Отзыв на Академию проклятий Е. Звездной

Морозова Валерия
Самая ужасная книга или Классика фэнтези
Известное издательство учинило конкурс на написание романа в рамках вселенной одного автора. Подобные романы пишутся по вселенной Сталкера или Метро, но кто бы мог подумать что кому-то взбредет в голову расширить вселенную совершенно ужасной книги. Ужасной не с точки зрения жанра, а с точки зрения насилия над литературой... насилие в восьми томах.
"Ни для кого не секрет, что Елена Звездная является автором № 1 в жанре ... фентези - лидером по популярности, известности и продажам на территории России, Украины и Белоруссии. Елена фактически - классик этого жанра, а ее идеи, находки, определения и сюжетные повороты - канон для многих и многих последователей. Так, например, известная всем «Академия проклятий» оказалась настолько популярна, что породила всплеск «академок», образовавших своеобразный поджанр ... фентези. И до сих пор Академия Проклятий является наиболее успешным произведением этого направления"
В этой хвалебной аннотации к конкурсу пропущено одно слово - "романтический". Само по себе слово неплохое, и романтика часто бывает вещью приятной, но если бы романтикой было то, что описывается в этой книге, я бы ее врагу не пожелала.
В некотором царстве в некотором государстве находится Академия проклятий - учебное заведение среднего звена, где готовят рядовых сотрудников рядовых заведений рядового магического государства. Учебное заведение сильно смахивает на обычные российские ВУЗы с общагами и кастеляншами навечно застрявшими в восьмидесятых. Волшебные лестницы тут говорят " Ходят тут всякие" чтобы общажная атмосфера ощущалась еще лучше. В это увядающее, погрязшее в коррупции и скуке учебное заведение назначают нового директора. И не абы какого, присланного с районо, нет! Самого первостатейного Лорда-директора, который разумеется красив, богат, молод, сексуален и могуч в магических искусствах. Герои женского фэнтези почти никогда не бывают не молоды, не красивы, не сексуальны, не богаты или хотя бы не знатны. Попробуйте угадать, в кого влюбится этот молодой, красивый, сексуальный банкир-вампир, ой, простите, лорд-директор, если главная героиня молода, невинна и ведет себя так, что удушить ее хочется с первых строк?   
"— Адептка Риате, — чуть вибрирующий голос главы нашего учебного заведения, заставлял содрогаться что-то глубоко внутри, и от этого невольно прислушиваешься к каждому его слову, — вы провалили сессию. Вы не сдали четыре… нет, пять профилирующих предметов.
Магистр ... направил на меня ... взгляд черных как само темное искусство глаз. Нервно сглотнула под этим проницательным взглядом. Прежний директор ...был ...более лоялен к подобным промахам у работающих студиозов, и обычно мы все наверстывали после сессии... Но с первым зимним днем все изменилось ... в нашем унылом заведении появился высокий, темноволосый и крайне требовательный лорд Тьер. За неделю были уволены все профессора, пойманные за принятие взяток. Еще через неделю началась аттестация всех адептов… стоит ли говорить, что наши ряды стремительно редели?!
— Почему вы молчите? ...- Вам нечего мне сказать?
Нервно сглотнув, честно ответила:
— Нет…
Магистр сцепил длинные сильные пальцы… То, что пальцы, как и руки, очень сильные мы все точно знали — каждое утро ... лорд Тьер изволили упражняться в фехтовании. ... с тех самых пор как молодой полуобнаженный мужчина танцевал со сталью по утрам, вся женская половина Академии Проклятий начала вставать с восходом солнца, и жадно торчала у окон, из-за занавесок подглядывая за первым мечом империи. Да по нему сохла даже наша престарелая кастелянша.
— ... вы осознаете, что вас отчислят?
...
В груди что-то сжалось, в носу защипало… кажется я сейчас просто начну позорно реветь.... И вот тогда я действительно заплакала. Безмолвно и старательно пытаясь взять себя в руки, а слезы почему-то все текли и текли.
...
— Я сказал — прекратите! — ... — В конце концов, это исключительно ваша вина! ... — Я надеюсь, вы понимаете, что при всем моем желании оставить вас на курсе я не представляю это возможным, адептка.... Прекратите, пожалуйста, — печально потребовал магистр. – Знаете, я никогда не подозревал, что в Академии проклятий все зашло настолько далеко. Поверьте, тот факт, что адепты третьего курса не могут внятно произнести ни единого проклятья пятого уровня, меня крайне удручает!
Я снова кивнула. Потом замерла, вскинула голову и дрожащим от надежды голосом произнесла:
— А я могу! Могу я…
Черные глаза чуть сузились и магистр раздраженно прервал меня:
— Конечно, вы можете! Вы же на четвертом курсе!
Забыла совсем… Вновь опустив голову, опять вытираю глаза… Почему все это происходит со мной… Ну почему? За что мне все это?! А потом вдруг вспомнила:
— Зато я знаю проклятия шестого уровня, и даже одно десятого! Вот!
И снова залилась слезами, под ироничным взглядом магистра Тьера. .., я не солгала — проклятие десятого уровня, ... я знала… Все дело в том, что в связи с тяжелым финансовым положением мне приходилось работать в таверне в городе. ... однажды, профессор Швер, пьяно хихикая взялся учить меня проклятию десятого уровня...
— И что же это за проклятие? — скучающе поинтересовался магистр Тьер. — Было бы любопытно услышать.... Ну же, — на красивых губах мелькнула усмешка ...
Я ушам своим не поверила! То есть я могу остаться!...И подскочив от радости, я стремительно вытерла слезы, лучезарно улыбнулась и выпалила на одном дыхании:..."
 только что прочитали самое начало книги с незначительными сокращениями. Было прочтено проклятье, назначение которого главной героине не известно. Она знала только то, что это проклятье, что оно десятого уровня и что оно сработает. Адептка, доучившись до четвертого курса в учебном заведении с многозначительным названием Академия Проклятий не догадалась что проклятия могут работать если произнести их вслух. Проклятия, Карл! В Академии Проклятий не учат что проклятия работают? Неужели им за первые три года обучения забыли рассказать о технике безопасности? Даже если бы она пошла в кулинарное училище, кто-нибудь да и сказал бы ей: "девочка, не суй пальцы в мясорубку".
Все обошлось с меньшими потерями. Конечно, это не было смертельное проклятье, проклятье облысения, покрывания кожи гнойными фурункулами или на худой конец проклятие смены сексуальной ориентации. Конечно, лорд-директор просто-напросто пал жертвой проклятия Вечной страсти - наверно сущий ужас, если бы он  испытывал страсть к престарелой кастелянше. Так бы в книге появилась интрига, конфликт и ожидание неожиданной развязки. Но тут и без проклятия было очевидно что ему - молодому, сексуальному и совершенно идеальному лорду-директору грозит "долго и счастливо" с милой, наивной, туповатой, но всем нравящейся главной героиней, а с проклятием от "долго и счастливо" и тем более не отвертеться. Право слово, уж лучше бы это была кастелянша.
Вот еще один любопытный эпизод, позволяющий глубже проникнуть в суть произведения.
"... появился преподаватель. А по бытовым (проклятиям) у нас очень неприятный и крайне принципиальный в вопросах уступок студентам... Он единственный никогда не брал взяток и видимо поэтому очень приглянулся директору Тьеру, ...Кстати меня, как извечную должницу, профессор ... крайне не любил.
- ...К доске!
  Бросив печальный взгляд на тетрадь, куда срисовывала кристаллы воды и обозначения, поняла, что ничего не знаю, впрочем, как и всегда. На дом было задано изучить кристаллы воды образующиеся вследствие произнесения проклятий. А я их не то, что выучить, я даже списать не успела. И вот он печальный итог.
  - Итак, ... представим ситуацию... Убийство на бытовой почве, в городском доме. Семья клерка среднего достатка, мать, отец, трое малолетних детей. Ситуация - убита супруга клерка, предположительно им же самим. Все улики указывают на непредумышленное убийство в состоянии аффекта, но есть одна странность - сам клерк поверить не может, что совершил убийство дорогой супруги собственными руками. К тому же в наличие такие показатели, как наличие великолепных характеристик с места работы и поручительное письмо от начальства. Ваши действия, адептка Риате?
...
  - Первое, необходимо отыскать признаки бытовых проклятий.
  -... какие это признаки?
  - Плесень, ...отсутствие грызунов, отсутствие домашних животных, гибнущие растения, ...
  - А если перечисленное вами, что являет собой далеко не полный перечень признаков, в совершенном соответствии с нормой, мы смотрим что?
  - Воду, оставленную в открытом сосуде и предположительно находящуюся без сдвигов во время убийства, - заученно повторяю я. Ну да, именно об этом и была вчерашняя пара, а на память пока не жалуюсь.
  - И что мы должны сделать?
  - С максимальной осторожностью разместить жидкость под увеличительным кристаллом, и памятуя о том, что вода это природный хранитель информации, рассмотреть ее.
  - И что мы можем там обнаружить?
  - Следы ругательств и проклятий, если они звучали...
  Ответ был не то чтобы неверным, скорее неполным. ...
  - Адептка Дакене, ... встаньте, и дополните весьма скудный ответ адептки Риате.
...
  - Показателем гнева является наличие в воде следующих кристаллов, - на доску ровным рядом легли шесть изображений. - Однако гнев не всегда является поводом к убийству, чаще всего причиной бытовых убийств служат кристаллы свидетельствующие о раздражении. - И еще девять идеально выполненных рисунка. - Но если мы обнаруживаем один из подобных кристаллов, - пятнадцать рисунков торопливо были выведены на доске, - значит, речь идет о внешнем вмешательстве. В этом случае следует привлечь специалистов Ночного патруля и соответственно компетентного мага.
  И темный дух дернул меня за язык:
  - А можно просто допросить супруга убитой, и тогда вполне возможно выяснится, что проклятия его рук дело, и таким образом он просто пытался отвести подозрения от себя. Либо имеет место длительный конфликт, и клерк, скромный, стеснительный и исполнительный на работе, дома превращался в домашнего тирана, измывающегося над женой и детьми, или...
  - АДЕПТКА РИАТЕ! ... - К директору! Немедленно!"
Что мы видим? Недобросовестную главную героиню, которая ничего не выучила. Ситуации даже можно посочувствовать. Наверно каждый, хоть в школе, хоть в университете, оказывался в неловкой ситуации когда у него спрашивают то, в чем он ни сном ни духом. Неловко, стыдно... но если взглянуть как преподносит ситуацию автор...
Героиню вызывают на ковер, вслед за ней приходит и профессор.
  "- Причина! - перебил его магистр.- Быстро, четко, ясно!
  - Невыполнение домашнего задания!
...
  - Меня крайне беспокоит дисциплина в Академии Проклятий, - чуть задумчиво начал лорд директор, - причем удручает как дисциплина среди адептов, так и среди преподавателей. Профессор Сэдр, я дам вам вторую попытку, и еще раз требую назвать причину вашего поступка!"
... они смотрят магическую видеозапись происходящего в кабинете полчаса назад, и лорд-директор выдает:
"  - Я не увидел состава преступления в поступке адептки Риате. Так же я не увидел нарушений, достаточных для столь весомого наказания. Мне стоит ждать ваших оправданий, или вы уже усвоили, что оправдания бессмысленны?
  Профессор глухо ответил:
  - Усвоил.
  - Замечательно, - не скрывая иронии, произнес лорд директор, - в таком случае ступайте к леди Митас и сделайте двадцать отжиманий. Исполнять!"

То есть...погодите. Наказали препода, а не провинившуюся студентку. Лорд-директор-сама-справедливость. При том можно сказать он еще и в присутствии студентки весьма подпортил авторитет неподкупного, строгого, некорумпированного профессора, что фактически является исключением для данного учебного заведения.
Это как если бы в медицинском вузе студент не выучил как накладываются хирургические швы, а принялся бы рассуждать о природе болезни. Он, конечно, молодец, и может быть из него выйдет отличный терапевт, только вот швы он накладывать не умеет, а учится на хирурга. Ему задали задание, он его не выучил,  и в итоге молодец, поругаем препода-негодяя, что посмел давать домашнее задание? Преподаватель, сделайте двадцать отжиманий!?
В итоге в учебном заведении для экспертов по проклятиям открывают пару новых специальностей для следователя, ведь героиня - идеальный следователь ;) Романтическому бабскому фентези не хватает детективной линии.
Смысла дальше расписывать сей бред - нет. Будут некоторые перепетии, препирательства и совершенно чудные сцены, когда лорд-директор и его ученица друг друга по очереди лечат.
"  - Нужно сбить жар...я тебя сейчас раздену, затем разотру, а ты не... злишь меня бесполезными попытками к сопротивлению!...  - Открываем ротик, - скомандовали мне,... -Эта штука поприятней первой будет, но есть проблемка - вызывает кратковременные проблемы с памятью...   И неожиданно лорд Тьер вздрогнул, замер, потом взгляд его скользнул по мне, и на губах заиграла странная, загадочная улыбка, от которой захотелось накрыться с головой под одеялом и думать об одном - мне просто показалось!"
Конечно, героиня протестует. Героиням никогда не нравится интимное общество молодых, красивых и сексуальных мужчин, влюбленных в них по уши. Раскрою секрет, в финале книги они таки поцелуются и он сделает ей предложение. А до интимной близости, говорят, дошло-таки к шестой книге. 
Говорят, эта книга классика жанра... Говорят, в ней есть неожиданные повороты... Возможно, я чего-то не понимаю в современной литературе?