2. религиозная романтизация действительности

Моисей Харитонов
Таковой является вводная фраза «Возрождение государства Израиль в 1948 г., хотя оно и было предсказано в Торе, явилось теологическим шоком для христианского и мусульманского мира».

Периферийное место Пола Эйдельберга в ACPR, видимо, обусловлено тем, что, несмотря на свои титулы политолога и философа, на практике ракурс и уровень проработки выбираемых им проблем слабее и ниже того, что делают более состоятельные коллеги. Государство Израиль в 1948 г. было создано не как этапный результат в процессе возрождения древнего государства, а как ситуационная равнодействующая поля политических интересов «великих держав». Из статей Википедии можно сразу выявить набор этих интересов:

• Принятие этого плана стало возможным благодаря его поддержке со стороны крупнейших держав — СССР и США.
 
• Советский Союз, пытаясь укрепить свою позицию на Ближнем Востоке, стремился, в первую очередь, подорвать позиции Великобритании. Ближневосточная политика Сталина строилась таким образом, чтобы изгнать Великобританию из стратегически важного региона и, по возможности, занять её место. Советские инициаторы этой политики надеялись, что Израиль, возглавляемый выходцами из российского Бунда, станет очагом социализма на Ближнем Востоке, подконтрольным Москве, в противовес арабским режимам, ориентированным на Запад;

• Среди политической элиты США по этому вопросу существовали серьёзные разногласия и в итоге решающую роль сыграла личная позиция президента Гарри Трумэна:

o первый министр обороны Джеймс Форрестол – «миллионы арабов одержат верх над тысячами евреев. Нефть — вот та сторона, на которой мы должны находиться».
o советник президента Кларк Клиффорд - «демократическое государство на Ближнем Востоке станет долгосрочной гарантией безопасности не только нашей страны, но и всего мира».
o Существенную роль здесь сыграло и влияние еврейской общины в США, голосами которой хотел заручиться Трумэн в преддверии президентских выборов 1948 года.
o Г. Трумэн был южным баптистом и питал некоторую религиозную симпатию к евреям.
o Великобритания изначально не планировала никакого создания ни еврейского анклава, на котором настаивали сионисты, ни еврейского большинства в Палестине, ни тем более еврейского государства. После 1945 года Великобритания оказалась вовлечена в нарастающий конфликт с еврейским населением подмандатной территории и в 1947 году британское правительство заявило о своём желании отказаться от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое для арабов и евреев решение.

В соотнесении с этими фактическим обстоятельствами видно, что теологический аспект появления в 1948 г. Государства Израиль как *возрождение государства Израиль в соответствии с предсказанным в Торе* и теологические переживания христианского и мусульманского мира являются периферийными деталями той ситуации.

Цитирую далее.

Но, как сказано в книге Бемидбар (23:19), “Б-г же не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы раскаиваться. Он ли скажет и не сделает? Будет ли говорить и не исполнит?”. Тора - это Книга Правды и Правда - одно из имен Божьих.

Хотя подтвердилось библейское пророчество, первая фраза Декларации независимости Израиля не основана на правде. Она говорит, что “Земля Израиля была местом рождения еврейского народа”. Это предполагает, что евреи не стали “народом” до завоевания земли Кнаан под предводительством Йегошуа, то есть уже после дарования закона на Синае. Однако сыны Израиля многократно упоминаются как народ до их исхода из Египта, а также в период их странствований по пустыне (Шмот 1:9 и Бемидбар 23:9). Они также именуются народом (нацией): “И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня?” (Дварим 4:8).

Комментарий.

Шмот — одна из 54 недельных глав — отрывков, на которые разбит текст Пятикнижия (Торы) Моисея, тринадцатая по счету глава Торы. Бемидбар - четвертая книга. Двари;м — «Речь», пятая книга Пятикнижия , Ветхого Завета и всей Библии. В еврейских источниках эта книга также называется «Мишне Тора» (букв. «повторение Закона»), поскольку представляет собой повторное изложение всех предыдущих книг.

Не тенденциозные или не выявляющиеся в качестве таковых, источники подтверждают правильность текста Декларации в отношении того, когда и где сложился еврейский народ:

• Как народ, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Евфрата («хапиру») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках (амореи) и местного досемитского населения («рефаим»). https://ru.wikipedia.org/wiki/
 
• Евреи как нация, как еврейский народ сформировался более 2 тыс. лет до н. э. в Кнаане (Ханаане) на территория современного Израиля Иордании частично Египта Сирии Ливана и Саудовской Аравии в результате объединения в основном семитских родственных народов пришедших на территорию древнего Израиля скотоводов-кочевников среднего течения реки Евфрат и земледельцев оазисов Ханаана частично хамитского происхождения. http://israeler.narod.ru/   

Тора, ставшая мировоззренческой традицией для многих, не всех!, евреев, декларирует - еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай и в Ханаан пришли УЖЕ евреи.

Но, современный Израиль создавали далеко не еврейские политические силы и евреи, которые далеко не все были иудеями. Эта среда и породила текст Декларации о провозглашении Государства Израиль.

Цитирую.

Следует, однако, подчеркнуть, что Декларация в своем первом предложении по умолчанию отрицает Синайское Откровение. Таким образом, уже при возрождении государства Израиль было заложено зерно его уничтожения - не Израиля, который вечен, а его предполагаемого атеистического государства.
 
Комментарий.

В Декларации говорится о «еврейском народе» - не о людях иудейского вероисповедания.  «Синайское Откровение» - элемент религиозного иудейского представления и риторики: «в Синайской пустыне, произошло величайшее единственное Откровение в истории, когда Б-г открыл Себя не одному человеку и не небольшой группе посвященных, а целому народу, нескольким миллионам человек, когда Его присутствие на земле угадывалось душой человека не в смутных образах и сцеплении соитий, а настолько явно и несомненно, что и души людские, и сама природа не выдерживали этого напряжения. Там Б-г — Творец, Царь Неба и Земли открылся сынам Израилевым, восстановил древний Завет, теперь же со всем народом, даровал евреям Тору и Скрижали с высеченными на них Десятью Заповедями, которые выражают самую суть заключенного Завета»   (лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г. Рав Цви Вассерман http://toldot.ru/tora/articles/articles_758.html).

Назначение Декларации – самопровозглашение государства.
 
Самопровозглашение является тем наиболее первичным властным актом, посредством которого устанавливается государственность народа.    Государство считается образованным после самопровозглашения и признания хотя бы одним государством.   Декларация независимости Израиля адресована международному сообществу государств с целью побудить их к признанию Государства евреев. Международное признание давало надежду на какую-нибудь поддержку закреплению еврейской государственности в условиях угрозы со стороны армий арабских стран. Акт самопровозглашения надо было и удалось осуществить за несколько часов до прекращения действия британского мандата над территорией, где сложилась возможность для формирования еврейского государства; уход английской армии с этой территории делал её объектом притязаний арабских стран.

Провозглашение было сделано в здании музея, бывшем доме Меира Дизенгофа на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве. Выбор места определялся желанием избежать РЕЛИГИОЗНОЙ (выделено мной – М. Х.) или партийной подоплёки. Создание еврейского государства – это был секулярный политический акт.

Цитирую.

Атеизм, скрытый в Декларации, был вполне открытым у Давида Бен-Гуриона, самого значительного из основателей государства. Бен-Гурион пишет в своих “Мемуарах”: “Лично я верю, что теология перевернула последовательность событий. Для меня ясно, что Б-г был “создан” по образу человека, чтобы последний мог сам себе объяснить загадку своего собственного присутствия на земле”.

Но не подтвердив Синайское Откровение, израильские премьер-министры отбросили единственное прочное оправдание для государства Израиль, которое стоит или падает на своем теологическом фундаменте, а не на политике или международном законе. Теперь это уже должно быть очевидно, ввиду международных усилий по делегитимации этого государства.
 
Комментарий.

«Международные усилия по делегитимации Израиля» развиваются на политическом, включая оперирование «международным законом» и экономическими отношениями, и военном полях. Сопротивление этим усилиям адекватно оказывать на этих же полях. Теологическим аспектам есть не более чем ограниченное место в формировании такого сопротивления: иудаизм в самом Израиле, отвлекая на себя значительную массу человеческого актива и бюджета, может только в незначительной степени способствовать некоторой мобилизации населения на сопротивление; внеизраильские евреи, при некотором сочувствии борьбе Израиля за существование, теологически признают преждевременность и искусственность попытки создания такого государства до прихода Мессии, а в военно-политическом плане сомневаются в его устойчивости. Таким образом, для израильских премьер-министров, ответственных за выживание государства, теологическая компонента в фундаменте Государства Израиль занимает весьма относительную роль.

Цитирую.

Однако, возможно, страны мира и высокочтимые израильские премьер-министры невольно выполняют божественный план, поскольку развал этого секулярного государства необходим, чтобы Израиль смог перейти от своего физического к своему духовному возрождению?

Тот факт, что создатели этого государства не сумели поставить его возрождение на теологический фундамент, является причиной того, почему премьер-министр Нетаниягу теперь вынужден требовать, чтобы Палестинская Администрация - это сборище террористических группировок, признало Израиль как “государство еврейского народа”! Не является это требование самоунижением и симптомом униженности даже секулярного государства?

Комментарий.

История, как известно, не имеет сослагательного наклонения. И историческое развитие является продуктом союзничества и противоборства сил. Сами по себе красота религиозных верований или идеологических представлений не продуктивны, только обретая силу они становятся факторами исторического развития.
Теоретическая возможность выбора и провозглашения в 1948 г. модели иудейского теократического государства – присутствовала. Но, в среде евреев-борцов за создание государства не оказалось достаточной силы в обеспечение такого варианта. Тем более, в среде государств, имеющих силы решать судьбу идеи становления еврейского национального очага, не было силы такой направленности.

Сетовать на состоявшиеся исторические события смысла не имеет. Извлекать уроки – да. Но, тогда, если ставить вопрос о замене светского характера Израиля на теократический, то надо указывать СИЛУ, которая это могла бы сделать.