3. Цензура фильм не пропустила

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Сцена из фильма «Комиссар». Ролан Быков в роли Ефима Магазаника; Нонна Мордюкова в роли комиссара Клавдии Вавиловой; Раиса Недашковская в роли Марии Магазаник.


Время тогда было жестоким, и оно диктует свои жестокие законы.

«Еврейская тема» была закрытой. Слова «еврей» не существовало в культурном пространстве многонационального СССР, тогда были «лица еврейской национальности». Актеры шарахались от роли Ефима Магазаника, как от чумы. Но Ролан Быков согласился.

 Фильм не был «принят» ни коллегами-кинематографистами, ни чиновниками от кинематографии. Это было вызвано, конечно же, её «еврейским акцентом», неслыханной по тем временам любовью к еврейской местечковой многодетной семье. Смелым показом трагической судьбы еврейского народа. Отношение автора к революционной теме тоже не осталось незамеченной. Быть может, впервые на советском экране был показан бесчеловечный характер революции.

Цензура этот фильм не пропустила. Фильм был запрещён официальным приказом Комитета по кинематографии, и негатив «Комиссара» пролежал на полке в Госфильмофонде 20 лет.
 
За эту картину режиссёра Аскольдова тогда в 1967 году исключили из партии: Первый секретарь московского горкома партии Гришин был настолько разозлён, что Аскольдова уволили с киностудии «за профессиональную непригодность» и выселили из Москвы за тунеядство.

Аскольдов вынужден был уехать из Москвы в Казань. Там он работал на строительство «КамАЗа» в бригаде плотников-бетонщиков до 1974 года.

Позже Аскольдова восстановили в партии. Правда, ему запретили снимать фильмы, и по возвращению в Москву он работал худруком Государственного концертного зала «Россия», директором у самой Аллы Пугачевой. Потом Аскольдов поставил спектакль и фильм «Завещание», посвященный матери.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/16/565