Про Цифру

Сергей Дзюба 2
Про ЦИФРУ.

 А хотите Я Вам загадку сейчас загадаю. И  загадка это звучит так.
Вот смотрите .Есть число десять так .Так.
Дальше идет число двадцать .Это два десятка.
Затем тридцать, это три десятка.
Затем сорок.
Затем пятьдесят, -это пять десятков.
Затем шестьдесят, -это шесть десятков.
Затем семьдесят, -семь десятков.
И восемьдесят  и девяносто. Это восемь и девять десятков.
Теперь возвращаясь к числу Сорок .Так вот, почему число сорок это сорок ,а не четыре  десятка .Если Вы над этим вопросом не задумывались. То подумайте. Вопрос этот очень непростой и очень интересный. А я Вам об этом в самом конце расскажу,чтобы нам тут время зря не тратить.
Так вот, эта история началась с того что на втором курсе  у нас в Университете,в самом конце первого семестра зачет по Высшей Математики, принимала Анастасия Дмитриевна Кемаль. Анастасия Дмитриевна была женщина среднего возраста .Ей было 37 лет. Женщиной она была симпатичной и всегда одевалась со вкусом.
Так вот, на этом самом зачете  Косте Мезенцеву(моему одногруппнику) выпал билет на котором было два вопроса .В первом вопросе это была какая то там теорема точно не помню уже какая. Во втором вопросе это было парочка интегралов. И интегралы эти были не берущиеся. Что только Костя с ними  не делал, интегралы эти не шли ни как.
Ну а дальше, когда настала пора отвечать,на первый вопрос, Костя ответил как говорится с лету и недолго думая. Тем более, что этот ответ на этот вопрос был изложен в письменном виде и его Анастасия Дмитриевна  проверила  как говорится с ручкой в  руках. Так вот ,когда дело подошло ко второму вопросу ,то тут Костя прикинув все, чтобы хоть как то спасти свое положение решил, что выход  у него остался только лишь один. Это надо было хоть как- то и чем -то озадачить Анастасию  Дмитриевну. Поэтому он ей так и сказал:
-Анастасия Дмитриевна, а вы знаете откуда к нам пришла такая наука как Алгебра и какой в этой науке Арабы свой след оставили. А вам, как Математику где -нибудь да пригодится.
-Ну,-сказала Анастасия Дмитриевна, как всегда скупая  на слова, особенно во время зачета.
-Да только, тут есть один нюанс,-тут же начал торговаться Костя.-Я так и быть, вам расскажу,только вы мне перед этим зачет этот автоматом поставите .У меня ведь во втором вопросе два интеграла,и эти интегралы не берущиеся. Вы ведь их мне специально подсунули,чтобы меня тут при всех завалить.(Вот тут Костя был неправ. Анастасия Дмитриевна хоть и вредная была,но она тут была не причем. Билет на зачете он сам вытягивал).
-Ладно ,давай рассказывай,-согласилась опять Анастасия Дмитриевна,тем более торопиться ей было некуда,Костя как всегда на зачете  отвечал последним.-А насчет интегралов я с тобой согласна. Я два дня тому назад пробовала их решить. И так к ним подходила и этак. Короче говоря не берущиеся они. Это что там в билетах  с ними намудрили.
Ну а дальше, Анастасия Дмитриевна поставила Косте зачет автоматом,и даже расписалась в зачетке. И вот уже после этого Костя, начал ей рассказывать. И как всегда начал из далека. Он так и сказал.
-Так вот .Основоположником алгебры, как науки нужно считать среднеазиатского ученного Мухамеда из Хваризма . По прозвищу Аль-Хваризми (Хорезмиец).Его алгебраический труд составленный 9 в н.э носит название Книга «Восстановления и Противопоставления» . «Восстановлением» Мухамед называл перенос вычитаемого из одной части уравнения другую ,где оно становится слагаем. Так к примеру, 3X- 5=10-2Х.Переносим 2Х и 5, получаем3Х+2Х=10+5.В конце концов, это уравнение приходит к виду 5Х=15. «Противопоставлением», Мухамед называл собиранием неизвестных в одну сторону, а известных в другую. Первый наш пример, как раз  и к этому подходит. По Арабски, «Восстановление» это «Ал-Джебр».Отсюда и «Алгебра». 
Ну а дальше, когда Костя закончил рассказывать Анастасия Дмитриевна, тут же у него спросила.
-Слушай Костя ,а ты где это вычитал?Ты же целыми днями по общежитию шатаешься. Да и в Научной Библиотеки я тебя сто лет не видела.
-Да это нам в группу Сергей(это он про Меня) откуда- то притащил,-ответил Костя тут же  и недолго думая,-Это он где то успел нахвататься .Целыми днями ходит и всю нашу группу чем -нибудь, да  грузит. Если что, вы у него спросите
На этом, зачет по Высшей Математике у нас закончился.
Так вот, продолжение этой истории имелось ровно через неделю,в следующий четверг. Дело было так, столкнувшись  со  мной в коридоре ,я шел в буфет после второй пары, Анастасия Дмитриевна  шла, ту да же,она у меня так и спросила:
-Слушай Сергей,мне тут в прошлый четверг Мезенцев ваш, рассказал про Мухамеда из Хваризма .А ты где про это прочитал? Мне этот вопрос всю неделю не давал покоя. Вот я и решила,может и мне этот источник пригодится.
-Да тут такая история,-ответил я сразу,  и тут же стал рассказывать.
Дело было так. Каждый день по утрам из нашего города в Томск я ездил на автобусе, на сороковке(автобус этот шел под номером сорок).Ходил он раз в двадцать пять минут. И на народу там  было битком,как говорится не протолкнуться .И вот там среди нас затесался одни из студентов. Как я узнал попозже звали его Володей. Короче говоря, Володя этот целыми днями занимался тем, что не платил за проезд. Он или посеял свой проездной,или всю стипендию потратил на себя,или  пропил ее до копейки. Поэтому, на все вопросы кондукторши по поводу оплаты за проезд, он отвечал что -то  несуразное или просто напросто прятался среди нас на задней площадке. Затихорится там и стоит как ни в чем не бывало.
Так и в этот раз. Когда Володя ответил кондукторши что непонятное в ответ,в конце концов терпенье у нее лопнуло. Она так и сказала :
-Вот ты мне скажи, почему ты идиот такой. Законченный .Ты будешь  в конце концов рассчитываться.
И вот тут, что нас всех сразу удивило ,это то, что Володя тут же начал заводиться .Он ей так и сказал:
-Это , я  то, идиот. Это почему, я идиот. Да я учись в Политехе на Факультете Неорганической Химии. А это, вам, непросто так. Граждане, -теперь уже Володя обратился ко всем нам.-Ну нет, у меня денег, на проезд. И что теперь?
И тут уже граждане заступились за Володю .Они так и сказали:
-Да ладно Мать. Он же тебе не мешает. Ну едит он и едит. Он же не сидит. Мест сидячих не занимает.
В конце концов, кондукторше пришлось смириться и согласиться с общественным мнением. Так что, минут пять она ехала молча. Ну а дальше, уже Володя лично обратился к ней .Он ей так и сказал:
-А давай Мать, я тебе что- нибудь расскажу. В салоне у нас нет музыки. Ну, не ехать же нам всю дорогу  молча.
(Дело было в том, что автобус от нашего города до Томска минут пятнадцать или двадцать ехал без лишних остановок .Закончив с расчетом, кондукторам по большому счету заняться было нечем. Вот на этом ее и подловил Володя).
И вот уже после этого, Володя рассказал ей, а за одно и нам,  смысл такой поговорки как «Сто пудов».Оказывается пудов то было два. Один пуд весил 16 кг другой 32.Значит «Сто Пудов», это одна тонна шестьсот килограмм или  три тонны двести .Но и это не главное . Главное заключалось в том, что в старину на Руси пудом считались весы(что -то наподобие как сейчас весы площадка в овощном магазине)И на этих весах, завешивали вес крупных предметов. То есть, «Сто Пудов» это на все сто процентов проверенная вещь, завешенная на весах.
Еще через день, Володя нам всем рассказал какой смысл заложен в такую поговорку как «Семь бед один ответ». Казалось, что смысл у этой поговорки такой. Одна беда как бы идет за другой. Так что, где одна беда там и другая. Так вот, оказывается смысл у этой поговорки, был,такой сколько ты лично, всяких бед не делал кому-нибудь, больших или  малых,отвечать за все беды будешь одинаково. На Том Свете как говорится, за свои грехи. Это так же как «Семь Раз Отмерь, Один Раз Отрежь». Оказывается, тут все упирается, не в то чтобы именно сегодня что- то делая,семь раз отмерить,затем,отрезать(это кстати была самая любимая поговорка у нашего Трудовика в школе, у Александра Владимировича),а все тут уходит корнями в Библейские Истины. То есть, Семь Дней надо ходить и думать. И только в конце недели принимать решения. Чтобы лишний раз не согрешить.
Ну а дальше, Володя рассказал нам про такую пословицу как «Семеро с ложкой ,один с сошкой». Я раньше думал, что эти семеро с ложкой люди приличные .И за столом сидят. А этот с сошкой, человек до того мелкий и ненужный, что его и за стол к себе не приглашают(не зря есть такая фраза"да он сошка, он тут не при делах".А оказывается этот с сошкой, единственный в этой компании, кто труженик. Кто пашет с сошкой, то есть с Сохой. А эти семеро сидят за столом и ждут когда он, им что-нибудь подкинет. Двумя словами нахлебники и тунеядцы.
Короче говоря, с этими со своим историями. Володя проездил как ни в чем не бывало, совершенно бесплатно, дней так пять. Может и целую неделю,пока у него сессия не закончилась .Кстати его даже близко никто не трогал.
На этом, эта история и закончилась.
Так вот, когда я закончил рассказывать. Анастасия Дмитриевна мне так и сказала:
-Слушай Сергей, а ты больше Мезенцеву ничего не рассказывай. Ладно. А то у нас через неделю экзамен по моему предмету.  Он меня, опять чем- нибудь загрузит,а я опять перед ним буду сидеть развесив уши .А так, он хоть экзамен сдаст, по человечески. Ну что договорились.
Пришлось мне и тут согласиться с Анастасией  Дмитриевной, по поводу Кости. По поводу того, что он раздолбай законченный. И, что он никогда и ничего не учит. Одним словом халявщик. Я даже дал ей слово, что перед экзаменом, не буду ему ничего такого рассказывать. Зачем,   мне было с ней ругаться. Тем более, что этот самый экзамен, я должен был так же как  и Костя сдавать в тот же день. Костя сдавал его после обеда, а я до. Хотя, как  как раз перед экзаменом, я рассказал ему, еще одну очень забавную историю. Но об этом, я вам отдельно расскажу.
Так вот, ровно через неделю, Костя и без меня сдал этот экзамен. Он даже доказал одну из теорем,решил задачу. Про примеры я и не говорю это было само  собой. Короче говоря, из этой сессии он вышел хорошистом. А это значит, что стипендией он был обеспечен считай на целый семестр. Правда этой стипендии, ему хватало недели на две не больше. Так к примеру, первую свою стипендию в следующем месяце, он тут же спустил себе на День Рождения. Про так, как Костя умел отмечать День Рождения, об этом я уже писал в рассказе «Поговорка» .Рассказ этот забавный и неплохой, так что я Вас ,если у Вас будет Время, приглашаю, почитайте. Вам понравиться. А я на этом месте остановлюсь . Чтобы нам Время зря больше не тратить. Я лучше Вам дальше расскажу ,откуда и как к нам пришло такое числительное как Сорок.
Так вот, числительное Сорок выпадает из кратных десяти(двадцать и тридцать и так далее)Все тут упирается, в то что Сорок служило условной партией в торговле пушниной. То есть, охотники приносили четыре десятка соболей ,белок натюканных .А купец их их заворачивал в  специальный сшитый мешок .Куда как раз входило четыре десятка шкурок.(Для каждой   живности шился свой мешок,хотя численность была одна и та же). Мешок  этот шился из той же ткани что и простые сорочки. Вот и Сорок от слово сорочка. Так и пошло..
22.03.2015

22.15