И бывает такая великая радость христианину, видевш

Людмила Орлова 777
“ И бывает такая великая радость христианину,видевши святы град Иерусалим!”

                Путевые заметки паломника

       Мы едем в Иерусалим! Наша общая  заветная мечта, объединила нас, 32-х паломников из Уфы, побывавших на Святой Земле весной этого года под водительством о.Вадима Коваля.
      Пятичасовой перелет Уфа – Шарм–аль - Шейх, – и мы из заснеженной вьюжной Башкирии (-10С) перенеслись в Египет (+25С). Переодевались прямо в самолете. Затем трехчасовой переезд в автобусе по Синайской пустыне к подножию библейской горы Синай, ныне Джабль Мусса (гора Моисея), поспешное размещение в гостинице, скорый ужин, краткий отдых, и в 21.00 началось наше ночное восхождение на Святую гору (2 285 м. над уровнем моря), где Моисей получил скрижали с 10 заповедями:

      “Когда Моисей поднялся на гору, ее окутало облако, и слава Господа опустилась на гору Синай. Шесть дней облако окутывало гору, а на седьмой день Господь позвал Моисея из облака” ( Исх. 24:15-16 ).

      Моисея сопровождал его помощник Иисус, а нашим проводником был 15-летний Салем из племени арабов-бедуинов.
      Синайский полуостров разделяет Азию и Африку и представляет собой пустыню с резкими перепадами дневной и ночной температур, которые мы испытали на себе. Через Синай прошли Моисей с 12-ю коленами Израиля после их исхода из Египта в Землю Обетованную.
      Свой первый паломнический молебен мы отстояли в часовне, расположенной на самой вершине горы, причастились святых таинств, там же встретили рассвет и начали спуск, чтобы успеть на литургию в монастырь  Св. Екатерины, расположенный у подножия горы.
      Когда первые христианские отшельники и монахи пришли в Синайскую пустыню в 3-ем веке н.э., они с легкостью узнали места, связанные с Исходом, и преобразовали их в монашеские поселения и святые места паломничества. Монастырь  Св. Екатерины был создан в IV в. и сохранился почти без изменений невзирая на различные исторические и политические потрясения - внешне монастырь напоминает крепость с высокими стенами и башнями.
      Мы не успели попасть на Литургию в монастыре: она начинается там очень рано – в пять утра. Но двое участников нашей группы все же отстояли монастырскую службу, т.к. не смогли по состоянию здоровья совершить восхождение на гору Моисея, и приложились к святым мощам   вмч Екатерины.  Послушник монастыря открыл для нас двери музея, где хранятся древние иконы,  церковная и домашняя утварь наших предков. Затем о. Вадим провел нас к самому священному месту подворья – Неопалимой купине – библейскому дереву - терновому кусту, в огне которого сам Бог явился Моисею и говорил с ним:

     “Моисей увидел, что объятый огнем куст не сгорал, и подумал: “Пойду и посмотрю на это великое чудо – почему куст не сгорает”.
     Когда Господь увидел, что Моисей подошел посмотреть, Он позвал его из куста:
- Моисей! Моисей!
Моисей ответил:
- Вот я.
- Не подходи ближе, - сказал Бог. – Сними сандалии, потому что место, на котором ты стоишь, - святая земля” (Исх. 3: 2-5).
   
      Мы срезали по маленькому кусочку веточки Неопалимой купины – первая святыня, которую каждый с благоговением положил в свою сумку паломника.
      И снова  в путь! Автобус повез нас в египетский  г.Таба на берегу Красного моря, где мы перешли границу и оказались на территории Израиля.
      Кто сказал, что современному паломнику легко и просто? В век скоростей молниеносно вертится калейдоскоп мест, людей, событий – успеть собрать вещи,
не задержать группу, уложиться в расписание. Позавчера – Уфа, вчера – Египет и восхождение на гору Синай, а сегодня вечером уже Иерусалим!
      Большая часть пути до Иерусалима пролегала между гранитными кряжами пустыни и Красным морем, которое манило нас, утомленных паломников, своими водами  -  но нет!  Наша цель  -  Святы град Иерусалим.
      Словно запыхавшийся, измученный жаждой пес, дорога стала облизывать крутой западный бок Мертвого моря. Но как утолишь жажду горькой от соли водой? Мертвое море - это место расположения ветхозаветных городов Содома и Гоморры. Вопль к Господу против развращенного населения этих городов был так велик, что Он решил их уничтожить, не найдя там ни одного праведника, кроме поселившегося в Содоме пришельца Лота с женой и двумя дочерями. Через ангелов Он приказал Лоту покинуть город, не оборачиваясь на него:

       “- Беги отсюда! Не оглядывайся назад и не останавливайся нигде в долине! Беги в горы, а не то ты погибнешь!” (Быт.19:17).
       “Тогда Господь пролил дождем на Содом и Гоморру горящую серу с небес от Господа. Он смел города и всю долину, и всех, кто жил в городах, и все, что росло на земле. А жена Лота оглянулась назад и превратилась в соляной столп” (Быт. 19:24-26).

       Соляной столб, “жена Лота”, напоминающий одинокую фигуру женщины, скорбно застыл у вод Мертвого моря.
       Мы высыпались из автобуса, как горох из  лопнувшего мешка, торопясь размяться во время короткой остановки у пляжа современного курорта. Христианину не стоит задерживаться возле проклятого Богом места, и мы поспешили продолжить путь.
        Шалем, Сион, город Давида, город Бога, Святой город – вот лишь несколько названий, которые дает Ветхий Завет Иерусалиму.

       “- О Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз я хотел собрать твоих детей, как птица собирает своих птенцов под крылья, но ты не захотел” (Мат. 23: 37).

       История Иерусалима превышает три тысячи лет, когда он при царе Давиде в тысячном году до н. э., стал столицей еврейского государства. Его разрушали и восстанавливали, а с победой христианства в IV в. он превратился в христианский паломнический центр. Сегодня население Иерусалима насчитывает около 800
тысяч жителей и миллионы паломников и туристов, он – религиозный и культурный центр трех религий: христианства, иудаизма и мусульманства.
       Тауэр-отель (что в переводе с английского означает “башня”), в котором нас разместили, принимает путешественников из разных стран мира – настоящее Вавилонское столпотворение. Едва успели к ужину, короткий сон, а в 5 утра (так же, как и во все последующие дни, проведенные в Иерусалиме) о. Вадим повел нас в Храм Гроба Господня, расположенный внутри древних стен старой части города…
       Еще совсем темно. Внушительная фигура отца Вадима с сучковатым посохом, развевающаяся по ветру ряса, а следом мы, молчаливая вереница  закутанных в
платки российских паломников на Святой Земле, по которой ходил сам Спаситель.   Храм Гроба Господня – важнейшая христианская святыня, посетить которую – мечта каждого паломника. Учащенно билось и замирало сердце, ликовала душа.
       Об этой святыне нужно рассказывать отдельно.
       Обедали в русском кафе под вывеской “Путин”, затем предстояло отправиться пешком на гору Сион, где происходила Тайная Вечеря, а позже, в день пятидесятницы, Святой Дух сошел на апостолов и они, простые неграмотные рыбаки, стали говорить на других языках. Неожиданно начался проливной дождь с холодным ветром. Зонтиков, конечно, ни у кого не было. Покрывшись полиэтиленовыми мешками, мы тронулись в путь.
       На Востоке темнеет рано, в 18 часов уже сумерки. До середины 19 века стены Иерусалима служили защитой от врагов и татей. Если путник не успевал до закрытия ворот, то, оставаясь вне стен города, подвергался смертельной опасности. Времена изменились, но в Иерусалиме и по сей день не спокойно из-за частых конфликтов между арабским и еврейским населением. Нас предупредили не ходить по одиночке, а в арабских кварталах не вынимать кошельки и камеры. Закончился наш первый день в городе Давида.
       В следующие два дня – новая насыщенная программа: поездка в города Лидда (храм Св. вмч Георгия Победоносца на его родине), Яффо (там проповедовал апостол Петр и воскресил праведную Тавифу), Назарет ( церковь Благовещения над домом, где проживало Святое Семейство), Кану Галилейскую (церковь в честь Первого чудотворения на брачном пиру – превращения воды в вино); подъем по серпантину на гору Фавор, на которой произошло Преображение Гоподне в присутствии трех апостолов; Капернаум (город, особо выбранный Спасителем для своего служения); Сорокадневная гора, на которой сатана искушал Господа; Табха -  место чуда умножения хлебов и рыб; Магдала (купание в источнике Марии Магдалины – месте ее исцеления Господом) – и это далеко не все места, где мы были. Мы поклонялись святым мощам, заказывали службы о здравии и упокоении родных и знакомых, прикладывались к чудотворным иконам, молились.      
       Все эти библейские города расположены вокруг знаменитого Галилейского озера – места служения Иисуса Христа. Оно нарядилось для нас в свежие весенние одежды: по зеленому полю окружающих его холмов полыхали красные анемоны.
       Галилейское озеро (21х12 км, глубина 48 м) называют еще Тивериадским морем, Генисаретским озером или на иврите Кинерет. Оно – единственный естественный резервуар пресной воды Палестины, в него впадает и вытекает из него знаменитая библейская р Иордан, место служения  Иоанна Крестителя.
       Привожу замечательное описание этих мест из книги доктора богословия Кембриджского университета Ф.В. Фаррара  “Жизнь Иисуса Христа”:
 
“Иоанн Креститель проповедовал в диких пустынях у вод Мертваго моря; голос его раздавался среди кремнистых утесов, мрачно нависших над знойной долиной Иордана… Все кругом его дышало страшными воспоминаниями о преступном и понесшем кару прошлом: самые волны как бы кипят смолой; самые плоды при одном прикосновении рассыпаются  в вонючую пыль; самая пыль под его ногами, горячая и белая, была как бы прахом омерзительного народа. Там, у этих смолистых вод, под этим меднокрасным небом, среди этих палящих пустынь и утесистых оврагов, он проповедывал крещение покаяния. Но Христос, явившись среди невинно веселящагося общества своей Матери, своих братьев и учеников, с самаго начала местом своего служения избрал оживленный город  (Капернаум), мраморныя  здания  котораго  отражались в прозрачных водах чарующего озера…
       Озеро … лежит в недрах холмов, подобно опалу, оправленному в смарагды (изумруды)… “Бог создал семь озер в земле Ханаанской, но только одно – озеро Галилейское  Он  избрал  для  себя  самого”.
   
      На Галилейском море Иисусом было совершено много чудес, одним из самых впечатляющих было насыщение людей  пятью хлебами и двумя рыбами:
 
 “Он велел народу расположиться на траве, взял эти пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небу, благословил пищу. Затем Он стал разламывать хлебы и давать ученикам, а те – народу. Все ели и насытились, и собрали еще двенадцать полных корзин остатков. Всего же ело пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей” (Мат.6:19-21).
   
     В Евангелии не уточняется место этого чудотворения, но христиане уже с четвертого века определили его находящимся вблизи г. Капернаума, в местечке эль-Табха на западном побережье Галилейского моря,  и построили на этом месте сначала маленькую церковь, а затем заменили ее большой базиликой. Ее развалины восстановлены, и сейчас это базилика Умножения Хлебов и Рыб, в которой находится мозаичный пол с изображением чуда двух рыб и пяти хлебов (V век) -  все это мы видели собственными глазами. Изображение этой знаменитой древней мозаики можно приобрести в сувенирных лавках, вышитым на сумочках, нарисованным на тарелках и чашах, картинках, магнитах, – еще одна памятная вещица легла в наши сумки паломников.   
     Сразу после насыщения людей хлебом и рыбой Иисус  велел ученикам переправиться на другую сторону озера, отпустил народ и до вечера оставался на горе и молился. На озере начался шторм, и Иисус пошел к ученикам, ступая по воде:
   
   “- Это призрак! – закричали они от страха.
    Но Иисус сразу же заговорил с ними:
    - Успокойтесь, это Я, не бойтесь.
    - Господи, если это Ты, - сказал тогда Петр, - то повели и мне прийти к Тебе по      воде.
    - Иди, - сказал Иисус.
     Петр вышел из лодки и пошел по воде к Иисусу. Но, увидя, как сильно дует ветер, он испугался и, начав тонуть, закричал:
    - Господи, спаси меня!
     Иисус тотчас же протянул руку и поддержал его.
    - Маловерный, - сказал Он, - зачем же ты стал сомневаться?”(Мат.14:26-31).
    
      Мы совершили прогулку на баркасе по Галилейскому морю. Оно было спокойно и приветливо, солнышко нас грело, а ветерок освежал. Отец Вадим окропил  каждого из нас его священной водой, а на особо желающих вылил по целому ведру! Накормив хлебом стаю вдруг налетевших чаек, сами мы в прибрежном кафе отведали свежеприготовленную рыбу св. апостола Петра, которая водится только в Галилейском озере.
      Вот библейская история об этой рыбе: однажды сборщики налогов поинтересовались у Петра, платит ли его Учитель налог на храм. Петр пошел к Иисусу, и Он сказал:

“…пойди к озеру, забрось удочку, вытащи первую рыбу, что попадется на крючок, открой ей рот, и там ты найдешь монету достоинством в четыре драхмы. Возьми ее и заплати за Меня и за себя” (Мат.17:27). Все так и произошло.
   
      Окунались мы и в священные воды Иордана, как положено трижды, в особых крестильных рубахах, которые бережно сложили в свои паломнические сумки вместе с иконами и другими реликвиями – незабываемая память о Святой Земле…
      Мы также посетили возрождающийся монастырь Герасима Иорданского, где все то время, пока мы путешествовали по Израилю, несли послушание двое участников нашей группы – художники Алла и Александр. Как мы обрадовались этой встрече!
      Святой Герасим являлся одним из духовных лидеров монашества Палестины. Он был первым, кто соединил отшельничество с общинным монашеством. Отшельник монастыря  Св. Герасима, хотя и жил в своей изолированной пещере, оставался, однако, частью всей монашеской общины и подчинялся настоятелю, как все остальные монахи, живущие вместе в монастыре. Свой монастырь Св. Герасим основал в V веке, но его впоследствии разрушили персы.
      На разнообразные работы по восстановлению и украшению этого монастыря съезжаются люди со всех концов земли, живут одной семьей, делают общее дело. По двору в сопровождении нескольких пеструшек по-хозяйски разгуливает большой белый петух, снисходительно принимая хлебные крошки из рук паломников. Мало кто может устоять перед искушением сфотографироваться с этим важным хозяином подворья!      
     Современный Иерихон, так же, как и древний, расположен на центральной дороге, пересекающей всю Иорданскую долину от Кинерета на севере до Мертвого моря на юге. Христос, вынужденный проходить через Иерихон на своем пути из Галилеи в Иерусалим и обратно, совершил там ряд чудес. Так, в Иерихоне Он встретил жестокосердного лихоимца, всеми ненавидимого сборщика налогов Закхея, который из-за своего маленького роста взобрался на дерево, чтобы увидеть Спасителя, и тут же в Него уверовал:
    
       “Когда Иисус подошел к этому месту, Он посмотрел вверх и сказал:
- Закхей, спускайся скорее, потому что сегодня я должен быть у тебя в доме.
       Закхей быстро спустился и с радостью принял Его. Все, кто видел это, начали возмущаться:
       - Он пошел в гости к грешнику!
       Закхей же встал и сказал Господу:
       - Господи! Половину моего имущества я раздам бедным, а если я с кого взял лишнее, я возвращу ему вчетверо!” (Лук.19:5-8).
      
       Смоковница Закхея – корявое раскидистое дерево, окаменевшие руки-сучья которого держат икону с изображением этого библейского события, бережно сохраняется  внутри стеклянного куба и является местом паломничества, которое мы тоже посетили.      
       После своего крещения на реке Иордан Христос отправился в пустыню за Иерихоном, чтобы поститься там и избавиться от дьявола. Все места, связанные с библейскими событиями в окрестностях Иерихона, с четвертого века стали христианскими местами паломничества и монастырями. К ним относится иМонастырь Искушения на Горе Сорока Дней. Он прилепился над самым обрывом, подобно ласточкину гнезду. К нему часть пути можно преодолеть на фаникулере, мы же прошли весь путь пешком. Именно с вершины этой горы дьявол искушал Христа, показывая ему все царства мира. Скала поста Иисуса
находится внутри монастырской церкви. Мы с благоговением приложились к этому святому месту и молча стояли, вспоминая слова из Писания, а из окон и балконов монастыря открывалась панорама современного Иерихона…      
       В самом сердце Иудейской пустыни,  на краю ущелья с горным библейским ручьем Кедрон, расположена Большая Лавра Святого Саввы, где покоятся его мощи. Она была основана в V веке  Св. Саввой и по сей день продолжает быть духовной цитаделью православного монашества. По другую сторону ущелья, высоко на крутом склоне, можно увидеть пещеры, в которых подвизались монахи, и нес свой молитвенный подвиг святой преподобный Савва. В монастыре принят распорядок служб по Афонскому уставу, поэтому за монастырские стены смогли пройти только мужчины. Оставшихся у ворот сестер послушник-монах напоил чаем, а в подарок вручил листья с пальмы, посаженной самим святым Саввой, приносящие помощь страдающим от бесплодия.
        Мы возвращались в Иерусалим. Из далеких времен и событий Нового Завета мы возвращались в свой 21 век. Заканчивался пятый день нашего паломничества. Нам казалось, что дорога убегает вспять не под колесами нашего автобуса, а под колесами самой Машины Времени…
       На этом месте я произвольно прерываю свое повествование, т.к. просто невозможно объять необъятное в этом небольшом рассказе. На Святой Земле нам оставалось провести еще 6 дней.
………………………………………………………………………………….
       Завершилось наше паломничество в Иерусалим Божественной литургией в Храме Гроба Господня, которая началась в 24 часа при огромном скоплении народа и закончилась на рассвете. Там мы причастились Святых Божественных Таинств.
       У меня не хватает слов описать этот последний аккорд симфонии Духа Святаго, под водительством и оградой которого совершалось наше паломничество. Нет слов описать глубокое чувство благодарности за такую страницу в своей судьбе!
       Последним местом нашего поклонения в Иерусалиме должна была быть гора Елеон – место Вознесения Господа, но мы туда не попали из-за беспорядков в арабских кварталах, через которые нужно было проезжать: горели и смрадно дымили автомобильные покрышки, в  машины  и людей летели камни. Так получилось, что Иерусалим встретил нас испытанием водой – холодным ливнем  в самый первый день, а прощался  испытанием огнем. Но самое трудное испытание, к которому нужно готовиться всю жизнь, у каждого из нас впереди.
      Во время паломничества мы поняли, что мы все – братья и сестры, и это понимание дорогого стоит. “ И бывает такая великая радость христианину, видевши  святы  град Иерусалим!” (игумен Даниил).

                Уфа - Синай – Иерусалим - Уфа