарили немало.
Ушли из жизни прадед и прабабка, сад продали. Нам от продажи досталось хрустальное ведро - ваза как раз под сирень, скатерть льняная, тоже сиреневая и богемские коньячные рюмки с выгравированной сиренью же.
Иногда душусь любимыми духами
"Шанз Элизе" с лёгкими нотами сирени и вспоминаю лето, детство, все ещё живы, синее небо и взлетает ввысь белая сирень.

* Стихотворение автора "Королева эльфов" на стихи.ру.
Фото с сервера картинки24.ру.