Буржуазная эстетика сегодня

Оксана Студецкая
 Оксана Студецкая

      БУРЖУАЗНАЯ ЭСТЕТИКА СЕГОДНЯ

     После распада Союза и установлении другой общественной формации в наших постсоветских странах все виды искусства приобрели некую свободу, а, упразднив цензуру, тут же в искусство проникают различные течения, которые были заложены еще в прошлых веках многими буржуазными философами.
     Рассмотрим эти течения в определениях философов и сравним, какой размах они получили сегодня.

     Философско – эстетические  взгляды пользующиеся популярностью в буржуазном мире.

     « Эстетика интуитивизма.

     Основным представителем этого направления является философ-интуитивист француз Анри Бергсон (1859-1941гг).
     Многие произведения Бергсона, написаны с литературным блеском такие как: «Материя и память» (1896г), «Смех» (1900г), «Творческая эволюция» (1907г), «Два источника морали и религии» (1932г) оказали значительное влияние на развитие эстетики и художественной жизни ХХ века.
    По Бергсону интуиция, изначально непознаваема, чужда практике и представляет собой противоположный опыту и мышлению «жизненный порыв», якобы позволяющий осененному человеку постигнуть сущность вещей и явлений окружающего нас мира.
     Материалистическая философия отрицает неподготовленность опытом интуиции и в общих чертах определяет ее как неосознанное знание.
    Человеку внезапно сделавшему открытие, только представляется, что его ни с того,  ни с сего осенило давно искомое решение.  На самом деле открытие, подготавливалось длительным опытом, мучительными поисками, неутомимой, непрекращающейся и подчас несознаваемой человеком работой мозга.
   «Во многом впитавшая в себя эстетические принципы многотомная эпопея французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» (1871-1922гг), даже несмотря на то, что в ней порой мастерски воспроизводилась отображаемая талантливым художником объективная действительность, может служить убедительной иллюстрацией упадка классического реалистического искусства Х1Х века, представленного в литературе именами Бальзака, Стендаля, Флобера».
    ( См. В.Ф.Асмус «Проблемы интуиции и философии в математике», М.,1963г;
Анри Бергсон, Собр. Соч. т.2; Мапсель Пруст «В поисках за утраченным временем», т.1,Л. 1927г).
     Явление интуитизма сегодня объясняется и научной психологией и парапсихологией, науками развивающимися недавно. Поддерживается интуитивизм и религиозными течениями, утверждая это явление как посыл свыше от Бога.
   В литературоведении явление интуитивизма также признается как чтение собственных мыслей, которые приходят к нам из подсознания, и их остается только записывать под диктовку из своей головы. Т.е мы сами того не зная, откуда теперь молодежь увлекается, как мы думаем модными изобретениями письма, оказывается все это уже существует и существовало и лишь свобода предоставленная  искусству и литературе, тут же их подхватывает, может быть даже бессознательно. (О.С.)
     «Следующий представитель интуитивизма недавнего прошлого – «Бенедетто Кроче – итальянский буржуазный эстетик-интуитивист ХХ века. Главную задачу своей жизни Кроче видит в создании цельной системы «философии духа». Под «духом» Кроче понимал рассматриваемый  в соотношении с природой внутренний мир человека».
      Это направление эстетического интуитивизма мы можем видеть сегодня в произведениях и более старшего поколения, а также в произведениях религиозного  мотива. В них уделено основное внимание душе человека, его внутреннего мира, его морали. Что же касается соотношения природного внутреннего мира и души, то здесь надо сказать о таких произведениях как вознесение Любви до божественных начал, что мы видим в произведениях всех поколений. (О.С.)

К   интуитивизму относятся и жанры фантастики и космогории. Т.е. фантастические представления жизни в космосе или других мирах, а также представление жизни человека как космической единицы. К таким авторам относится американский поэт начала 20 века Уолт Уитмен. Сам же Гегель писал: «Я больше  не привязываюсь так пылко к отдельному человеку. Моя любовь принадлежит человечеству, правда, не тому развращенному, рабски покорному, косному, с которым мы часто сталкиваемся. Но я люблю все великое и прекрасное, что заложено даже в развращенном человеке. Я люблю человечество грядущих поколений. Это и есть святая цель моих стремлений и деяний: в наш век пробуждать к жизни те ростки, которые созреют когда-нибудь в будущем».
    В такой интерпретации  мыслей великого философа, на первый взгляд покажется уход от реальной действительности. Однако этот уход в интуитивной фантастике положительного будущего, что действительно может в будущем стать явью: «в наш век пробуждать к жизни те ростки, которые созреют когда-нибудь в будущем» - действительно хорошая и великая цель.
   Фантастический интуитивизм всегда был полетом мыслей в будущее, которые через века становятся явью.
    Интуиция может быть индикатором дарования и наоборот.  (О.С.)

2011г