Почему нет персональной картинной галереи у народн

Владимир Владыкин 2
ПОЧЕМУ НЕТ ПЕРСОНАЛЬНОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ У НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА Ю.А.МАХОТИНА?

Не раз приходилось слышать от гостей нашего города о том, есть ли в Брянске художественный музей? Как же,  как же, в городе Партизанской Славы и не может быть музея живописи, ваяния и зодчества? Ну что можно было ответить гостям, которые оба художники.
 Музеев у нас несколько: начнём с выставочного зала на бульваре Гагарина.  Это самая известная площадка для любителей искусства. Она находится в самом центре нашего древнего города. Хотя о его древности они и слышать не хотят, им подавай современные красивые кварталы. Своим гостям я зубы заговариваю, мол, краеведческий, как и художественный, музей долгие годы не мог найти постоянного пристанища.
И вот уже около сорока лет он стоит на площади Партизан. Мои гости у меня пытаются спросить, а где же ваш художественный музей? Я им пробую втолковать про мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Вот, дескать, где можно всё  посмотреть. Но они мне: подавай нам ваших художников! Боже, да их же у нас много! Чего стоят только народные художники братья Ткачёвы, у них музей прекрасный, да и заслуженных два или три. И ещё один – народный и всероссийски известный – Юрий Андреевич Махотин. 
Один из моих гостей, знаток творчества народных художников, обещал мне перечислить поимённо почти в каждом регионе страны вот этих самых народных художников, у которых персональные картинные галереи. И тут этот знаток музеев спрашивает: А у вашего Махотина есть персональный музей? Вот чего нет, того нет, мне и самому неловко от того, что  у него музея, к сожалению, нет. Вот это и удивило моих гостей: «Как это нет»? – спросили они хором? «Вот так и нет». Но мы к этому ещё вернёмся.
Вот тебе на! Таких знатоков, как эти двое, я до сих пор не знал. Но им очень хотелось взглянуть, какой же у нас художественный музей. И что же, пришлось повести.
С площади Партизан  нам пришлось идти недолго. С Петропавловского проспекта мы свернули на улицу Емлютина. Музей мы уже прошли, который они даже не заметили, а ведь до него было рукой подать. И тогда мы отравились на Центральный рынок, Советского района. Но торговые ряды гостей сейчас не интересовали. Они у меня допытывались, чего это, мол, я скрываю музей? «Скорее всего, у вас его нет и показать нечего»? А я им и говорю: «Так мы уже прошли в шаге от него, я не знаю, куда вы смотрели». Тогда нам пришлось вернуться чуть назад. 
Я показал то, о чём они так упорно допытывались. И были удивлены тому, что увидели, я не хотел  разочаровывать друзей внешним видом так называемого здания и быстро открыл дверь. В городе, где они живут, несколько музеев художников-уроженцев, они известны далеко за его пределами.
Часа два мы ходили по его залам. Осмотром они остались довольны. Только им показалось, что освещения здесь мало. Но то, что не встретили ни одной картины Ю.А.Махотина меня это и самого удивило. Для оправдания пришлось сказать, что экспозиции здесь меняются. Но я им главного не сказал, что нашему народному художнику Юрию Андреевичу Махотину с 2001 года и по 2014-й приходилось добиваться создания Культурного центра, где бы хранились его полотна, которых насчитывается более двух тысяч. Этих документов – хождения по властным инстанциям – собралось пухлая папка. Махотину в преклонные годы пришлось взять кредит в банке, купить трёхкомнатную квартиру. «И что, ему, народному  и жить негде»?  Вы меня не так поняли, жить ему есть где. Он сам себе открыл картинную галерею. Но разве там можно разместить больше двух тысяч полотен?
Нам пришлось вернуться назад и пройти мимо торгового центра «Родина». Пройти вглубь двора. Хранитель своей картинной галереи – сам Юрий Андреевич вместе со своей супругой Заславой Васильевной Щербаковой. На этот раз был один Юрий Андреевич. Он и был гидом для моих друзей. На стенах полотна мастера. Но здесь их только семьдесят шесть работ, остальные в мастерской, где нет надлежащих условий для хранения дорогостоящих работ. 
Как же так получилось, что тогда, пятнадцать лет назад, ещё при губернаторе Ю.Е.Лодкине, Юрий Андреевич предложил в дар г. Брянску сотни своих работ. Но для их хранения и постоянных экспозиций нужно было добротное помещение. Почему-то городским и областным властям не удалось найти подходящего помещения. Впрочем, здания находились. Но без капитального ремонта все они были непригодны. Вот возле автовокзала Центральному рынку Советского района принадлежит пустующее бывшее здание старинной архитектуры канатной фабрики. Но вопрос о здании так и не был решён. Его надо было капитально отремонтировать, как всегда в городской и областной казне денег на это не нашлось. Между прочим, это здание бесхозяйственно продолжает стоять и спустя десять лет. Стены пошли трещинами. А ведь оно вполне может считаться памятником архитектуры.
Далее хождение по мукам продолжались. Невозможно цитировать всю папку документов, так как они займут много места. Да и нужны ли они тем, кто отвечает за сохранность культуры и духовных ценностей? Тем не менее, невозможно не остановиться на некоторых. Нельзя  сказать, что власти не пытались решить вопрос о персональной картинной галерее Народного художника. Предлагалось выделить и здание музея «Брянский лес». Но этого не произошло не потому, что оно вскоре сгорело. Кому-то нужно было то место под бизнес. Рассматривался и Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина, предлагались и четыре школы. В качестве аргумента, что эти варианты не подходили, Юрий Андреевич   привёл два акта по Овстугской школе в Жуковском районе и школе №57 г. Брянска. В обеих школах подаренные картины были изрезаны. Затем назывался адрес Октябрьская, 36. Но и там всё упиралось в финансы. Искали другие варианты. И упирались в одно и то же. По улице Куйбышева, 8 требовалась реконструкция на 25 000 000 рублей. Денег не нашлось!
И такие обещания продолжались много лет. Юрий Андреевич обращался даже к Президенту. Но тот вряд ли читал его письмо, ответ приходил из ЦФО.  Но у нас же  полномочный представитель за областную власть ничего не решает? Он рекомендовал тогдашнему губернатору Н.В.Денину рассмотреть вопрос. И все благие намерения сводилось к одному, цитирую: «В Брянской городской администрации неоднократно проводилось совещание с приглашением Ю. А. Махотина, где ему предлагались различные варианты размещение картин. Было предложено передать работы художника в областной художественный музей, где есть соответствующие условия и кадры для обеспечения сохранности постоянной экспозиции».
Казалось бы, что ещё надо, коли так? Дело в том, что работники музея нам ответили, если картины к ним поступят, они становятся собственностью музея.  И какой бы народный художник захотел, чтобы его работы пылились в запасниках. Это только на словах могли размещать постоянную выставку его разножанровых работ. А на самом деле… трудно представить, что было бы на самом деле? Скорее всего, ничего…
По словам Юрия Андреевича, его мастерскую посетил только один бывший мэр Брянска, это Вячеслав  Сергеевич Тулупов. Он и нам объяснял, что между домом с часами и с Площадью Партизан намечалось строительство Культурного Центра. Однако всё останавливалось из-за того, что рядом частное домовладение. Хозяин не собирается его уступать городу в обмен на квартиру.
Вскоре В.С.Тулупов вдруг уходит со своего поста.  И о строительстве Культурного Центра пока речи не ведётся.  Правда, в своё время бывший зам. губернатора А.Н. Теребунов ответил так: «Внимательно рассмотрев  Ваше обращение, направленное в адрес Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Правительства В.В.Путина сообщаем следующее. В связи с тем, что в соответствии с действующим бюджетным законодательством выделение бюджетных средств на строительство частных культурных объёктов не представляется возможным нами внесены предложения о строительстве нового выставочного зала в рамках реализации проекта застройки жилого микрорайона на территории старого аэропорта в г. Брянске, в котором разместятся ваши произведения».
На этот ответ Юрий Андреевич отозвался так:  «Это очередная «отписка. Подобных писем в моём архиве скопилось множество. На их основе можно написать печальную повесть «Хождение по мукам».
С тех пор прошло четыре года. Предложение Теребунова, похоже, никто не услышал.
Теперь мой друг-художник называет, как в других регионах России власти любят искусство своих мастеров кисти. Вот Вологде народному художнику Владимиру Корбакову на старом фундаменте купеческого дома построили двухэтажное здание, причём ни одного рубля из бюджета не потратили. В строительстве культурного центра  принимали строительные профильные организации. Они построили его за свой счёт.
В г. Иваново есть дом-музей народного художника  Бориса Пророкова. А в 2001 году там же открылся музей народного художника  Александра Морозова. Ивановский край богат художественными традициями палеховской школы. Чего стоит только Дом-музей народного художника СССР Павла Дмитриевича Корина,  он рассказывает о жизни и творческой деятельности нескольких поколений палехских иконописцев Кориных. Там же – экспозиция Дома-музея заслуженного деятеля искусств РСФСР Ивана Ивановича Голикова знакомит с бытом и семейным укладом основоположника палехской лаковой миниатюры И.И. Голикова.
Музей-мастерская заслуженного деятеля искусств России, скульптора Николая Васильевича Дыдыкина знакомит со скульптурными произведениями Н.В. Дыдыкина, который создал портреты основоположников палехской лаковой миниатюры, памятник А.С. Пушкину в Петербурге. В Ельце есть музей народного художника  В.С. Сорокина. В Орле 2006 года открылся музе народного художника А.И. Курнакова. В Москве музеев много, среди них государственная картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова. Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна. А в Югре –Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева. В центре  Омска в старинном деревянном доме, одном из самых интересных архитектурных памятников города  находится Музей народного художника России К. П. Белова. В городе Мичуринске Тамбовской области есть Музей – усадьба народного художника СССР А.М. Герасимова. В Курской области в пос.  им. Ленина   Советского района в 2006 году основан Дом-музей народного художника  РФ Вячеслава Клыкова. В этом  посёлке он жил, работал.
Ещё и ещё можно называть музеи народных художников из других регионов. Но и этих достаточно, чтобы наши бывшие и сегодняшние градоначальники задумались,  почему бы по-настоящему не взяться за сбережение культуры и национального достояния, коим в данном случае и является огромное творческое наследие Юрия Махотина.
 Так готова ли нынешняя городская власть хотя бы с помощью привлечения меценатов исправить ошибку своих предшественников?
Владимир ВЛАДЫКИН
Член Союза журналистов России.
г. Брянск