Неутоленная страсть. О сериале Таинственная страст

Виктор Астраханцев
НЕУТОЛЕННАЯ СТРАСТЬ
(После просмотра сериала «Таинственная страсть» Первого  канала Российского ТВ)

Первый канал ТВ приурочил к  ноябрьским праздникам 2016 г. показ фильма по одноименнму автобиографическому роману Василия Аксенов . Его героями являются поэты,  артисты и политические деятели  60-х, которые легко угадываются за их именами.
Сквозная линия  фильма – приход главного героя Ваксона – (прообраз Василий Аксенов) 
в литературу, его личные жизненные перипетии и постепенный переход в жесткую оппозицию к  Советской власти.
Повышенный интерес к фильму задолго до его  показа был вызван интересом к  своего рода,  Серебряному веку советского искусства -   шестидесятым годам, тон  которым задавала талантливая группа поэтов -  Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Ахмадуллина, Окуджава.  И ответами на вопросы:   в чем секрет  их популярности,  что такого они смогли  сказать в   своих стихах, вызвав   огромный  интерес  публики, заполнявшей  залы площади и стадионы?

Но сериал   был подготовлен  для  домашнего просмотра по ТВ.  И потому он неизбежно  должен  соответствовать политике  канала, взявшего курс на  показ ярких шоу, гламурной жизни,  звездных и   бытовых скандалов.  И авторы преуспели в этом соответствии.  Нет, нет, это не цензура!  Это только вежливость, непременное условие соответствия  стилю канала. Тем более, что одним из продюсеров фильма был его  руководитель К.Эрнст

= = = =
В основе его сюжета    фанатичная привязанность Ваксона к  молодой женщине, из-за чего разрушается его собственная семейная  жизнь, а он сам приходит к мысли уехать из страны.  Фильм,  как и роман,   построен на   упорных усилиях   Ваксона вернуть себе свою подругу  Раллису, которая  внезапно обрывает  с ним связь,  выйдя  замуж за успешного кинорежиссера.  Он  вновь домогается  её  близости, выманивает  из  семьи,  устраивает   с ней  любовные свидания, борется  за её любовь с мужем, и постепенно наполняется  диссидентским духом.
Авторы постарались придать  этой настойчивости  загадочность, дав  своему сериалу  романтическое название «Таинственная страсть».   

Конечно,  воля авторов венчать  свои творения красивыми названиями.  Но в  этой ситуации  нет ничего  рокового или романтичного, - обычный адюльтер. И если  же отбросить  флер загадочности,  она   предстанет  типовой. В русской литературе один известный прожигатель жизни относился к таким  эпизодам по- философски:
«Откажут – мигом утешался,
Изменят – рад был отдохнуть.»

Но Ваксон   из разряда упертых, он стремится   вернуть  отвергнувшую  его женщину.   Её побег  из интимного общения с ним вызывает у героя фильма  подавленное состояние, раздражительность,  видения во сне и наяву.  Слом стереотипа  - серьезная  причина   для фрустрации и  образования комплекса  неполноты жизни. Но в том нет тайны, диагноз очевиден: «Неутоленная страсть»

= = =
Сериал вызвал большой интерес задолго до его выхода на экран. Показ жизни известных поэтов второй половины  ХХ-го века,  потрясших  свое поколение небывалой то того известностью,  обречен на зрительский успех.
Тем более,  что авторы фильма собрали талантливых актеров, которые под  узнаваемыми именами играют известных людей.
Некоторые из них сыграны  очень ярко и убедительно.  Это  прежде всего,  живущая в измерении  поэзии яркая, цельная  и несколько  экзальтированная Нелла - Ахмадуллина,   
( Чулпан Хаматова), удивительно похожий на свой прообраз  Андреоти – Вознеснский (Е.Павлов),   мягкий и трогательный в своей чистоте Роберт- Рождественский (А.Ильин). Запоминается  Барабаш в  роли  обаятельного   «доброго  кэгэбиста» . Эти роли составляют  основную  художественности  фильма.
К сожалению,  блекло решена роль  Тушинского – Евтушенко (Филипп Янковский).
В фильме он  инфантильно- бесхребетный, зависимый и  лишенный  силы духа и авантюризма присущих  его известному прообразу. И, к сожалению, так же вяло,  вразрез  со стилем поэта, читает его стихи.  Статистами в фильме выглядят Окуджава, Эрнст Неизвестный и совсем уж лишний в этой группе Солженицын.

Но главное,  что их  стихи, так сильно встряхнувшие  общество, сведены  в фильме  на уровень бытового употребления,  их читают между скандалами и примирениями. Многочисленные аудитории  залов, площадей и стадионов ставшие приметой того  времени, остаются  за кадром. На первый план выставлены  бессчетные тусовки, где поэты  кучкуются вокруг  ресторанных столов и возятся в постелях, а  застолья и  выяснения отношений  занимают основную часть   экранного времени.
Единственное в фильме   выступление поэтов  в Политехническом  музее, превращено  в мелкое соревнование  самолюбий поэтов. Как отписка, мелькает  документальный кадр выступления Евтушенко  у памятника Маяковского.
И на  этом авторы сериала завершают показ массового  интереса зрителя к поэзии,  продолжая демонстрацию   череды бесконечных пьянок,  ссор и  скандалов и превращая фильм в однообразную  суету    возбужденных людей, которые в  небольших перерывах чудесным образом   становятся рупором времени.   
Пространство  поэзии оказывается заваленным  гламуром и крутой оппозиционностью.  Всё как положено, всё в соответствие со  вкусами  современного телевидения.

* * * *
Центром политической непримиримости этой поэтической ложи  становится Ваксон (А.Морозов). Актер порадовал своей  яркой индивидуальностью  и внутренней силой. 
Но литературная основа  ставит его в невыгодное положение. Он выведен авторами брутальным, непримиримым,  с гордым взглядом и осанкой свойственной картинным революционерам.  И в то же время однообразным и монотонным.

Его неутоленная страсть  постепенно окрашивает  его  поведение   скепсисом, недовольством,  а затем и враждебностью к власти и  лично к Хрущеву.
В этом месте фильма  авторы делают кивок в нашу сторону, и его уничижительная кличка  «Хрущ» отзывается  выпадами либерально настроенных  оппозиционеров в адрес  нашего  президента.  Это внешне  эффектно, но патологично. Такая враждебность  не обоснована  ничем, кроме его долгих  неудач   в укрощении  Ралиссы.

В сериале последовательно прослеживается,  как с вселением  в Ваксона диссидентского духа   начинает распадаться  все к чему он имеет отношение.   Разрушается семья Репиных, в которую он вошел – умирает отец, остается за границей сын Репина. Разрушается  и его собственная  семья.  Дает трещину и  семья  режиссера Кочевого, у которого он  уводит жену,  а любимая женщина оказывается в моральном кризисе.
Карточным домиком  обрушиваются   семьи и у других поэтов  этой компании (кроме Роберта). А сам Ваксон  обаятельный и сосредоточенный в начале фильма,  погружаясь в диссидентство,  теряет обаяние, становится   отчужденным и озлобленным.

Возможно, у творцов фильма (Режиссер Влад  Фурман)  и была замыслена стереотипная  для либеральной интеллигенции  идея  показать,  как плохо жилось творцу  при советской власти, которая  душила она все светлое и прогрессивное.  но  получилась нравоучительная история о том,  как  ложь,  эгоизм, и  собственная исключительность  выжигают  личность изнутри и разрывают отношения с близкими.   

Точку в этой цепочке  поставила  пафосная  сентенция  главного героя: «Чтобы это государство закончилось. А на его месте возникло что-то другое! (11-я серия).
В ней проявляется готовность пожертвовать из-за своих личных проблем судьбой всей страны.

Не думаю, что авторы ставили   своей задачей  показ   становлении мизантропии, скорее, это побочный результат попытки  сопоставить потенциал оппозиционности творческой  интеллигенции  60-х годов с современной.   
Иногда это получается, но в отдельных местах такие параллели кажутся совсем нелепыми.
Так, в конце фильма Ралииса, оказавшаяся во время «пражской весны»,  вместе с мужем  в советском посольстве в Праге,  неожиданно наполняется гневом,  злостью и выпаливает совершенно неадекватные данной ситуации антисоветские лозунги.   Это смотрится истерично, неуместно, вне  логики обстоятельств, в которых она  находится.  И это  еще одна неудачная попытка  авторов фильма связать события шестидесятых годов с сегодняшним днем

На фоне идеи, высказанной Ваксоном  создать «что-то»,   даже  слова  «Интернационала», ставшие для некоторых  чуть ль не ужастиком наших дней,  выглядят образцом разумности:
« Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы светлый мир построим.
Кто был никем, тот станет всем!»   

В четырех строчках  просматривается  целая программа действий:  демонтаж устаревшего и создание на его месте нового устройства общества, - определены близкая и перспективная цели.  А у Ваксона – только нечто.
Тем не менее, его  мечта  о том, чтобы на месте разрушенного общества   возникло  непонятное «что-то»,   свершилась  - вожди либеральной революции  90-х годов, торопясь, разрушили   советскую модель общества. И в результате действительно  получилось «что-то»:  ни социализм, ни капитализм.   
Может, кто-то и благодарит  Ваксона  за идею, но вот какая открылась заковыка  – вместе с жестоким ненавистным социализмом,  с цензурой и несвободой поредели  таланты!
То их было не перечесть и в живописи, и в кино, в театре и  литературе, а теперь  впору выращивать в пробирках.   Но даже при таком богатом  талантами материале авторы  сериала смогли  сделать  лишь мелодраму под диссидентским соусом.

Жаль! А так хотелось окунуться в мир высокой поэзии  шестидесятников!

* * * *
2016