Ужасающий кровавый Макбет

Мари Козлова
Ужасающий кровавый «Макбет»

Опера Верди «Макбет» 17 ноября на исторической сцене Мариинского театра вызвала у меня полный восторг! Так здорово услышать это редко исполняемое произведение Верди, да еще с великолепным составом певцов и в таком потрясающем исполнении! Владислав Сулимский в паре с Татьяной Сержан – совершенно убойная музыкальная сила! Вместе же с Александром Михайловым они могут довести практически до экстаза! Я, по крайней мере, почти сорвала голос, крича всем троим «Браво!».
Хотя опера названа по имени тана Гламиса, Верди сделал музыкальным центром внимание его жену – леди Макбет (Татьяна Сержан). У нее больше всего впечатляющих арий в этой опере. И Татьяна Сержан сегодня была абсолютно неотразима в этой партии! Ее сильный, властный, потрясающе красивый голос, которым певица изумительно владеет, отражал все нюансы переживаний, стремлений и поступков ее кровожадной и властолюбивой героини. Мощь звучания ее голоса, который легко перекрывал оркестр, подчеркивала неуемную жажду власти этой женщины для себя и для своего супруга. Металл ее убийственной решительности в начале, сарказм упреков мужу за излишнюю впечатлительность, смятение от понимания, что ему недостает твердости духа, полное фиаско и смерть в финале – все «живописует» музыка и пение Татьяны Сержан, создавая незабываемый образ страшной в своей обыденности средневековой убийцы.
Для персонажа Владислава Сулимского Верди написал не менее эмоциональную музыку, но в ней больше страха, сомнений, даже сожалений по поводу содеянного. Певец, как обычно, был вокально великолепен в партии Макбета и драматически очень органичен в этой роли. Ведь он по натуре – не убийца, тем более не хладнокровный душегуб. Он приходит в ужас от содеянного – и в первый, и во второй раз. И в его пении даже с закрытыми глазами, даже в непонятной темноте на сцене, когда почти не видны лица артистов, все равно чувствуешь весь накал страстей – радости, жажды власти, испуга, ужаса, одержимости и отчаяния. Самая потрясающая ария Макбета в исполнении Владислава Сулимского в конце третьего действия заставляла затаить дыхание, чтобы не пропустить ни одной прекрасной ноты!
Для меня приятным открытием был Александр Михайлов, спевший Макдуфа, хотя я раньше, кажется, слышала этого певца один раз в «Симоне Бокканегре» и в «Садко». Но сегодня он просто удивительным образом украсил четвертое действие оперы «Макбет» своим сильным, звучным, свободным и подвижным тенором! Замечательный дебют! Искренние поздравления!
Сценография в опере, слава богу, минималистичная, практически не мешает слушать музыку и певцов, но и не помогает. Хорошо, что костюмы все-таки отсылают, если не в Средние века, то хотя бы на несколько веков назад. Почему-то меня очень напрягал огромный окровавленный гильотинный нож, изобретение Великой Французской революции XVIII века, который нависал над сценой и все время качался, а в наше время всеобщей расхлябанности и безалаберности, почему-то становилось не по себе – хорошо ли закреплен? Ведь с подъемом занавеса и началом второй части спектакля явно что-то было не так. Не Верди же написал в музыке почти полутораминутную паузу! А еще я весь спектакль не могла не смотреть на глубоко утопленные – сантиметров на двадцать – люки на сцене, очень похожие на канализационные на раздолбанной дороге провинциального города. Я все время опасалась, что в царящих на сцене потемках, кто-нибудь из артистов подвернет ногу, оступившись на нем. И не зря, один из заговорщиков (я не узнала его, он был в черной маске) во втором акте туда угодил-таки ногой. Я так и не поняла, зачем подвергать певцов такой опасности, если для действия и декораций абсолютно не важно, заглублены эти люки или располагаются вровень с полом.
Но сегодня меня уже не удивляли ни висящие над сценой скелеты (реализованная метафора о веревке, о которой нельзя говорить в доме повешенного?), ни торжественный прием, на котором гостей угощали из двух странных жбанов, похожих на емкости для перевозки обеда механизаторам на полевой стан (очень напоминает сцену из спектакля Мариинки «Сказание о невидимом граде Китеже…»), ни магический круг и разбросанные в нем трупы-духи, от запаха тления которых Макбету приходилось даже прикрывать нос плащом. Не поразилась я и смелости гостей короля, которые осмелились не просто сидеть на столе в присутствии монарха, но и как-то подозрительно натурально изображать весьма интимные намерения. Даже посмотрев многосерийный британский фильм «Тюдоры», понимаешь, что это было абсолютно исключено. Но у меня возник вопрос, неужели существует какой-то международный учебник для режиссеров, по которому их учат каким-то очень унифицированным приемам, эдаким штампам от режиссуры, что они независимо от гражданства как-то необъяснимо единообразно мыслят? Или у режиссеров есть специальные международные рекомендации, как в медицине, и по лечению конкретных болезней, от которых ни один врач отступить не может? Или Россия подписала какое-то международное соглашение в области режиссуры, как мы сделали в сфере образования, что теперь должны отрабатывать свои обязательства? Мне в опере «Макбет» режиссура не мешала, только света на сцене не хватало, а очень мечталось на артистов посмотреть! Просто хочется знать, откуда ветер дует. И где подправить надо? Как всегда, как говорил М. Жванецкий, в консерватории? Или где-то еще?
Но за щадящую режиссуру все равно спасибо! А певцам за исполнение оперы «Браво!».