Фильм Демидовы

Павел Захаров 2
Фильм "Демидовы" - историческая сага про отца и сына, которые основали знаменитую династию промышленников Демидовых. Фильм сделан занимательно, это фактически приключенческая история, и очень актуальная в наше время. У нас сейчас много олигархов, но никто из них не стал олигархом от станка, как те же Демидовы, которые радели не только о личном кошельке, но и о богатстве и процветание Родины. Конечно, мироеды, но платили своим людям хорошо, и не спаивали их, а били плетьми. Вроде, как и кровопийцы, но и сами работяги.
Конечно, в экранизации 1983 года никак не могло обойтись без классовой борьбы. Фильм и заканчивается восстанием, и полным поражением Демидова в тот самый миг, когда он достиг пика своего могущества: подкупил гвардейцев и возвел на престол матушку Елизавету.
В целом, фильм еще интересен и своими актерским работами. Прежде всего, это Евгений Евстигнеев и Вадим Спиридонов в роли отца и сына. Мне больше понравился Евстигнеев, в игре Спиридонова, особенно, к концу стали заметны его актерские штампы, которые он использовал в картине "Вечный зов". Оба фильма снимались одновременно, может быть, поэтому и заметны эти штампы.
Также в фильме заметна просто притянутая за уши история любви главного героя. Вот мне совсем непонятны чувства главного героя, особенно, когда он - граф - встретил свою возлюбленную - крестьянку. Ей уже сорок лет, а она ничуть не постарела, будто и не крестьянским трудом занималась. К тому же, полностью провалена роль возлюбленной. И тут вина лежит на актрисе Татьяне Ташковой.
Александр Лазарев использует свой типаж, роль Петра Первого тут вся выстроена тоже на штампах. Нет ничего такого, что показало бы душу русского царя, который вздыбил всю страну. Меньшиков в исполнении Леонида Куравлева тоже получился каким -то мелковатым. Явно не таким был соратник Петра, который правил судьбой его империи после смерти. Кстати, и воровать ему явно не доводилось, потому что вся страна была его.
Напротив, мне понравился Бирон в исполнении Михаила Козакова. Хитрый царедворец, который владеет не только сердцем императрицы, но и всеми русскими богатствами. Именно он и предстает здесь главным антиподом Демидова.
Фильм очень крепкий, смотрится на одном дыхании, не смотря на то, что двухсерийный. Минус в том, что он лишен, по сути, конца. Снял картину Ярополк Лапшин - режиссер крепкий, из среднего звена, ушедший от нас совсем недавно.