5. Владимир Виттих. Победа - участие

Михаил Самуилович Качан
НА НЕДАВНЕМ СНИМКЕ: Виттих владимир Андреевич.


Владимир Виттих переименовал свой оркестр в джаз-клуб «Спектр», и Владимир Иванович Немировский для большей солидности перевёл этот коллектив в Дом учёных. Именно под этим именем он и поехал на очередной фестиваль в Таллин.

Статью Владимира Виттиха (под заголовком «Победа– участие») об этом фестивале и об участии в нём нашего джаз-клуба я привожу полностью. Она свидетельствует о высоком уровне исполнительского мастерства нашего коллектива и о его высокой требовательности к себе.

Джаз-фестиваль в Таллине – старая традиция. Первая встреча музыкантов состоялась в 1949 году, в ней принимали участие только два ансамбля. В прошлогоднем фестивале «Таллин-1966» приняло участие уже 23 ансамбля из 7 городов страны, а также два зарубежных коллектива.

Фестиваль этого года (четырнадцатый по счёту) с полным правом можно назвать Всесоюзным и даже Международным, поскольку в нём, наряду с 23 советскими коллективами, выступало пять ансамблей из-за рубежа: квартет Збигнева Немысловского из Польши, квинтет Курта Еренберга и септет Арне Домнеруса из Швеции, квартет Эрика Линдстрема из Финляндии и квартет Чарльза Ллойда из США.
На фестивале были представители 13 городов нашей страны.

Нужно отметить, что исполнительский уровень музыкантов значительно возрос по сравнению с прошлым годом. Более 80% произведений, выполненных на 14 фестивале джазовой музыки, создано советскими композиторами.

Концерты проходили в спортхолле «Калев», который вмещает около 4 тысяч зрителей.

Ежедневно работала школа джаза, где опытные музыканты делились опытом с молодыми исполнителями. Любой участник мог подойти к музыканту, задать вопрос, попросить исполнить какие-то технические приёмы.

На фестивале совершенно отсутствовал конкурсный ажиотаж, элементы спортивного состязания. Слушатели одинаково тепло встречали как известных мастеров джаза, так и начинающих музыкантов.

Когда мы вернулись домой, меня часто спрашивали: «Какое место занял наш ансамбль?» Я хочу сказать, что этот вопрос неуместен по отношению к Таллинскому фестивалю. Дело в том, что этот фестиваль – не конкурс, а смотр. «Музыкальность, дружба, творчество без победителей и побеждённых – вот его девиз.

Все участники были награждены почётными грамотами Таллинского горисполкома, а отдельные исполнители получили дипломы лауреатов. В этом году лауреатами фестиваля стали: Г. Лукьянов, А. Пищиков, А. Кролл, Г. Чохели, Б. Рычков, Г. Зарх, а также «Ленинградский диксиленд» под руководством В. Королёва, который выступал в Новосибирске в декабре прошлого года.

Несколько слов о нашем выступлении. Ансамбль Дома учёных СО АН «Спектр» выступал в составе: Владимир Виттих (рояль), Владимир Захаревич (тенор-саксофон), Игорь Широков (флюгельгорн), Пётр Панов (флейта), Валерий Дворников (контрабас) и Сергей Беличенко (ударные). Мы исполняли 4 композиции: 3 пьесы из «Детского альбома» В. Виттиха и «Масленицу» В. Захаревича.

Выступили мы довольно успешно и были награждены Почётной грамотой Таллинского горисполкома. Джазовые критики и музыканты отмечали своеобразие стиля и оригинальность композиций, критикуя некоторые технические стороны исполнения. Отличительной особенностью нашего ансамбля является то, что тема и импровизация строятся, в основном, мелодически, а не на базе гармонии.

Кроме того, мы стремимся использовать по возможности весь динамический диапазон инструментов, чаще пользуясь широкими интервалами. Это позволяет создавать лёгкие и своеобразные импровизации.

Всё сказанное – та идея, то направление, в котором работает наш ансамбль. Конечно, мы ещё не достигли совершенства, нужно ещё много работать.

Музыкантам необходимо перестраивать ставшие привычными фразы, искать новые выразительные средства. Особое внимание приходится уделять ритму, так как гармоническая основа практически исключается, и рояль перестаёт выполнять функции аккомпанирующего инструмента, центр тяжести переносится на ударные и контрабас, а это одно из слабых звеньев нашего ансамбля.

В заключение я хочу сообщить, что 12 лучших джазовых ансамблей страны, участвовавших в фестивале, согласились по приглашению джаз-клуба «Спектр» приехать в Новосибирск с концертами в период с декабря 1967 г. по апрель 1968 года. Концерты будут проходить в Академгородке в Доме учёных СО АН.

Теперь, наряду с уже ставшими широко известными с симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов, в Академгородке сформировался и вырос джазовый коллектив, который был признан музыкальным сообществом как один из лучших джазовых коллективов страны.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/16/465