Все преходяще, а музыка вечна

Ермек Сейтбатталов
Профессор Университета Искусств города Гранц Харальд Хаслмайер (специалист в сфере критической эстетики) всего лишь один день в г. Астана проводит концерт-лекцию в Национальной Академической Библиотеке Республики Казахстан. Разговор будет идти о Венской классической музыке, о творчестве и произведениях Моцарта, Шуберта, Бетховена. Вход свободный. По этому поводу в Facebook размещено приглашение. Посетителям обещано наслаждение и просветление. В связи с этим, мне вспоминается давний случай.

В ранней юности я думал, что дирижеры нужны только для того, чтобы оркестр организованно и одновременно начал свое выступление. Ну и еще для того, чтобы задавать такт оркестру, как живой метроном. И никогда не задумывался над этой проблемой. Признаться честно, даже иногда считал дирижера лишним элементом в оркестре. Все равно все музыканты знают свою партитуру и играют по нотам. Редко кто из музыкантов смотрит на дирижера. В основном они смотрят в свои ноты на пюпитре. А дирижер сильно размахивает своей палочкой и руками, колышет воздух фалдами своего фрака. Словом, от него толку никакого.

Не знаю сколько времени я бы находился в этом неведении, если однажды не увидел по телевизору передачу про войну в Афганистане. В одном из эпизодов этой передачи была показана репетиция симфонического оркестра г. Алматы. Казалось бы, рабочий момент. Оркестр разучивает произведение Людвига Ван Бетховена.

Дирижер несколько раз заставляет оркестр играть произведение с самого начала. В какие-то моменты он прерывает исполнение оркестра и разъясняет музыкантам свое понимание произведения. Это целая лекция. Видно, как музыканты с интересом слушают своего дирижера. А он рассказывает коллегам историю написания произведения, существовавшие тогда условия и сопутствующие моменты, что хотел композитор донести своим произведением. Чувства четырнадцатилетнего композитора, какая была соседка – предмет его воздыхания. Что за дерево стояла на меже их территорий, какая была погода. Как надо играть тему волнения, тему встречи, на каком инструменте и где нужно пиано, а где нужно форте и на каком инструменте. Я не профессионал в музыке, но в моей памяти так отпечаталась эта репетиция. Чем дольше шла репетиция, тем больше я понимал, что я становлюсь квалифицированным слушателем музыки. Я начал слышать темы раздельно, хотя это была синхронная игра. И это приобщение к высокому искусству порадовало меня. Мне открылся новый мир, мир звуков. Вместе с музыкантами, со съемочной группой я совершил целое путешествие от пункта «А» до пункта «Б». И действительно, как сказано в приглашении, я получил наслаждение и просветление.

Слушая дирижера, его понимание произведения, его аргументы, почему он так понимает произведение поражаешься глубине его знаний и тонкости чувств. Его терпеливому разгребанию вековой пыли этой истории и нахождению нужных штрихов. Поразился его великолепному владению сольфеджио, итогом которой стали безукоризненные музыкальный слух и музыкальная память, позволяющие на ходу проводить анализ исполнения произведения на слух. Его способность определить, для каких инструментов это было написано в то время, звучание тех же партитур сейчас, на современных инструментах, знание конструкции инструментов тех времен, когда писалась то или иное произведение, исторические описания этих инструментов, акустический строй, великолепное знание истории мировой музыки, музыкальной палеографии.

Самое интересное то, что при одинаковых нотах произведения звучат по-разному у каждого дирижера. Конечно если этот дирижер творческая личность со своим понимание, со своим «я».

На этому хочу закончить свой пост, навеянный концертом-лекцией профессора Харальд Хаслмайер. Этот пост не для тех «кто отличает ноту «до» от ноты «фа», это всего лишь «эскиз к вокалу» - как говорил комэска Титаренко из фильма «В бой идут одни старики». Как говорилось в этом же фильме, чтобы устранить «эстетическую недоразвитость» первой эскадрильи.

Арфы нет, возьмите бубен. Будем жить ребята!