Размышления о Семи смертных грехах

Наталия Гурина-Корбова
                Семь смертных грехов. Размышления.


        Просматривая различные сайты в поисках нужной мне информации, совершенно случайно наткнулась на страничку с описанием семи смертных грехов. Понятие, казалось бы, совершенно банальное, всем известное и ничего нового по этому поводу добавить невозможно: всё уже и так написано, разжёвано и преподнесено.
         Грех-это то, чего делать нам, «человекам», нельзя ни при каких обстоятельствам, совсем нельзя?
        Но ведь грешим мы все очень часто, не замечая этого, вольно или не вольно, но грешим. И  в чём он этот самый смертный грех, почему нельзя? Грех -это то, что нашептано нам дьяволом? Тогда почему мы зная, что этого делать нельзя, всё же слушаем эти нашёптывания, почему не очень-то и противимся этому?
        Почему от рождения и до самого своего конца мы грешим, каемся и снова грешим. Нас прощают и мы не перестаём грешить. Так можно ли вообще прожить отпущенную тебе жизнь без греха?

 
         Главные грехи — термин, которым в католическом богословии называют семь основных пороков, порождающих множество других грехов . В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами . В православной аскетике им соответствуют восемь греховных страстей.
Божию жизнь в человеке портит грех. Надо остерегаться прежде всего тех греховных поступков, которые затягивают человека к следующим грехам (список согласно Катехизесу Католической Церкви пункт 1866. 2001 г.)
 
 Западная схема семи главных грехов

   1.   Superbia (гордыня)
    2.  Invidia (зависть)
    3.  Ira (гнев)
    4.  Acedia (уныние)
    5.  Avaritia (алчность)
    6.  Gula (чревоугодие)
    7.  Luxuria (похоть, блуд)

Восьмеричная схема на Востоке
Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:
1. «гастримарги;а» — дословно:  чревоугодие (обжорство)
2.  «порни;а» — прелюбодеяние и блуд (половая распущенность) 
3. филаргири;а — алчность (дословно: сребролюбие)
4.  «фли;псис» — печаль
5. «орги;» — гнев
6. «акиди;а» — уныние
7. «кенодокси;а» — дословно: тщеславие
8. «гиперифани;а» — гордыня (гордость, дословно: высокомерие)

         К XVIII веку учение о семи смертных грехах проникает и в русское православие. В частности его активно использует Тихон Задонский:

    1. гордость
    2. лакомство
    3. блуд
    4. обжорство
    5. зависть
    6. гнев
    7. леность

       Во всех перечисленных списках грехов, фактически перечислены просто отрицательные качества любого человека. Только у одного их больше, у другого меньше, у одного все семь(восемь) присутствуют, у другого -всего одно, у кого-то они сильнее, у кого-то слабее выражены, но всё равно они есть. Причём присутствуют с раннего детства и до самой глубокой старости.
      А вот если ни одного нет - тогда мы называем этого человека «святым». И это случается крайне редко. Тогда мы восхищаемся этим человеком, возводим его на пьедестал совершенства, сознавая при этом, что сами вряд ли  смогли бы жить так как он, отказаться от всех земных наслаждений, смириться  и начать  бы вдруг вести праведный, безгрешный образ жизни.
Безгрешная жизнь -это есть само стремление, путь к совершенству.
А сейчас я выражу совершенно крамольную мысль: возможно  не только положительные качества являются двигателем всего нашего развития, но и пороки в какой-то степени, в той степени, когда они ещё не перешли ту страшную черту, за которой уже и есть тот самый смертный грех.
         Гордыня - отвратительно  быть спесивым, чванливым, кичиться своим положением, возомнив себя пупом мира ! Но изменив в слове несколько букв (осознание самоуважения) мы имеем «гордость» -именно она делает нас выше в собственных глазах, именно это качество не даёт нам унижаться и пресмыкаться! Именно оно делает человека человеком.

         Прелюбодеяние - какому человеку не хочется тех плотских наслаждений, потребность в которых заложена  в нас самой природой? Для чего тогда Господь поделил нас на две половинки, которые периодически должны соединяться? Но совершенно несовместимо иметь эти наслаждения с унижением, с изменой и причинением боли другому человеку, опускаться до скотского состояния, называемого безнравственностью.

        Чревоугодие - разве есть пищу, которая  доставляет удовольствие  противоестественно? Вкусная еда, кулинарные изыски тоже входят в атрибут наслаждения, иначе скучно и уныло, но... опять НО - нельзя возводить потребность подпитки энергией  в культ, цель и смысл жизни.

        Тщеславие- непомерное желание прославиться и быть всегда на пике популярности. Да, именно это качество присуще людям, которые чего-то достигают в жизни, открывают, двигают прогресс, преодолевают, творят и т.д. Но идти «по трупам» ради собственной славы пагубно и не может быть ничем оправданно.

       Алчность - жажда, ненасытность, желание много и всего. И это качество тоже движение вперёд вроде бы, потому что если всем доволен, если ничего не надо, тогда -  застой, тишина, покой, болото. Но как часто богатство убивает человека в человеке, не принося ожидаемого счастья!

         Гнев- ну как же не возмущаться, не бунтовать против того, что тебе противно, противоестественно, как не наказать обидчика своего, твоих близких, твоей Родины? В этом случае гнев называется праведным. Но сколько бед приносит неумение сдерживать свои чувства, ярость и гнев не только в обыденной жизни, но и при решении важных мировых проблем, сколько людских жизней зависит от всплеска эмоций подчас одного рассерженного человека!

        Леность - да, именно она и есть прародительница большинства открытий: когда не хочется что-то делать, то придумываешь, как-бы изобрести что-нибудь этакое, чтобы облегчить себе существование и появляются колесо, электростанции, компьютеры. Но именно леность попустительствует бездействию, несвоевременности и равнодушию.

        Зависть- вот это, пожалуй, самое отвратительное качество.Мне кажется, что из семени зависти  вырастают и все выше перечисленные пороки, поэтому зависть я бы отнесла к самому большому греху человеческому.Ничто так не разъедает душу человека, как зависть. 

        Это же самое можно сказать и об унынии, отчаянии - это погибель для самого человека.

         Казалось бы всего семь плохих, ужасных качеств у человека, как просто справится с ними! Ан нет, оказывается не просто. Самое главное, чтобы хотеть это сделать, а не давать этим порокам брать верх над тобой, не позволять чтобы твои плохие качества, влечения, цели и способы их достижения   отравляли жизнь другому человеку, другим людям, и уж тем более не отнимали у них самое ценное -  жизнь.
        А если всё же дойдёт до этого - вот тогда это и есть твой самый тяжкий смертный грех. По-моему так.
         Ну, а приложением к данной теме мне захотелось придумать всякие миниатюры, пустяковые вещицы, разбросав их по разным странам и разным временам: пороки -то у всех людей были, есть и будут одни и те же, то бишь грехи эти самые смертные...