Окна. 2. Привыкание

Анна Филимонова
Чтобы уделять малышу больше времени, Ангелина устроилась на полставки (она преподавала в университете), а на время своего отсутствия попросила присматривать за мальчиком свою соседку - тихую одинокую бабушку, которой носила из магазина продукты.
Плату соседка за присмотр брала чисто символическую, поскольку Ангелина ещё и убиралась иногда в её квартире, покупала ей лекарства и бегала оплачивать счета. Сама же Ангелина, чтобы увеличить бюджет своей только что созданной семьи из двух человек, периодически брала на дом подработки.

Главное - проводить больше времени с Саввой, быть рядом, ведь любому ребёнку непросто адаптироваться к новой обстановке, людям, семье, а для подобного малыша эта задача намного сложнее.

К удивлению Ангелины, Савва довольно быстро освоился, если можно было так выразиться. Он по-прежнему молчал, практически не выносил прикосновений, очень редко смотрел в глаза и часто проводил время, беспокойно расхаживая по комнате. Или же застывал у окна, наблюдая бурлящую за ним жизнь. Иногда он тихо играл, выстраивая игрушки рядами в одной ведомой ему последовательности.
Ел мало и без особого аппетита, как будто не чувствовал вкуса еды.

Однако приходя с работы посреди дня, Ангелина видела два-три рисунка, лежащие на детском столике, нарисованные Саввой во время её отсутствия. Ещё несколько рисунков он создавал уже при ней.

"Он любит рисовать," - сказала ей заведующая, когда они с малышом покидали детский дом.
Ангелина видела это и следила за тем, чтобы у Саввы в запасе всегда были краски и карандаши.



- Скажите мне, доктор, есть ли шанс, что он когда-нибудь заговорит?

- Смотря что подразумевать под словом "заговорит". Это вовсе не обязательно может быть устная речь, хотя я не исключаю такой возможности.

- Говоря про не устную речь, вы имеете в виду речь письменную?

- Именно. Были случаи, когда самые глубочайшие аутисты писали в сети разумные вещи, целые статьи, описывали, что они чувствуют, делились своими мыслями, давали советы таким же, как они, а также родителям аутистов. Словом, довольно интенсивно общались в сети. Однако пока не спешите приучать мальчика к компьютеру. Ему всего четыре года, время у него есть. И к тому же, не только письменная речь может оказаться впоследствии средством его коммуникации с окружающим миром.

- Что же ещё, доктор?

- Пока сложно сказать. Будем наблюдать. И принесите мне его рисунки. И ещё одно - постарайтесь не смотреть при нём телевизор, особенно новости и взрослые фильмы.

- Ни в коем случае, доктор.