Модернизм сегодня

Оксана Студецкая
Оксана Студецкая

Модернизм сегодня.

   «ФУТУРИЗМ – возник в Италии в 1909 году. – Направление в искусстве и литературе провозгласило себя искусством будущего.
     «Наша возрастающая потребность истинности не может быть более удовлетворена формой и краской, понимаемой так до сих пор», - говорят они,
т.е. для них главное не содержание, а форма воспроизведения, т.е. они формалисты. Они хотят показать предмет изнутри, из центра изображаемого (колесо мотора вылезет из под мышки механика). Хаотические произведения футуристов не запечатлеваются в памяти».

   «НЕОТОМИЗМ  - модернизованный томизм.  – «Назад к схоластике» - таков девиз этого идеологического течения. Основную задачу неотомисты видят в толковании «слова божьего».  Неотомисты подчиняют все человеческие знания и искусство религии. Основной их тезис – религия находится в полной гармонии с наукой и с эстетическим познанием, представляющим собой ни что иное, как общение художника с Богом. Задача искусства – вести людям спасительный светоч – веры в Бога».  Представитель – французский философ Жак Маритен (1882г).
  На нашем сайте ПрозаРу немало неотомистов, однако нельзя впадать в крайности. А их навязчивость только отталкивает. Все в меру, у каждого свой ум и своя вера. К Богу человек должен прийти или не прийти сам. (О.С.)

«ЭСТЕТИКА НЕОПОЗИТИВИЗМА, выступающая под разными названиями:
«логический позитивизм», «логический анализ», «структуруализм».
    «Сторонниками так называемой «положительной науки» - неопозитивисты стараются себя представить философами преодолевшими крайности идеализма и материализма.
    Истинная задача философии, по мнению неопозитивистов, - исследование с точки зрения фактов живого опыта самого научного знания.
  Подобный метод исследования вполне необходим и оправдан бурным развитием науки и техники в наш век. Однако под фактами опыта неопозитивисты понимают не объективные предметы, а всего лишь ощущения от этих предметов».
    Представитель неопозитивизма – Огюст Конт, а также И.С. Нарский,
«Современный позитивизм», М. 1961г, стр.42.

   «ЭСТЕТИКА ПРАГМАТИЗМА   - есть ведущее направление позитивизма. Является наиболее циничной философией современности. Она, по сути дела, оказывается способной оправдать все зверства империалистов».

Комментарий и послесловие.
 
 Чтобы не принадлежать ни к каким «измам» не нужно поддаваться никаким модернистическим течениям. Модернизм всегда преходящ, т.е. не вечен, временен, как и мода.  Кого из представителей модернизма  знают и помнят сегодня?
 Не лучше ли оставаться в вечном классическом реализме бытия? Реалистическое изображение жизни и бытия человечества жило,  живет и будет вечно жить! 
 Еще Гегель сказал: «Глубоко личное осмысление мира и столь же субъективное воспроизведение переживаемого всегда составляют специфические особенности самых различных жанров".
   
   Однако творчество не исчерпывается одной субъективностью. Подлинный художник, как губка впитывает в себя веяния противоречивой действительности и реагирует на них. Чем более аккумулирует он в своем творчестве эти противоречия,  чем глубже они задевают его,  проходят через сердце,  тем более объективный смысл получают его произведения.  Говоря о себе, он говорит о своих современниках, а для потомков выступает живым осколком отошедшей в прошлое эпохи.
   
   Художник – это фантазер, ему дано на это право в любом проявлении своего мировоззрения. Выражая свое личное мировоззрение художник запечатлевает жизнь всего человечества, прошлых, настоящих и будущих эпох. Тогда он не принадлежит ни к каким «измам», он остается сам по себе. Но сам по себе в эпохе, от которой он не может быть изолирован, а потому его мировоззрение – это и мировоззрение его эпохи.  (О.С.)

1974-2011г