Заколдованный круг деспотии

Виталий Зюзин
 Не зря в Москве поставили памятник Грозному царю. Сегодняшний день в российской политике - уже не первый, и не второй виток одного и того же сценария. Этот сценарий кажется впервые разыгран Иваном Грозным при введении опричнины и начале Ливонской войны. Потом Сталиным в 30-е годы. А вот теперь мы становимся свидетелями третьего витка этой паранойи. В чём это выражается? Прежде всего в том, что единоличный повелитель никак не хочет делиться властью с ближайшими сотрудниками, которым по штату положено заниматься важными государственными делами. И властитель подыскивает заплечных дел мастеров для физического устранения всего, что он считает опасным лично для себя. При введении опричнины подозревалась некая крамола, заговор в боярской среде, которые надо было истребить массово и вне уже существовашего закона и обычая. Но, как пишет Ключевский, "он бил не одних бояр, и даже не бояр преимущественно".
  При Сталине, когда почти каждый день якобы раскрывались всё новые и новые заговоры против вождя и партии, была уничтожена не только вся верхушка командного, партийного и инженерно-технического потенциала страны, но и среднее звено и миллионы абсолютно ничего не замышлявших и не совершавших крестьян и горожан.
 Надо сказать, что и при Грозном, и при Сталине страна оказывалась в конце концов в тупике. Мало того, что зачёркивались достижения прежних лет (когда они были), но страну отбрасывало по политическому, культурному и общественному прогрессу назад на многие десятилетия. Об этом хорошо написано у того же Ключевского в главе о Грозном,-"Опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства".
 Собственно такие действия всегда обуславливаются личными качествами правителей. Они как в случае с Грозным, так и со Сталиным, заключаются в болезненной подозрительности, желании подло манипулировать подданными, унижая их, раздражать соседей и заноситься перед ними, а потом без особой причины нападать на них, воображая себя владыкой чуть не всей земли или по крайней мере первым из самых могущественных.
 Не избежал этих черт, и соответственно, подобных поступков, и Путин, который толковых министров и советников убрал, а окружил себя подобострастными рабами, которым разрешил разворовывать страну, сколько угодно, лишь бы ему потакали и служили беспрекословно. Очень уж раздражавших критиков и тех, кто слишком хорошо знал его прошлое, Путин со своими нукерами убрал физически.
 На самом деле интересно это явление совсем не личностями и мерзкими деяниями деспотов, а теми причинами, почему в нашей стране из века в век таким уродам удаётся осуществить практически любые их троглодитские задумки. Стоит какому-нибудь реформатору без садистских наклонностей стать во главе российского государства, как его либо самого физически убирают, как это было со Лжедмитрием или Павлом Петровичем, или растирают в пыль презрением и насмешками, сместив со своего поста, как это было с Хрущёвым или Ельциным (вряд ли этот последний добровольно ушёл из президентов, вручив трон такой мелкопуперной бездарности).
 Российский чиновный люд заражён каким-то вирусом рабского поклонения перед начальством, озверением перед подчинёнными и бациллой подковёрного интриганства без малейшей пользы для отечества. И неважно, какой строй,- монархический, коммунистический или псевдодемократический, как сейчас. Главный признак - это  наличие идеологии (религиозную или светскую, которую в основном и творят лизоблюды), которая даёт надежду не на прогресс и быстрые смены элит при правильных выборах, а на тягучую и толкучую "стабильность", которую чуть раньше называли застоем. В этой болотной тине дворцовых интриг выгодным бывает только влияние на главного персонажа в стране, и поэтому при всяческих арестах и отстранениях одних чиновников, остальные радостно помалкивают, упиваясь открывающимися возможностями для собственного карьерного роста. Так молчали в 1560-е и в 1930-е, так же помалкивают и в 2016-м. Никто открыто не скажет на арест например Улюкаева,- "Путин, ты что, ополоумел ? Какого чёрта ты слушаешь мерзавца Сечина и развязываешь ему руки репрессиями ? Подумай о будущем ! Что о тебе скажут, и какую страну ты после себя оставишь ?" И ведь что интересно. Каждый раз , когда такая вот мелкая сволота дорывается до власти, всегда находится, что портить в стране. И перед самодержавной революцией Грозного были огромные достижения деда, отца и умных советников при его малолетстве. И при Сталине оставались ещё достижения освобождённой в 1905-м году России, и при Путине после свободного развития страны при Ельцине было много чего, что эти мелкомстительные, но крупные поганцы разрушали и разрушают на наших глазах. Это внутри страны.
 А вне её вся троица всегда решала развязать большую войну или устроить любые провокации, тем самым надеясь возвеличить себя. Грозный для зацепки с Западом напал на Ливонию. Объединившиеся воверемя прибалтийские страны и Польша дали ему по зубам, а татары добили почти окончательно. Грозный бежал на Север, обокрав по пути всю страну.
 Сталин развязал мировую войну, думая, что захватит и покорит Запад, превратя его население в таких же рабов, которыми были его советские подданные. Америка спасла российского деспота, но в 41-м этот усач уже собирался убежать в логово то ли на Волге, то ли на Урале. Они все в общем отличались и отличаются какой-то глубинной трусостью, зная, что при смене власти, их просто разорвут на куски. Поэтому и цепляются за власть всё крепче с каждым годом. Но для внешнего эффекта они показывают свою грозность, псевдокрутость и псевдосправедливость, изображая из себя смельчаков в какой-нибудь неопасной ситуации, грозясь тому, кому ответить невозможно или объясняя свою дурь высосанными из пальца теориями измены...
  Из всех этих историй можно было бы сделать вывод, что нормальному человеку должно быть мерзко и отвратительно до зубовного скрежета всякое проявление душегубства, кровавого самодурства в стране. Ан, нет,  любого непредвзятого наблюдателя, особенно иностранцев, вводит в ступор просто обожание этих кровавых тиранов российским населением. Мало того, мягких и человеколюбивых правителей не любят, по-настоящему прогрессивных либо презирают, либо не помнят даже специалисты, не говоря про широкую публику... И гордятся "всей нашей великой историей", которую не знают, не понимают и знать не хотят...