Василий Ощепков - основатель самбо

Юрий Дым 61
Василий Ощепков — основатель самбо.

В рамках всероссийской научно-практической конференции "Становление и развитие самбо в регионах РФ", которая состоялась 24-25 февраля 2016г. в Южно-Сахалинске, была организована выставка "Будь первым, как Ощепков". Она была посвящена 50-летию со дня признания самбо международным видом спорта.

На выставке участники конференции смогли познакомиться с книгой, авторами которой являются исследователи из Москвы Василий Шестаков и Светлана Ерегина "Василий Ощепков — основатель самбо", которая вышла в издательстве "ОЛМА Медиа Групп" в 2015 году на русском и японском языках. В книге представлены материалы о жизни и деятельности пионера дзюдо в России и основоположника самбо в мире.

Василий Ощепков родился на Сахалине, обучался в токийской семинарии, изучал дзюдо в школе Кодокан в Японии. Его жизненный путь проходил через Китай, Владивосток, Новосибирск, Москву. В книге представлен биографический материал, проанализированы методики по изучению дзюдо, вольной борьбы, самозащиты, разработанные Василием Ощепковым.

В предисловии к японской версии книги проректор университета Токай, вице-президент Всеяпонской федерации дзюдо, президент НПО "Дзюдо кёку Солидарити" Ясухиро Ямасита сказал следующее: "Я рад тому, что в российско-японский Год обменов в области боевых искусств, который проводится по инициативе лидеров наших стран, выходит в свет книга, посвященная жизни В.С.Ощепкова — основателя российской борьбы самбо. В.С.Ощепков после изучения дзюдо в эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.) в японском Кодокане активно распространил этот вид борьбы в России в открытой им во Владивостоке борцовской школе. Находясь в Японии, В.С.Ощепков постиг не только технику, но и дух дзюдо. Думаю, этот дух нашел своё продолжение и в самбо. В дзюдо говорят, все начинается с поклона и заканчивается поклоном. Это форма выражения одного их принципов дзюдо — "взаимопомощи и сотрудничества". В дзюдо противник не является врагом. Уважение к партнёру, который дает нам возможность совершенствоваться, выражается поклоном. В самбо же перед схваткой и после неё принято рукопожатие. Думаю, в этом не только формальное, но и духовное следование дзюдо. В самбо состязания проводятся в центре округлой формы, которое, если сравнить его с земным шаром, символизирует встречу одной страны с другой, одного народа с другим, человека с человеком, которые содействуют совершенствованию друг друга. В то же время, как известно, между рукопожатием происходит схватка. Однако это бой без оружия. Само название "самбо" — это сокращённое от "самообороны без оружия". Думаю, что важно признавать и уважать партнера не только тогда, когда речь идет о поединке на мате, но и в повседневной жизни. Стать чемпионом в дзюдо, самбо или в другом спорте могут немногие. Хотелось бы, чтобы мы не только во время соревнований, но и в повседневной жизни стремились следовать принципу "честной игры", добиваясь звания "чемпиона жизни". Эта книга подсказывает нам, чему мы можем научиться в самбо".

Во время написания книги авторами была проделана большая работа по подбору материала, исторических свидетельств и их анализу.

Книга пропагандирует занятия боевыми искусствами, которые доступны людям разного возраста и служат укреплению дружеских и добрососедских отношений между Россией и Японией. Она рассчитана на спортсменов, занимающихся единоборствами и любителей спорта.

Экземпляр книги передан авторами кафедре физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета, которая с 1992 года осуществляет подготовку физкультурно-педагогических кадров на Сахалине.

Об авторах:

Шестаков Василий Борисович — мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры и спорта РФ. С 2009 года президент Международной федерации самбо (ФИАС), депутат Государственной Думы РФ IV, V, VI созывов.

Ерегина Светлана Владимировна — мастер спорта РФ, доктор педагогических наук, почетный работник физкультуры, спорта и туризма города Москвы.


                Святитель Николай Японский и самбо.


История самбо удивительным образом связана с именем одного из самых ярких православных подвижников нашего времени – святителя Николая Японского.

Когда молодой иеромонах в 1861 году приехал в Японию, там не было ни одной православной церкви за исключением консульской. Более того – запрещалось само проповедование учения Христа. К христианам относились как к неполноценным сторонникам «зловредной секты», а самого отца Николая, случалось, травили собаками. Миссионер не озлобился, не отвернулся от местных жителей, а начал прилежно изучать чужую культуру.

В результате полувека апостольского служения святителя Николая в Стране восходящего солнца было крещено 33 тысячи православных мирян. Сам епископ завоевал беспримерное уважение среди японцев, а построенный им в Токио храм стал одной из достопримечательностей восточной столицы.

Любимым детищем святителя была семинария для подготовки церковнослужителей из местного населения. Сюда, учиться вместе с японскими мальчиками, был в 1907 году прислан сахалинский сирота Василий Ощепков.

Биография. Истоки самбо.

  В.С.Ощепков родился в конце декабря 1892 (точная дата рождения неизвестна) в поселке Александровский пост на острове Сахалин. Он был незаконнорожденным сыном каторжанки М. Ощепковой. После поражения России в русско-японской войне 1905 Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца. Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет.

В семинарии помимо основных дисциплин преподавали дзюдо, за двадцать лет до этого созданное знаменитым мастером Дзигаро Кано. Сообразительный и ловкий ученик настолько понравился преподавателю, что он привел его на вступительные экзамены в Кодокан, главную школу дзюдо. Епископ Николай благословил мальчика на этот путь, прозорливо предугадывая, насколько пригодится этот опыт в жизни ученику.

 
 Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. Он выдержал жесточайший экзамен и начал заниматься борьбой с лучшими преподавателями Японии. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень – седан (первый дан) – и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

Вернувшись на родину в 1914 году, Василий Ощепков открыл секцию дзюдо во владивостокском обществе «Спорт». В то время эта японская борьба была в новинку в спортивных центрах Европы и Америки, а в отдаленном городке России уже было полсотни занимающихся. Ощепков организовывал командные встречи своих учеников с японскими спортсменами, служащими во Владивостоке, и с зарубежными моряками. Занимался с местной милицией и вел занятия по самообороне для публики. Среди его учеников были и девушки.

В 1918, в начале японской оккупации Дальнего Востока (1918–1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений. Примерно в то же время началось его сотрудничество с большевистским подпольем. Работая на разведуправление Красной армии, с 1921 рекламировал и продавал советские фильмы в Манчжурии, где не упускал возможности познакомиться с китайскими системами самообороны.

Сотрудничать с русской разведкой мастер начал во время японской оккупации Дальнего Востока. Василий осваивает новую по тем временам профессию кинопрокатчика и выезжает на Сахалин – собирать данные о японском военном контингенте. А оттуда по заданию Разведупра РККА перебирается в Японию уже в качестве резидента. Блестящее знание языка и умение сходиться с людьми помогают кинодельцу-дзюдоисту добывать «ценную» и «особо ценную», как докладывали в Москву, информацию. В 1926 году Ощепкова отзывают на родину. И переводят в Москву, желая использовать его как инструктора рукопашного боя. Опыт боев первой мировой «траншейной» войны показал, что обучать солдат только фехтованию на штыках недостаточно, в окопах надо уметь обезвреживать вооруженного противника и голыми руками.

Начинать работу Василий привык с демонстрации своего искусства. На этот раз он вышел на сцену Центрального дома Красной армии. На него бросались со всех сторон: рубили, кололи, «стреляли», но оружие летело в одну сторону, а нападавшие – в другую. Его способ ведения боя не мог не покорить молодежь, каждый мечтал стать таким же ловким и неуязвимым. Неудивительно, что в ЦДКА немедленно началась запись в группы. Ощепков преподавал в различных клубах, в школе милиции, но основная работа по созданию новой системы борьбы шла на курсах при Институте физкультуры.

 
  Василий Ощепков стремился максимально повысить боевую эффективность дзюдо за счет усиления прикладного раздела, куда смело вводил приемы из бокса, вольной борьбы, штыкового боя и фехтования. Изучал мастер и боевые системы коллег по обществу «Динамо». Он неоднократно проводил встречи своих борцов с учениками Спиридонова. Зачастую инструкторы тренировались и у одного и у другого учителя. Ощепков был твердо убежден, что овладение искусством рукопашного боя возможно только на спортивной основе. Спортивный раздел своей системы он постоянно совершенствовал, обогащая его приемами других видов борьбы. Ввел болевые на ноги, которые в спортивном дзюдо не применяются. Изменился и костюм борца: атлеты стали выступать в приталенных куртках, трусах и борцовках.

В результате поисков появилась новая система, которую сам он называл «Системой дзюдо ГЦОЛИФК» и «борьбой вольного стиля». (Не меняется только мертвое, живое должно развиваться.) В 1932 году новая система самозащиты вошла в нормы ГТО II ступени и при Институте физкультуры были открыты двухгодичные курсы для подготовки тренеров. Из спортсменов первого выпуска широкую известность получили Николай Галковский (автор первого пособия по спортивной самозащите) и Иван Васильев (основатель самбо в Ленинграде). Из второго набора, 1933 года, вышли знаменитые тренеры Лев Турин и Роман Школьников (развивавший самбо на Украине). В третьей группе, 1934 года, занимались Анатолий Харлампиев (систематизировавший самбо) и Борис Сагателян.

В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии… Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей». В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался в камере Бутырской тюрьмы.

Над всеми занимавшимися дзюдо нависла угроза вслед за учителем оказаться «японскими шпионами». На всесоюзном сборе тренеров за новой системой самозащиты закрепляется название «советская борьба вольного стиля». Под таким названием борьба признается Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта, и начинается ее победное шествие по стране. На кафедре борьбы в Институте физкультуры дело Ощепкова продолжили Сагателян и Галковский. Начали проводиться республиканские турниры и чемпионаты СССР по борьбе вольного стиля.

Ну а сотрудники НКВД продолжали заниматься по книгам Спиридонова. В тридцатые годы эта система называлась последовательно САМ, САМОЗ и САМБО. Моде того времени на сокращения и аббревиатуры мы и обязаны названием борьбы: самозащита без оружия – самбо.

Боевой раздел Спиридонова и спортивный Ощепкова постоянно конкурировали, оппонируя, а фактически дополняя друг друга. Сторонники каждой системы доказывали свою исключительность, выковывая при этом разные стороны одной медали – спортивную, безопасную, открытую для народа и закрытую, боевую. В книге Виктора Волкова «Курс самозащиты без оружия. Самбо. Учебное пособие для школ НКВД» эти две системы фактически сливаются. В 1946-м «борьба вольного стиля» получила свое современное название – самбо. Сформировалось понятие о самбо как о системе, объединяющей спортивную борьбу и прикладной раздел, предназначенный для решения боевых задач. Самбо стало самым популярным видом единоборств Страны Советов и эффективным средством подготовки военных и сотрудников спецслужб.


Алексей  Горбылев. Выводы.
Подводя итоги всему сказанному, представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Подлинным автором классификации бросков борьбы самбо, которая используется в практике и в настоящее время, явился В. С. Ощепков.
2. Классификация бросков, разработанная В. С. Ощепковым, хотя и отталкивалась от классификации бросков Кодокан дзюдо, была построена по иным классификационным признакам, нежели японская, и имеет вполне самостоятельный характер. Создание ее явилось большим шагом вперед в развитии теории и практики классифицирования техники спортивной борьбы.
3. Разработанная В. С. Ощепковым классификация бросков сыграла важную роль в определении направления развития техники борьбы самбо, отличного от направления развития борьбы дзюдо, стимулировала рост многообразия и богатства техники самбо.
4. Классификация бросков В. С. Ощепкова, созданная в тот период, когда теория классифицирования техники спортивной борьбы в СССР находилась еще в зачаточном состоянии явилась важнейшей вехой в развитии этого направления научно-исследовательской работы, тем фундаментом, на котором в дальнейшем ученики Ощепкова – А. А. Харлампиев и Н. М. Галковский строили классификации не только борьбы самбо, но и вольной, и, отчасти, классической борьбы.
5. Классификация техники борьбы самбо, авторство которой решением Первой всесоюзной конференции по борьбе вольного стиля от 6 июля 1938 г. было закреплено за А. А. Харлампиевым, а также все ее последующие редакции, в действительности, являлись редакциями классификации техники «системы дзюудо ГЦОЛИФК», разработанной В. С. Ощепковым уже к середине 1930-х гг.
6. Классификация техники борьбы самбо А. А. Харлампиева имела в значительной степени регрессивный характер, явилась шагом назад в развитии теории и практики классифицирования техники борьбы, свидетельством чего является возврат во второй половине 1960-х – первой половине 1970-х гг. в вопросе деления класса бросков на подклассы ряда ведущих специалистов по борьбе самбо на ощепковские позиции .

****************************************************

Историк Алексей Горбылев.

Необходимо восстановить справедливость по отношению к основателю самбо Василию Ощепкову.

09:43 29 февраля 2016. Петр Пасюков
Спорт, Weekly, Южно-Сахалинск

24-25 февраля в Южно-Сахалинске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Становление и развитие самбо в регионах Российской Федерации". Накануне состоялась поездка группы исследователей в Александровск-Сахалинский на родину основателя самбо Василия Сергеевича Ощепкова. С одним из участников поездки — Алексеем Горбылёвым, доцентом кафедры истории и культуры Японии Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова, кандидатом исторических наук, состоялась наша беседа, в которой известный российский ученый раскрывает свое отношение к многоплановой фигуре нашего земляка.

— Что для вас как профессионального историка значит жизнь и деятельность Василия Сергеевича Ощепкова?
— В первую очередь, это человек, который беззаветно любил Родину. Вся жизнь его была примером служения Родине. Всё, что он делал, было подчинено именно этому делу, и даже в анкете, заполненной для оформления его на службу в главное разведуправление Красной армии, где он служил некоторое время, был резидентом советской разведки в Японии, и там мы находим такие строки: "Я истинный русский патриот, воспитанный хотя и в японской школе, но эта школа, прежде всего, научила меня любить свой народ и Россию".

Это человек, рисковавший жизнью. Не только в собственно своей разведывательной деятельности, но и в мирном труде Ощепков всё время думал о благе Родины. Мы многое знаем об этом человеке и можем на каких-то отрезках буквально по дням рассмотреть его биографию, что он делал в тот или иной день. И вот, когда глубоко рассматриваешь жизнь этого человека, начинаешь понимать, насколько жизнь его была насыщена трудом — трудом, направленным на нужды разведки и контрразведки, на воспитание личности учеников.

Сохранилось некоторое количество воспоминаний о Василии Сергеевиче — о периоде обучении в токийской семинарии, обучении основам дзюдо в знаменитом Кодокан дзюдо, о его восхождении к высотам спортивного и педагогического мастерства... Вы знаете, каждый человек проходит в своей жизни сложный путь. Кто-то говорит о нас хорошо, кто-то говорит плохо… Разные мнения мы формируем о себе, разные проступки совершаем. Но вот об Ощепкове я не встретил пока ни единого дурного слова... Всё, что о нем вспоминали, что всегда говорили — только положительные слова.

Для кого-то из своих учеников, оставшись сам без родителей в раннем возрасте, он становился в каком-то смысле отцом, советчиком, направлял по жизни. Были те, кому он помог раскрыть спортивный талант. Для кого-то был товарищем, с которым можно было идти бок о бок по жизненному пути и сделать большое дело. Конечно, для меня Василий Сергеевич — это человек, который сыграл ключевую роль в становлении советской борьбы самбо.

— Всему есть начало. Продолжается спор о том, кто же на самом деле является основателем самбо. Какова роль Василия Ощепкова в становлении столь необходимого для государства вида борьбы, предназначенного для обучения граждан приемам самозащиты?
— Обычно о каком-либо виде спорта трудно сказать, что у его истоков стоит какой-то один человек. Любая борьба как массовый вид деятельности — это такая сфера, в которой действуют огромное количество людей. Это сотни специалистов — тренеров, педагогов, спортсменов, и каждый человек вносит в неё свою какую-то лепту. Борьба никогда не бывает статичной, она постоянно развивается, как сама жизнь.

Конечно, Василий Сергеевич как специалист в области самозащиты, рукопашного боя, спортивной борьбы был далеко не единственным специалистом, работавшим в этой сфере в его время.

В то время, когда он начал пропагандировать свою систему дзюдо, с середины 20-х до середины 30-х годов одновременно с ним работали и другие специалисты. Так, например, Виктор Афанасьевич Спиридонов вел большую деятельность в чекистских органах, разрабатывал свою систему самозащиты. Были другие специалисты, которые работали в сфере милицейского образования. Но, вы знаете, как ни странно, бывают такие выдающиеся люди, которые, видимо, опережают время, которые становятся локомотивами, за которыми остальные люди попросту не поспевают. Василий Сергеевич Ощепков, будучи в единственном числе, сумел внести колоссальный вклад в развитие и спортивной борьбы и рукопашного боя.

В середине 20-х годов, когда он после возвращения из своей разведывательной командировки в Японию начал разворачивать свою деятельность уже на поприще спортивной борьбы и рукопашного боя, в Красной армии рукопашный бой без оружия находился в зачаточном состоянии. Тогдашние руководства, которые уже были изданы, рекомендовали красноармейцам изучать отдельно греко-римскую борьбу, отдельно — бокс, отдельно — некоторые приемы джиу-джитсу. Но какой-то единой системы обучения рукопашному бою не было. В руководствах, которыми располагала Красная армия в то время, не было приёмов защиты от вооружённого противника — вооружённого винтовкой со штыком, ножом, угрожающего револьвером — этого не было. Когда же начал свою деятельность разворачивать Ощепков, он смог очень быстро предложить целый ряд эффективных приемов такого рода, сумел на базе японский борьбы дзюдо выстроить очень эффективную систему самозащиты. И так оказалось, что деятельность многих других специалистов, которые в этот период работали, принесла гораздо меньше плодов, чем принес этот один единственный человек.

— Что нового привнес Ощепков в дзюдо, создавая свой уникальный вид единоборства и прежде всего, конечно, для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов?
— Довольно долго я занимался историей дзюдо. В 1929 году руководство физической подготовкой и спортом в Красной Армии приняло решение, что в Красной армии система дзюдо, разработанная Ощепковым, будет вводиться как единая система рукопашного боя. Эта система уже очень сильно отличалась от японского дзюдо, хотя он ее, тем не менее, продолжал называть дзюдо.

Осенью 1929 года в центральной военной газете "Красная звезда" была опубликована заметка за подписью "В.С.О.", что легко расшифровывается как "Василий Сергеевич Ощепков" с названием "Акклиматизация дзюдо", которая начиналась словами: "Наконец, решен вопрос о системе самозащиты без оружия для Красной армии. Красная армия выбирает дзюдо". С этого момента система Ощепкова начала активно включаться в процесс совершенствования рукопашного боя в Красной армии.

В конечном итоге само по себе название "дзюдо" из официальных руководств исчезло, но та техника, которую привнес Ощепков, стала неотъемлемой частью армейского рукопашного боя, и вплоть до настоящего времени большинство приемов, которые были предложены Ощепковым, остаются в арсенале Вооруженных сил Российской Федерации. Это легко прослеживается по всем наставлениям по физической подготовке, наставлениям по рукопашному бою, которые создавались и публиковались с 1931 года. Для всех родов войск вводились требования, разработанные на основе системы дзюдо Ощепкова.

В 1930 году Василия Сергеевича Ощепкова пригласили преподавать его систему в Центральную высшую школу рабоче-крестьянской милиции. Это было единственное учебное заведение в СССР, которое готовило высший командный состав для милиции. Людей, которые в дальнейшем становились руководителями милиции и уголовного розыска в регионах страны, направляли вообще всю деятельность, связанную с подготовкой милицейских кадров. И здесь вплоть до 1933 года Василий Сергеевич также очень продуктивно и много работает, разрабатывая вариант системы, адресованный специально для сотрудников правоохранительных органов. И опять-таки большое количество приемов, которые в это время были им разработаны, а в дальнейшем были включены в руководства по самозащите без оружия в правоохранительных органах, сохраняются в современной системе подготовки полицейских в РФ.

— Известно, что ещё в 30-е годы минувшего века Василий Ощепков добился включения норм по самозащите без оружия в требования оборонного комплекса "Готов к труду и обороне СССР".
— Да, это так. В 1930 году Василий Ощепков приходит работать в ГЦОЛИФК (Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры — прим. автора) в Москве, где он преподаёт дзюдо не столько, как прикладную систему, сколько как спортивную борьбу. В это время уже был введен в действие оборонный комплекс "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО). Первоначально была введена его первая степень, которая предъявляла высокие требования к общей физической подготовке. Однако, не удовлетворившись этим, советское спортивное руководство приняло решение ввести вторую ступень этого комплекса и включить в него требования по различным дисциплинам военно-прикладного характера. Василий Ощепков получил возможность, точнее добился того, чтобы в нормы ГТО были включены требования и по владению приемами защиты и нападения без оружия.

С 1932 года после утверждения второй ступени комплекса ГТО обучение дзюдо в объёме требований этого комплекса было включено в обучение учащихся всех четырёх институтов физкультуры и всех 24 техникумов физкультуры, которые в то время существовали в СССР. Эта норма предусматривала не только демонстрацию различных приемов защиты от захватов, ударов, приемов без оружия и с оружием, она также подразумевала для мужчин проведение вольных схваток. Это должны были быть люди, которые хотя бы на начальном уровне познакомились со спортивной борьбой.

В результате этого с 1932 года дзюдо начинает становиться массовым видом спорта в Советском Союзе. Появляется всё больше и больше специалистов, которые могли преподавать этот вид борьбы на том или ином уровне. Важно отметить, что в норму ГТО второй степени (1932) были включены особым положением требования к сдаче норм для женщин. И если мужчины, сдавая норму по защите и нападению без оружия, могли выбирать из греко-римской борьбы, бокса и дзюдо, то для женщин предусматривалось только дзюдо. То есть все студентки институтов и техникумов физкультуры должны были знакомиться только с дзюдо. Благодаря этому к середине 30-х годов дзюдо действительно стало весьма заметным явлением. В 1935 году прошли первые крупные соревнования. Это были первенства (чемпионаты) Москвы и Ленинграда, первенство Украины. Это уже был показатель определённой зрелости вида спорта. В 1936 году, когда была осуществлена реформа системы управления развитием физической культуры и спорта и вводились так называемые секции, по сути прототипы современных федераций по видам спорта, была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля (дзюдо), которая стала основным органом, направляющим развитие этого вида спорта в стране. На 1937 год был составлен большой план спортивных мероприятий, который предусматривал даже проведение первого чемпионата СССР по дзюдо.

— Что известно вам о последних трагических днях жизни Василия Ощепкова и его реабилитации?
— Трагическим в истории Советского Союза, советского народа стал 1937 год. Представители старшего поколения знают об этом. Это год, когда развернулись массовые репрессии. Пострадали многие ни в чем не повинные люди. Василий Ощепков оказался одной из жертв таких репрессий. Он был арестован в ночь на 2 октября 1937 года по обвинению в шпионаже в пользу Японии, а в ночь на 10 октября, через девять дней после ареста, умер от стенокардии. Не выдержало сердце этого человека в тяжелейших условиях Бутырской тюрьмы.

Дело по обвинению Василия Сергеевича давно стало доступным исследователям. В нем нет ни единого документа, где бы Ощепков изобличался в шпионаже в пользу Японии. Поэтому в 1957 году его супруга получила возможность обратиться в соответствующие органы с просьбой о реабилитации. Была проведена проверка документов Василия Ощепкова по всем возможным архивам КГБ. Всюду, где проходила его служба, где могли бы возникнуть какие-то претензии к нему, эта проверка была проведена, и нигде не было найдено ни одного документа, который бы как-то свидетельствовал против Ощепкова. Он был реабилитирован. Но все это будет только в 1957 году…

А пока его ученики знают, что Ощепков арестован. Почему арестован — неизвестно. Какова его судьба — неизвестно. В течение нескольких лет даже семья не знала, что он скончался. Тело его было вывезено, мы предполагаем, в Донской монастырь, где денно и нощно работал крематорий и тела репрессированных уничтожались. Однако даже в документах крематория нет сведений об Ощепкове, нигде мы их не можем найти. Предполагаем, что этот конвейер уничтожения работал настолько быстро, что там даже не успевали регистрировать факт смерти человека, просто записывать, что такой-то или такой-то захоронен или кремирован. Даже таких документов нет.

К сожалению, на сегодняшний день мы не знаем даже, где находится прах Василия Сергеевича.

— Как случилось, что все, что было сделано Василием Ощепковым для развития самбо, было в одночасье предано забвению?
— Буквально через несколько дней после того как Ощепков оказался в Бутырской тюрьме, в стране возникает непонятная ситуация с дзюдо. Представьте себе: Ощепков арестован, а уже 6 октября 1937 года в центральной советской спортивной газете "Красный спорт" (теперь "Советский — спорт" — прим. автора) появляется заметка "Почему зажимают дзюдо?". Автор заметки возмущается: где такой важный оборонный вид спорта как дзюдо? Почему он не получает надлежащей поддержки, надлежащего развития? Куда смотрит руководство спорткомитета?

Между тем, всё руководство Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту отмахивалось от дзюдо всеми возможными способами неслучайно. С весны 1937 года начались процессы над целой группой крупных военных деятелей, где каждому из них инкриминировали шпионаж в пользу Японии. Летом того же года само спортивное руководство было репрессировано, в т.ч. председатель главного спортивного ведомства Харченко. Дальше назначались только исполняющие обязанности, которые также репрессировались один за другим... Потому у спортивного руководства в этой ситуации было очень опасливое отношение к тому, что происходило вокруг японского дзюдо. Как только был арестован Ощепков, был издан приказ по ГЦОЛИФК им. Сталина об увольнении с работы всех преподавателей дзюдо — три человека в это время преподавали дзюдо. Была закрыта специализация дзюдо в Ленинградском институте физкультуры. Всех выгнали моментально…

Между тем, новое спортивное руководство, видимо, получив указание сверху, поставило вопрос: как же так, это же ведь оборонный вид спорта, который готовит к защите социалистического Отечества, и ничего не делается для его развития... В декабре 1937 года прошел первый междугородный турнир. Это была встреча команд Москвы и Ленинграда, и называлась она встречей по борьбе вольного стиля (дзюдо).

С 1938 года развитие дзюдо продолжилось с нарастающими темпами, но все это происходило на фоне эскалации взаимоотношений между Советским Союзом и Японией. Напомним, что летом 1938 года развернулись боевые действия на озере Хасан на Дальнем востоке. И в этой обстановке в июне 1938 года проходит первый Всесоюзный сбор тренеров по борьбе вольного стиля (дзюдо), причем удивительным образом начался он как сбор по борьбе вольного стиля (дзюдо), а закончился как сбор по борьбе вольного стиля. Собравшиеся на него тренеры, вероятно, по совету старших руководителей приняли решение о переименовании борьбы вольного стиля (дзюдо) в борьбу вольного стиля. Это было оправдано, потому что к японскому дзюдо ощепковское дзюдо уже имело мало отношения. Да, японская борьба явилась фундаментом новой борьбы. Но за то время, пока она развивалась в наших специфических условиях, она чрезвычайно обогатилась техническими заимствованиями из национальных и интернациональных видов борьбы. Методика дзюдо была существенно перестроена ещё и потому, что Ощепков работал на одной кафедре с ведущими специалистами по французской борьбе, боксу, с ведущими специалистами по другим видам спорта, которые тоже имели определенный опыт в разработке методик обучения различным видам спорта. Смысл переименования этой борьбы, конечно, не вызывает никаких вопросов, борьба заслуживала получить новое имя, безусловно. Но не только в этом состояла проблема.

Дело в том, что после событий лета 1938 года наши борцы, те же самые ученики Василия Сергеевича Ощепкова, были вынуждены отрицать какую-либо связь с Ощепковым и со всем предыдущим периодом развития борьбы. Получилось так, что в 1938 году будто бы из воздуха соткалась "новая советская борьба вольного стиля", не имеющая никакой предыстории, но уже существующая в готовом виде, в виде целого ряда городских, областных, республиканских федераций, обладающая своими правилами, имеющая массовое развитие. Вот здесь, к сожалению, началась ложь, которая привела к тому, что на многие-многие годы имя Василия Сергеевича Ощепкова было просто вычеркнуто из истории. Солгав однажды, не имея возможность сказать правду многие годы, люди оказывались заложниками ситуации. Они были вынуждены наслаивать ложь на ложь, ложь на ложь... И, к моему большому сожалению, вплоть до сего дня официальный датой считается этот недоброй памяти 1938 год, еще до наступления которого борьба самбо приобрела массовый характер, была сформирована методика обучения, были разработаны правила, проведены соревнования, выявлены чемпионы, была сформирована материальная сторона этого вида борьбы, сложился спортивный костюм и т.д.

— Насколько важно установить, на ваш взгляд, действительную дату рождения самбо и вернуть Василию Ощепкову имя зачинателя, родоначальника самбо?
— Очень тяжело изживается ложь. Самое страшное, что к этой лжи так или иначе оказались причастны практически все руководящие работники борьбы вольного стиля, те, которые прекрасно знали, как было всё на самом деле, но были вынуждены говорить иначе. Я читал многие архивные документы... Когда летом 1937 года было репрессировано всё руководство ГЦОЛИФК, перед тем, как их отправляли в тюрьму, им устраивали чистилище на институтском партсобрании. И каждый должен был встать и сказать: "Мы порицаем...", "Мы должны заклеймить..." — и т.д., хотя бы даже одним словом. Оставались стенограммы, и там записаны все их слова. И попробуй промолчать, когда всякий промолчавший оказывался под подозрением, становился неблагонадежным и в итоге разделял судьбу человека, которого он защищал. Это удивительная история, на мой взгляд. Среди этих людей, кто вынужден был молчать, лгать, были очень смелые люди. Это были те люди, которые во время Великой Отечественной войны своей жизнью рисковали — служили в разведке, на передовой и в каких-то других ситуациях были готовы отдать свою жизнь за Родину… И вот в другой ситуации, когда приходилось сделать моральный выбор, они вынуждены были поступать иначе...

Прошло уже много времени. Сейчас мы доподлинно знаем, как происходило становление борьбы самбо. Знаем, какую роль сыграл каждый из специалистов из тех, кто внес вклад в развитие самбо. Я думаю, давно назрела необходимость и возможность нашему самбистскому сообществу всерьез обсудить вопрос достойной даты рождения этого вида спорта. Поскольку с этим вопросом неразрывно связан вопрос надлежащей оценки роли личности в истории, в частности, личности Василия Сергеевича Ощепкова, который этой чертой, начинающей историю самбо с 1938 года, оказался отчеркнут, несмотря на то, что все, кто стояли во главе советской борьбы вольного стиля, кто входили в состав руководства Всесоюзной секции борьбы вольного стиля, все до единого — это были его ученики.

Удивительно, как много сделал один человек. Он воспитал целую плеяду выдающихся тренеров. Это и А.Рубанчик, который был избран первым руководителем Всесоюзной секции вольной борьбы, и А.Харлампиев, и Б.Сагателян, и В.Сидоров, и И.Васильев — это люди которые потом составили славу советского спорта, люди, воспитавшие многократных чемпионов Советского Союза, чемпионов мира по дзюдо и самбо, призеров Олимпийских игр. Кого из известных самбистов не возьми, мы сегодня можем от любого начертить дорожку к Василию Сергеевичу Ощепкову. Возьмем самого известного самбиста нашей страны — Владимира Владимировича Путина. Это ученик Анатолия Рахлина. А Анатолий Рахлин — ученик Сергея Васильевича Дашкевича, который много лет преподавал самозащиту в Ленинградской школе милиции и был прямым учеником Василия Ощепкова…

Думаю, символично, что мы сегодня говорим обо всем этом здесь, в Александровске-Сахалинском, где родился Василий Ощепков, где он прожил примерно до 15 лет своей жизни, где сложились его характер и его мировоззрение. Думаю, мы должны здесь преисполниться силы и веры в торжество справедливости и добиваться надлежащей достойной оценки вклада вашего земляка, который действительно сделал чрезвычайно много, невероятно много... Ведь представьте себе: дзюдо развивалось во всех странах Европы, в странах Америки в это же время... Да, возникали национальные школы дзюдо: немецкая, французская и т.д. Но школы дзюдо! Нигде мы не найдем фигуры, сопоставимой с Ощепковым... Нигде не появилось самостоятельного вида борьбы, альтернативного японскому дзюдо и способного ему противостоять на равных, претендовать сегодня на вхождение в Олимпийские игры. В этом колоссальная заслуга одного человека — Василия Сергеевича Ощепкова. Он создал советскую спортивную школу борьбы в одежде, и я думаю, мы должны сделать всё возможное, чтобы воздать ему должное по заслугам. В конечном итоге для нас это нравственный поступок. Я не понимаю, как можно заниматься воспитанием, зная, что стоишь на ложных позициях. Значит, нам нужно самим все-таки принять какие-то мужественные решения, признать, что где-то мы поступили нехорошо, неправильно и исправить эту ситуацию, только с этого начнется подлинное развитие и нашего общества, в том числе...

— Время от времени говорят о Харлампиеве как одном из основателей, а то и единственном родоначальнике самбо, причем не утруждая себя поиском доказательств, скрупулезным изучением и сопоставлением исторических фактов…
— Действительно есть такие разговоры, я бы назвал их примиряющими: давайте раздадим всем сестрам по серьгам. Пусть будет не один основоположник, а несколько... Поступая так, мы демонстрируем лишь неуважение к тем, кто на самом деле участвовал в становлении самбо, мы не хотим изучать их как ученые, нам всё равно, каким было наше прошлое, мы не хотим объективно оценить вклад каждого, в конце концов, мы не уважаем себя. Необходимо понимать, что это не формальные вещи, если их не решать, в дальнейшем они принесут жуткие плоды. Так нельзя поступать. Сколько хватит сил и возможностей, я буду выступать против такого подхода.

Когда в 1938 году состоялся Всесоюзный сбор тренеров по борьбе вольного стиля (дзюдо), раздавались мнения: "Давайте мы не будем говорить, что в основе лежит дзюдо...". Тогда как это появилось? "Мы будем говорить, что у нас есть замечательные национальные виды борьбы — грузинская, азербайджанская, туркменская, из которых мы собрали свою борьбу — самбо". В этих видах борьбы, действительно, можно найти некоторые аналоги приемов самбо... Но тогда возникает новый вопрос: кто собрал и каким образом? Как так: вчера не было, а сегодня есть.

Вот тут и появилась фигура "собирателя" А.Харлампиева, который якобы собрал все богатство национальных видов борьбы народов СССР и явился основателем самбо. Даже кинофильм "Непобедимый" был выпущен о нем. Я смотрел его в детстве, интересный фильм. Но в нем нет ни слова правды, это чистой воды ложь, она была озвучена и тянется до сегодняшнего дня. Одна ошибка, одна неправда влечет за собой другую ошибку и другую неправду, и так до бесконечности. Мы же всё решаем и решаем, кто является настоящим создателем самбо...

— Ваше отношение к новым направлениям развития борьбы, тем же смешанным единоборствам... Ваш взгляд на будущее развитие самбо как самостоятельной спортивной дисциплины?
— Кано Дзигоро говорил, что созданное им дзюдо в тех формах, в каких оно существует сегодня, существует в этих формах только сегодня, что борьба должна непрерывно развиваться, обогащаться, и что в будущем она должна стать некой комплексной системой, включающая широкий спектр приемов: удары, броски, удушающие приемы, болевые приемы...

Но ведь о том же самом говорил Василий Сергеевич Ощепков. Его ученики проводили поединки с ударами руками и ногами. Он активно экспериментировал с различными видами защитного снаряжения. Василий Сергеевич Ощепков создавал универсальную систему самозащиты, адресованную прежде всего Красной армии. Неотъемлемой частью его системы были фехтование штыком, саблей, соединённые с элементами борьбы — подножками, подсечками, ударами... То есть технически лидеры двух видов борьбы видели свои системы, как комплексные и более сложные. Между тем, в современном дзюдо до сих пор много чего нельзя. Дзюдоисты, чтобы сделать свой вид спорта более красивым, с трудом идут на включение новых технических приемов. Мы же более демократичны, техника самбо приобретает комбинированный характер, а само самбо развивается в двух направлениях — как классическое, и как боевое.

Что касается смешанных единоборств, меня как историка волнует вопрос духовного воспитания, нравственный вопрос. Когда мы видим бои в клетке, конечно, мы испытываем чувство гордости, когда побеждает наш российский борец, мы сочувствуем, когда спортсмены получают травмы... Но может ли эта система стать какой-то основой массового воспитания? Сомневаюсь, честно говоря. Мы должны очень чётко различать массовые любительские виды спорта и профессиональные виды спорта, где спортсмены выступают за деньги. Не значит, что их нужно запрещать, но я не уверен, что эти виды спорта могут играть действительно важную роль в системе воспитания гражданина, патриота. Самбо с его историей, с теми людьми, которые его создавали, несмотря на все сложности, с теми людьми, которые выполняли свой долг во время Великой Отечественной войны, в массе других ситуаций — служа в правоохранительных органах, в горячих точках, дает нам хорошее основание для патриотического и гражданского воспитания, таково мое понимание.

P.S. Что пройдено первым, уже доступно всем, ибо познано, открыто, доказано... Это в полной мере относится к Василию Сергеевичу Ощепкову — основателю борьбы самбо. Совсем скоро в Александровске-Сахалинском будет установлен памятник, который был изготовлен к 120-летию Василия Ощепкова и доставлен на Сахалин. Дело за малым — необходимо отыскать средства для его установки и обустройства сквера. Одновременно необходимо решить, на первый взгляд, простой, но исключительно важный вопрос: что будет значиться на табличке? Опять Василий Сергеевич Ощепков останется "одним из …", как это случилось с мемориальной доской на здании местной общеобразовательной школы, где сегодня разместилась спортивная школа, носящая имя Ощепкова, или же мы, наконец, четко заявим — и здесь на Сахалине, и на всех уровнях самбисткого сообщества, что именно наш Ощепков — основатель самбо? И здесь александровцы, и все неравнодушные к истории Отечества люди, должны сказать свое слово.


А. Горбылев
«Система дзюудо В.С. Ощепкова»  http://shop.printmoscow.ru/sistema_dzyuudo_vs_oshchepkova/

М. Лукашев "Сотворение самбо" 
Куланов А.Е "Ощепков" http://gvardiya.ru/shop/books/zh_z_l/_oshepkov__