Z-мир. 7. Субстанции человека

Виктор Сорокин
Видео. 22 мин.: https://youtu.be/9CRwN3OAJgQ

В философии термином субстанция обозначают обычно первооснову, первопричину, самое общее основание больших классов вещей, но чаще выделяют всего две субстанции: материю и "дух" (или сознание). Однако системный взгляд на человека показывает явную недостаточность всего двух субстанций. Куда, например, отнести явление ценность, которая, как известно, может иметь как материальную, так и духовную основу? Так, один килограмм хлеба всегда есть один килограмм, а вот ценность этого хлеба в зависимости от обстоятельств может меняться от нуля и до бесконечности (т.е. до ценности человеческой жизни). Аналогичные вопросы можно поставить и к таким явлениям, как экология, психика, экономика, компьютерная память и т.д. Где граница такой вещи, как человек?..

Вот интересная цепочка вопросов.

Пища, находящаяся в желудке, это часть (элемент) человека или нет? А пища, лежащая на столе? А в поле или в лесу? А воздух в легких? А природа вообще? А собственность человека – это часть ЕГО или при анализе конкретного человека мы от нее (как и от его мыслей, ценностей, его родственников, общественных связей и т.п.) должны полностью отказаться, отвлечься? И ЧТО останется от совокупного человека после такого отказа?

Поэтому меня устроит лишь такое расчленение (на вещи) всего сущего в мире и совокупного человека (как вещи или явления), при котором ЛЮБАЯ вещь и любое явление будут ясно отнесены к своему классу вещей. И мне нужен не философский, а кибернетический взгляд на мир, реально РАБОТАЮЩИЙ для любого «простого» человека. Поэтому я буду использовать слово субстанция для обозначения обширных областей природы и жизнедеятельности человека по основанию СПЕЦИФИЧНОСТИ управления ими (наподобие того, как Г.С.Альтшуллер использовал – и правомерно – понятие физического поля с новым его содержанием).

Специально историей системного взгляда на человека я не интересовался, но придерживаюсь взгляда, что человека нельзя рассматривать В ОТРЫВЕ от его среды обитания (впрочем, аналогичного взгляда придерживалась и ныне покойная Е.Э.Печуро, наш близкий друг и участница диссидентского движения, с которой мы с женой имели счастье общаться на философские и исторические темы). Т.е. нет и не может быть человека БЕЗ окружающей его среды, и попытка рассматривать его изолированно от окружающего мира приводит к извращенному пониманию сути человека. Конечно, мы не можем рассматривать человека со всеми его бесконечными связями с миром, от рассмотрения большинства из этих связей мы вынуждены абстрагироваться, но при этом всегда должны задаваться вопросом: а не выплеснем ли мы вместе с пеной и ребенка?

С самого начала освоения системного взгляда на мир (с начала 1970-х годов) я рассматриваю системно абсолютно всё сущее в мире (или сверхвещь). Это в нашей абстракции есть люди сами по себе; в действительности же всё сосуществует вместе и едино. Так, рассмотрение человека в отрыве от комара приводит к потере чрезвычайно важного аспекта их взаимодействия: оказывается, борьба человека с комарами ведет к колоссальному экологическому дисбалансу в природе (уничтожается кормовая база для птиц и рыб и как следствие этого происходит большой дисбаланс в мире полевых насекомых и т.п.). Так что мы совершим значительно меньшую ошибку, если отождествим весь мир с человеком, нежели будем рассматривать последнего в отрыве от остального мира. И тогда, исходя из такого взгляда на человека, мы можем вычленить в конкретном системном человеке (ЧЕЛОВЕК–МИР) следующие субстанции:

1. Природа без человека (в узком смысле) и результатов его труда (т.е. внешняя среда).
2. Результаты труда (как экономический фактор), т.е. личная собственность.
3. Тело человека в целом (без вычленения психики), т.е. физическое здоровье.
4. Вся психика (без вычленения сознания).
4а. Память образная.
4б. Память вербальная.
5. Сознание (с аппаратом мышления).
6. Эстетика.
7. Этика или душа.
8. Логический интеллект (и логическое мышление).
9. Управленческий интеллект (и управленческое мышление).
10. Дух как сознательно поддерживаемая и управляемая (своим, человека, Я) психическая энергия или сверхуправление.

Может, и несколько нелогично, но бесспорно важно ввести еще и такие субстанции:
11. Общество (своего рода ералаш субстанций; в первую очередь это родственники и друзья). В частности,
11а. Семья.

Вот 11 субстанций человека, которые порождают 14 классов его конечных целей. На эти же 14 классов разбиваются и все вещи в мире, и теяперь для любой вещи легко найти ее место во всеобщей классификации всех вещей в мире. При этом выделение 6-й субстанции (эстетики) является, возможно, ошибочным, ибо все эстетические чувства есть аналогичные чувствам, порожденным другими субстанциями. Поэтому когда говорят, что такой-то художник «отдал себя искусству», то за этой "жертвой" почти всегда можно увидеть куда более прозаическую цель (тщеславие, богатство, борьбу за любовь, может быть, альтруизм и т.п.).

Перечень субстанций с их характеристиками помогает видеть максимальную широту возможностей каждого человека (в том числе и самого себя) и понимать его поведение. Чем большее число развитых субстанций человек собой охватывает (реально ими живет), тем шире, полноценнее, полносистемнее он развит.

*** 
Под деградацией системы в кибернетике понимают утрату ею существенных свойств и функций. Так, чрезмерные комфорт и контакт с компьютером приводит к вырождению не только многих субстанций (окружающая среда, физическое здоровье, психика, душа, управленческий интеллект, дух), но и психических и физических способностей (существенное сокращение пределов работоспособности практически всех органов чувств, колоссальная потеря иммунитета к различным болезням, распространенность стрессовых состояний, и т.д.). Так, из многих моих знакомых, выросших в городе, мало кто способен восхититься миром живой природы; врачи говорят, что человек должен ежедневно проходить минимум пять километров, но люди, привыкшие к автомобилю, не проходят в день и сотни метров; человек, привыкший к комфортному освещению, уже не способен читать при луне; острота обоняния у курящих людей на порядок ниже, чем у некурящих; компьютерный синдром выводит человека вообще из реальной жизни; факт массовой близорукости от чтения и работы за компьютером общеизвестен; и т.д. и т.д.

Знание полного перечня субстанций постоянно побуждает человека иметь их В ВИДУ и поддерживать их в работоспособном состоянии (отсюда и ценность данной главы).

Я сочувствую людям, выросшим в полном отрыве от природы или без ласки и доброты родителей. Но если незрячий страдает оттого, что он ничего не видит, то отсутствие каких-либо субстанций человек переносит легко. Известны случаи, когда дети, выросшие в тюрьме, не страдают от отсутствия элементарной свободы, а оказавшись на свободе, не понимают, что с нею делать. И именно по этой причине миллионы бывших советских людей оказались не способными в перестройку 1990-х, когда им это позволили, проявлять инициативу.

Знание 14-ти (число не окончательное) субстанций побуждает ищущего человека не замыкаться на развитии двух-трех субстанций – души, тела и помыслов (целей). Оказывается, можно и нужно обращать внимание еще и на экономику, экологию, интеллект и т.д. Это почти закономерно, что люди, воспитанные в любви к природе, не могут быть жестокими и в отношениях друг с другом. Деревенские люди менее агрессивны, чем люди из рабочих поселков (не по этой ли причине в своей диктатуре Ленин сделал ставку на пролетариат?). И наоборот: человек, убивающий насекомое просто так, без необходимости, нередко со временем поднимает руку и на человека.

Опишите мне ваши субстанции, и я буду знать, кто вы. Опишите сами себе ваши субстанции, и не исключено, что вы увидите ваши неиспользованные возможности. Вот прагматический эффект такой, казалось бы, малополезной вещи, как перечень субстанций.

(2016)