Бронзовый балдахин -киворий Бернини

Алина Алексеева-Маркезин
 
БРОНЗОВЫЙ БАЛДАХИН- КИВОРИЙ.(Собор Святого Петра в Риме)
   
     КИВОРИЙ БЕРНИНИ-один из самых впечатляющих памятников, которыми можно любоваться в базилике Святого Петра.

     Балдахин Святого Петра - это большой бронзовый навес ( киворий) над главным алтарём Собора Святого Петра в Ватикане. Балдахин стоит в самом центре храма под куполом, над могилой Св. Петра, криптой базилики, местом, которое теперь носит название « гроты Ватикана », внутри которых хранятся останки пап, которые следовали друг за другом в истории Ватикана (за исключением некоторых случаев).

     Киворий используется в католической христианской традиции, чтобы привлечь внимание верующих к ключевой точке церкви, точке опоры религиозного праздника: главному алтарю, который подчеркивает важность Папы как посредника между Богом и людьми и как наследника Святого Петра.

      В 1623 году папа Урбан VIII поручил создание балдахина молодому архитектору Лоренцо Бернини. Работа над балдахином длилась 9 лет. Он был построен Джан Лоренцо Бернини в период с июля 1624 по 1633г. Это первый большой заказ, который художник получил после избрания Папы Урбана VIII в 1623 году .Киворий был открыт 28 июня 1633 года самим папой.

       Киворий вознёсся почти на двадцать восемь с половиной метров, больше чем десятиэтажное здание и стоил около 200 000 скудо (приблизительно 8 млн долларов на начало XXI века)
Согласно записи 1627 года Бернини сам работал над балдахином на протяжении 3 лет, наблюдая за литьём в печах с риском для собственной жизни. Самой большой статьёй расходов был пчелиный воск, который необходим был для ковки. Он стоил в два раза дороже, чем вся позолота.

      Этот балдахин был первой работой Бернини, где он соединил скульптуру и архитектуру. Балдахин стоит на четырёх витых колоннах с мраморным основанием, для устойчивости внутри они заполнены цементом. Колонны высотой 11 метров полностью покрыты лавровыми ветвями , чтобы отдать дань уважения страсти Урбана VIII к поэзии, среди которых летают пчелы , символ семьи Барберини, заказавшего памятник, и бегают ящерицы , которые своей способностью менять кожу символизируют возрождение. Сверху на колонны опирается карниз. Над каждой колонной стоит ангел в человеческий рост.

       Кроме того, первая ящерица в северо-западной колонне смотрит на солнце и символизирует поиски Бога , в то время как вторая ящерица в северо-восточной колонне держит во рту скорпиона, символ зла в Апокалипсисе.
    
     Интересная деталь: в одной из колонн, а точнее задней левой колонне отлиты четки . Это дань уважения Бернини, который хотел заявить, что его работа посвящена Мадонне. Распятие можно увидеть на одном конце и три религиозных медали на другом. С другой стороны колонны есть еще одна медаль, которая представляет самого Папу Урбана VIII.

       Колонны поднимаются из полихромных мраморных оснований, на которых вырезаны лица женщин, представляющих фазы рождения , от момента зачатия до рождения ребенка. Похоже, что именно такой выбор украшения оснований был продиктован племянницей Папы Урбана VIII, перенесшей тяжелую беременность. Или, может быть, это был способ Бернини показать свою преданность «Матери-Церкви».

       Крыша из позолоченного дерева, в форме спины дельфина, наверху балдахина есть четыре статуи ангелов, расположенных по четырем углам, и другие статуи херувимов, спроектированные Франческо Борромини, которые держат фестоны. Некоторые херувимы держат в руках ключи Святого Петра и папскую корону. Кроме того, путти поднимает в небо огромное перевернутое тело пчелы , снова напоминая символ семьи Папы.
       
    На самом верху позолоченный крест на шаре-символ мира, спасённого христианством. Первоначально на самом верху была установлена статуя Христа, но из -за большого веса её пришлось заменить.
    
  Папа Урбан VIII был большим покровителем искусства и относился к роду Барберини, на протяжении его папства искусство становится средством выражения благородства папской семьи.
Семья Барберини обладала собственным гербом, который содержал в себе три пчелы на синем фоне рядом с папской тиарой и ключами Святого Петра.
     Скульптор старался угодить папе .Церковь часто интерпретировали с раннехристианским периодом, как некий улей или же как сообщество, в котором верующие и священнослужители были как маленькие пчелки трудолюбивы и преданны. Мёд, в связи с этим, был метафорой сладости Божественного Слова и христологической вести.
Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.

    Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика.Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.

     Справедливости ради отметим, что корона балдахина была закончена его ровесником и соратником (а позднее - соперником) архитектором Франческо Борромини.

       Их судьбы, амбиции, демонстрации таланта переплелись в жесткой конкурентной борьбе, что стало не только стимулом для утверждения стиля барокко, но также поводом для многочисленных сплетен и кривотолков. Бернини всегда удавалось вырваться вперед на шаг или два, может быть, в силу своей раскрепощенности и легкости в общении.