Штурман Малыгин полвека службе флоту

Морской Профсоюзный Телеграф
«Он в навигации, как в теории так и в практике, достойный… и к службе морской весьма ревностный офицер»
«Птенцы гнезда Петрова» - какие же они были разные! Кто-то беззаветно, «не щадя живота своего», обустраивал Россию, приумножал ее славу, оставаясь при этом бессребреником. А кто-то успешно совмещал и службу во имя Отечества, и про свой карман не забывал.
Возьмем, к примеру, ближайшего соратника Великого Петра – светлейшего князя Меншикова Александра Даниловича и выпускника арифметического класса «Школы математических и навигационных наук» Степана Гавриловича Малыгина. Про «светлейшего» князя написаны сотни книг, сняты художественные фильмы и театральные постановки.
Чтобы проследить жизненный путь Степана Гавриловича нам пришлось покопаться в старых книгах, благо, сейчас по Интернету можно заглянуть в далекие петровские времена.
Есть в жизни Малыгина и Меншикова одна общая точка – сибирское поселение городок Березов. Так уж было угодно истории, что в Березове закончился жизненный пусть самого близкого к Петру «птенца» Меншикова.
Князь Римской империи, генералиссимус российской армии был привезен в этот богом забытый край с двумя дочерями и сыном. Причем, старшая дочь Мария была повенчана с императором-подростком Петром II…
Но как гласит русская пословица: «От сумы да тюрьмы не зарекайся». Подвела жадность Даниловича; не случайно Петр I говорил, что у него «одна рука вороватая, да верная».
Не спасли князя ни высокое положение в обществе, ни огромные богатства, частично подаренные Петром I и Екатериной I, а частично «уворованные». При аресте у Меншикова изъяли: 9 миллионов в банковских билетах Лондонского и Амстердамского банков, 4 миллиона рублей наличных денег, бриллиантов и различных драгоценностей на сумму свыше миллиона рублей, 105 фунтов золота и «множество» серебра в посуде.
Чтобы понять величину казны Меншикова мы заглянули в расходы Российской империи того времени, все расходы были около 6 миллионов рублей и на содержание армии и флота уходило чуть больше 4 миллионов рублей… то есть, грубо говоря, двухлетний бюджет Российской империи.
А в Березов Меншикова доставили на простой крестьянской телеге… Кстати, за все время нахождения вблизи Петра I Меншиков практически не научился ни читать, ни писать.
В конце жизни Петр I задумал грандиозное по масштабу дело: исследовать и описать берега Северного Ледовитого океана и пути в Северную Америку с востока Российской империи.
Руководителем, как сейчас модно называть «Проекта», был назначен Витус Беринг, который взял на себя и личное участие в исследовании пути к берегам Северной Америки.
Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков. Самый западный участок должен был исследовать отряд лейтенанта Муравьева и Павлова. В 1734 году первый отряд Великой Северной экспедиции начал свою работу. Но дело не заладилось – Муравьев и Павлов постоянно ссорились друг с другом, притесняли команду и местных жителей.
В результате решением Адмиралтейской коллегии оба офицера были отстранены от руководства и отданы под суд. В 1737 году их разжаловали в матросы.
Начальником отряда назначили Степана Гавриловича Малыгина. В 1736 году он вышел из устья реки Печоры и продолжил исследование и описание порученного участка; его задача была отыскать проход к реке Обь. Два года в тяжелейших условиях длилась экспедиция штурмана Малыгина.
В августе 1737 года Малыгин вошел в Обскую губу и 1 октября прибыл в город Березов, откуда с подробными картами и журналом исследований отбыл в Санкт-Петербург, выполнив задачу, поставленную Адмиралтейством.
Командование не случайно назначило Малыгина руководителем отряда. Он был одним из самых образованнейших офицеров того времени.
К сожалению, история не сохранила ни даты, ни места его рождения. Нет даже достоверного портрета. Но по подробным записям Адмиралтейской Коллегии, которые описывали все назначения, перемещения офицеров флота, их рапорты и практические дела, можно было составить картину службы российского моряка Малыгина.  Жизнеописание его в книге Василия Николаевича Берха «Жизнеописание первых российских адмиралов или опыт истории российского флота». Все 4 тома были изданы в 1831 году и, по сути, являются единственным достоверным источником сведений о Малыгине. Все дальнейшие статьи и рассказы о жизни этого мореплавателя взяты из этой книги, естественно, с добавлением фантазии авторов. Кто-то вычислил год и место его рождения, то ли Тульская губерния, то ли Ярославская. Архангелогородцы утверждают, что он родом из Койды, нашлись даже его родственники, и действительно мы нашли в рапортах Адмиралтейской Коллегии запись о назначении на гукор «Кронштадт», который направляется в город Архангельск «капитана Дмитриева–Мамонова, при нем определить лейтенанта Малыгина (ибо он в тот вояж желает охотно)».
Видимо тянуло молодого офицера в родные края: во всех делах чувствовалась поморская закваска, «ломоносовское» упрямство и стремление к знаниям.
В 1721 году Малыгин получает первое офицерское звание унтер-лейтенант. Причем, в списках на присвоение его имя стоит рядом с именем Алексея Чирикова – в будущем заместителя Витуса Беринга по Камчатской экспедиции.
Вообще становление штурмана, офицера Императорского флота Степана Малыгина происходило в окружении достойных людей того времени. На корабле «Кронштадт» он служил под командованием капитана Афанасия Дмитриева-Мамонова – человека, которого лично Петр I откомандировал юнцом на обучение навигации в Данию, где он 7 лет постигал все премудрости морского дела (между прочим прямой родственник Афанасия был фаворитом Екатерины II)
Дмитриев–Мамонов стал адмиралом, отличился в боях с турками и даже «принял начальство над всеми морскими силами, участвующими в войне против турок» после смерти вице-адмирала Сенявина.
Не менее замечательный человек служил с  Малыгиным – капитан Калмыков, это прямой «птенец Петра», будучи слугой боярского недоросля, которого Петр отправил на учебу морскому делу в Голландию, он постигал науки, находясь рядом с хозяином. И, когда по возвращению в Россию, Император лично экзаменовал боярина, пытался подсказывать ему (этот сюжет отражен в литературе, есть даже спектакль и кинофильм «Петр Первый») Петр обратил внимание на столь смышленого слугу и приказал присвоить «Калмычонку» звание мичмана, а его хозяина разжаловать в матросы, и назначил его служить под командованием мичмана, до тех пор, пока он не овладеет всеми знаниями Калмыкова. Мичман Денис Калмыков стал контр-адмиралом и Главным командиром Кронштадтского порта. И это неполный список достойных учителей Степана Малыгина.
После смерти Великого Петра, флоту стали уделять меньше внимания, это не могло не беспокоить людей, для которых море стало частью жизни. Петр лично посылал молодых людей на учебу за границу, в надежде, что они передадут свои знания подрастающему поколению. Флот старел, навигационное оборудование не обновлялось; корабли в основном стояли у причалов. В 1731 году лейтенант Малыгин представил в Адмиралтейскую Коллегию книгу «Сокращенная навигация по карте де Редюкцион». Коллегия перенаправила эту «книжицу» в Императорскую Академию Наук, где лично академик Леонард Эйлер дал ей положительную оценку: «Все проблемы чинно и правильно решены и полезна есть оная книжица».
Несмотря на положительный отзыв и решение отпечатать 500 экземпляров книги, она долгие годы пылилась на складах Академии и только в 1743 году (то есть, когда во главе России стала дочь Петра Елизавета) книга в виде учебного пособия для гардемаринов и штурманов попала на флот, и стала первым учебником по навигации, написанным в России на русском языке.
После плодотворной работы в Великой Северной экспедиции Малыгина пригласили преподавать в Штурманскую роту, поначалу в качестве преподавателя, а потом и Начальника.
Вот где пригодились и учебник капитана,  и опыт его работы по изучению и нанесению на карты побережья Северного Ледовитого океана.
Малыгин засыпал Адмиралтейство просьбами о выделении учащимся Штурманской роты корабля, где будущие штурманы могли бы сочетать теоретические знания с практической работой. Такой корабль был выделен, им стал фрегат «Амстердам Галей». Этот корабль по сути и стал первым в России учебно-парусным судном. В мае корабль вышел из Кронштадта в Архангельск, имея на борту команду, состоящую из опытных «служивых» и 40 практикантов. К сожалению, его первый рейс стал и последним – корабль попал в районе Борнхольма в жестокий шторм и был снесен к берегам Померании; попытка удержаться на якоре не удалась - «Амстердам Галей» был выброшен на берег и разбит. В результате кораблекрушения погибли три моряка, как написал в своем рапорте Малыгин: «От мокроты и стужи».
Было проведено расследование, капитана оправдали, посчитав, что он сделал все возможное, чтобы спасти груз, провиант и оборудование, погруженное на корабль.
В том же году Малыгину было присвоено звание капитана I ранга. Уже в этом звании он принимал активное участие в морских сражениях Шведской войны, командуя 54-пушечным кораблем «Архангельск».
Командуя Штурманской ротой, Степан Гаврилович добился закупкам  в Англии  и выделения в распоряжение роты новейших по тому времени навигационных инструментов.
Казалось бы мелочь, но капитан сделал выводы и из уроков аварии, когда от стужи погибли моряки. Петром был заведен обычай выдавать «матрозам» пиво, оно входило в корабельный рацион. Но Малыгин поставил перед Адмиралтейством вопрос о замене холодного пива на горячий сбитень. Более того, он провел опрос среди балтийских капитанов и получил подтверждение, что сбитень более подходящее питие. Малыгин сварил образцовый напиток, который получил одобрение командования флотом. Беспокойный капитан постоянно предлагал Адмиралтейству новшества, которые улучшат безопасность мореплавания: так капитан Малыгин поставил вопрос о замене лаглиней (на более надежные «сделать толщиной ; дюйма из доброй и чисто сделанной материи). Кстати, это устройство для определения скорости судна использовалось до 60-х годов ХХ века, по крайней мере, на учебных парусниках «Кодор», «Сириус» курсанты обращались и использовали в навигационных целях механический лаг с лаглинем.
Командуя Штурманской ротой, для поддержания навыков управления кораблем, Малыгин регулярно выходил в море командиром кораблей Императорского флота.
Но годы и тяжелая работа сказывались - Малыгина перевели на береговую службу; поначалу он руководил всем хозяйством Кронштадтского порта (артиллерия, припасы, материальные ценности); затем на «тихое» место – Капитана Рижского порта, но в это время началась война с Пруссией и все заботы по формированию военных перевозок, снабжению войск вошли в круг его забот. «Тихой» и спокойной береговой работы не получилось.
Более того, по заключению медицинской комиссии ему предписали оставить не только морскую, а также береговую службу, но уход на берег не входил в планы капитана.
За долгие годы служения Отечеству не нажил наш «птенец гнезда Петрова» никакого состояния (не в пример Александру Даниловичу Меншикову), на двоих с братом у Малыгина было 22 крепостных, которых нужно было содержать.
Из уважения к ревностной и бескорыстной службе в 1762 году Малыгину было присвоено звание капитан-командор (справедливости ради, это присвоение несколько запоздало, практически все с кем он начинал службу, уже носили адмиральские эполеты).
Последним местом службы капитана-командора стало Казанское адмиралтейство. В петровские годы там, на волжских берегах, было построено более половины военного флота и торговых судов; и стараниями Петра I в 1709 году Волга была соединена Вышневолоцкой водной системой, по которой эти корабли пополняли Балтийский флот.
1 августа 1764 года окончился славный путь Степана Гавриловича Малыгина.
 
P.S. Традиционно в кают-компании судов висят портреты тех людей, имя которых начертано на борту. В случае со Штурманом Малыгиным мы разыскали в фондах Российской национальной библиотеки книгу «Сокращенная навигация» и поместили ее титульный лист вместо портрета Малыгина Степана Гавриловича с его обращением «КЪ читателю»:
«Отечеству, флоту, всем нашим маринерам…»
Корабельного флота Лейтенант Стефанъ Малыгинъ»