Любимый поэт

Иринья Чебоксарова
Мир поэзии я открыла для себя не на уроках литературы. Примерно лет в тринадцать-четырнадцать я отыскала среди множества книг, хранившихся у нас, довольно потертый, объемный том стихотворений Сергея Есенина. Начала читать, и поэзия вошла в меня строчками поэта  навсегда. Уже позже, я познакомилась с творчеством других поэтов, но рязанский поэт оказался ближе и роднее. Ведь то, как он себя выражал, о чем писал, так волновало и меня.

В те далекие годы, у меня, девочки-подростка, была такая наивная мечта. Я представляла себя в длинном русском сарафане, в рубашке с вышивкой, со своей пышной косой, перекинутой через грудь, сидящей на солнечном пригорке среди берез с томиком Есенина.
Мне казалось, что так я была бы ближе тому миру, о котором он слагал свои певучие стихи, и восприняла бы их еще более проникновенно.

А потом, на протяжении всей жизни, строчки поэта сопровождали меня, а память услужливо подсказывала их в нужный момент.

Осень ли в лугах?
« Нивы сжаты, рощи голы,
От воды – туман и сырость…»

Заросли ли жгучей травы?
« У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром,
И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Рыбалка на утренней зорьке.
«Выткался на озере алый свет зари…»

Зимние ли снега?
«Ах, метель такая, просто черт возьми!
Забивает крышу белыми гвоздьми…»

Покинутые мною города..
«Не жалею, не зову, не плачу…»

И конечно, клен. Особенное дерево.
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?»

Душевная ли смута?
«Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель».

Память ли о былом?
«Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне…»

За годы и годы, я прочитала много книг о жизни поэта. Наверное, все, или почти все, которые появлялись в печати. Мне не удалось, как мечталось, побывать на родине Есенина. Но теперь я живу в городе, в котором оборвалась жизнь поэта. Не раз я бывала возле гостиницы «Англетер».

Свой первый день рождения в Санкт-Петербурге я отмечала в ресторане «Есенин», он недавно открылся на севере города. Там два зала: «Бирюзовый» и «Бордо». Мы были в «Бирюзовом». Там воссоздана атмосфера Серебряного века: белый рояль, арка, увенчанная цветами, портреты Есенина и Айседоры Дункан.
 В частной переписке я получила такой отклик на это событие, выраженное в шутливой форме, близкой к эпиграмме. И автор  и сами строчки дороги мне:

«По Питеру молва пошла:
К Есенину Ирэн пришла.
Одета по последней моде,
Оды поющая природе,
Его стихами пленена.
Дункан была удивлена,
Скосил поэт небесный взгляд.
Казалось, что он тоже рад.
Не соблюдал он этикет,
И ждал её так много лет!
Он музой Ирочку назвал.
Тут муж ее возревновал.
Короче -  там такой скандал!!!
А клён уныло опадал…»

Уже позже, довелось побывать и в зале «Бордо», который еще называют «Хулиган».
Вот что пишут об этом заведении:

«На севере города заработал эпатажный бар, идея создания которого принадлежит правнуку великого русского поэта – графу Егору Аркадьевичу Есенину. Как потомок поэта-крестьянина удостоился чести носить графский титул – вопрос интересный, и задать его можно лично Егору Аркадьевичу, ведь его заведение работает в формате гостиной, где приветствуется свободное, интеллигентное и одновременно веселое, живое общение.

По мнению графа, современные люди разучились отдыхать, и весь досуг превратился в такую же рутину, как и повседневная жизнь, поэтому «Хулиган» устроен так, чтобы встряхнуть гостей от скуки и показать, каким может быть дружеское, преданное, безудержное и искреннее веселье, предаваться которому еще как умел знаменитый предок графа. Для того, чтобы разорвать сложившийся сценарий, в баре на различных уровнях сложился концепт игры. Здесь можно банально поиграть в нарды, шахматы или «Крокодил», а также стать свидетелем пари между графом и гостем-звездой, понаблюдать за соревнованием официантов, поучаствовать в спонтанной акции от бара. Кроме того, негласная игра начинается сразу, как только вы переступаете порог заведения, потому что граф наблюдает за каждым посетителем своей гостиной и тем, кто вызывает симпатию, удивляет, Егор Аркадьевич презентует серебряный перстень с фамильным гербом, выполненным из золота, – некий отличительный знак избранного и привилегированного круга друзей.»*

При входе в этот зал можно лицезреть генеалогическое древо Есениных на стене, но полумрак и сверкающие блики не дают возможности, как следует его изучить.
Дома я порылась в архивных материалах, но никакого упоминания о таком правнуке не нашла.

А перед самим зданием – памятник поэту Сергею Есенину, окруженный березками.
Поэт сидит и смотрит вдаль. А я вспоминаю его строки:

«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.»

(* Цитата о Егоре Аркадьевиче Есенине взята из интернета.)
Фото автора.