Принцип матрёшки

Евгений Азгирь
   Ошибочно полагать, что матрёшка символизирует многогранность личности. Матрёшка скорее представляет собой разных людей в одном теле. Сбрасывая оболочку, кукла предстаёт в ином качестве: другой размер при идентичности убранства, ставшем эстетическим дополнением к идее. Как если бы римский гладиатор стал императором, но за собой всё равно таскал бы грубый ржавый цеп. Или начальник производства спикировал бы в уборщики служебных помещений и на работу надевал бы в итоге любимый галстук с золотой запонкой. Или тактик, ставший стратегом, допускал бы  ошибки, воображая, что люди - оловянные фигурки на боевых полях далёких земель.

***   ***   ***

   - Над всем этим, конечно, посмеялись бы мастер резьбы по дереву и художник. И были бы правы: продукт познаваем в целостности. Совокупность смыслов появляется только в созерцании готовой матрёшки.
   - Так ли всё просто, мой бородатый друг? Ты прав, если ты пришёл в этот мир вчера вечером, когда мы все мирно пили чай и создавали сумеречные слухи. Что же делать тем, кто видит сперва мысль и затем только работает с природой? Бог бы посмеялся над тобой и над твоей материальной матрёшкой.
   - Ты странный. Как бы ты создал мысль о конкретном виде куклы, не видя её прежде?..
   
   Спор продолжился бы и далее, если бы час ухода в иной мир не был так близок для друга с бородой. Над солнцем сгустилась и отламывалась километрами синева. Матрёшка на столе превратилась в бабий силуэт, а фигуры возле неё - соляными столпами с едва различимыми в цвете платками. Тут и там выгорал новый осенний вечер.