Символы Петропавловска - под арестом

Геннадий Струначёв-Отрок
                Как убивали Государственный дальневосточный рыболовный флот:

                ИСТОРИЯ РАЗВАЛА КАМЧАТСКОЙ БРХФ

                Какие мы дикие, право.
                И всяк со своим нравом.
                И все по-своему правы,
                И множим душевные раны,
                И узнаём очень рано,
                Что поздно жалеть о былом.

                Так выразился камчатский поэт из Корфа Евгений Анфиногенов по поводу всех постперестроечных передряг, которые напрочь разделили некогда "дружный" советский народ - по национальностям, достатку, видам, подвидам и родам. И сегодня былые "партай геноссе", забыв, что им преподавали в бесплатных институтах про "ум, честь и совесть нашей эпохи", в кровь мочалят друг другу носы за передел некогда казённого имущества, лишь бы самому "не остаться с носом".
                Такое кровопускание и трата нервов и денег происходит уже третий год и между Камчатской ОАО ПТФ "Рыбхолодфлот" (внешний управляющий А. С. Букша) и президентом Приморского СП "Посейдон" В. В. Васильевым.
                А началась эта история ещё раньше, когда, навострившись в ваучерной и акционерной приватизации, приморские бизнесмены кинулись "помогать" восстанавливать зашатавшиеся вместе со страной камчатские рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия. Одним из первых и ярко отличившихся на этом поприще и стал Василий Васильевич Васильев.
                В первой половине 90-х годов он уже приватизировал Гайдамакский СРМЗ и рыболовецкий колхоз "Новый Мир" и стал скупать акции Олюторского РКЗ в пос. Пахачи на Камчатке. Это ему вскоре удалось, т.к. в Пахачи к тому времени произошёл полный развал предприятия, и, уезжая оттуда, бывшие его работники с удовольствием продавали свои акции за бесценок кому ни попадя - лишь бы поиметь "с поганой овцы, хоть шерсти клок". Да и не так нас воспитывали до этих самых "условий переходного периода", чтобы держаться за какие-то эфемерные акции.
                В результате Олюторский РКЗ почил в бозе. Ведь для того, чтобы его загружать сырцом, ему нужны добывающие суда, а где их брать? Ну, конечно же, - тоже на Камчатке! Теперь Василий Васильевич обратил свои взоры на сотрясающуюся в перестроечных конвульсиях Петропавловскую базу "Рыбхолодфлот". БРХФ - была одной из старейших на Камчатке и обладала различными типами судов для различных видов деятельности. Здесь были танкеры, приёмные и транспортные рефрижераторы, добывающий флот и буксирные суда.

                Разговариваю с нынешним внешним арбитражным управляющим ОАО ПТФ "Рыбхолодфлот" Александром Стефановичем Букшей:
                - Как же вы отдали универсальную Базу в чужие руки? Камчатских руководителей, что ли, не нашлось?
                - К 1996 году Васильев уже обладал контрольным пакетом акций БРХФ. В принципе, сама идея у него была многообещающая - возродить старейшее на Камчатке предприятие. А какой умысел на самом деле - не известно. Он обратился и в областную администрацию за поддержкой своей идеи и внесении им порядка 5 000 000 долларов инвестиций в развитие базы. К январю 1996 года через друзей-партнёров скупается 53 процента акций. Затем проводится отчётно-выборное собрание, ставится свой директор, избирается совет директоров и начинается "оздоровительная" политика по возрождению БРХФ. Но на самом деле не проводится ничего. Провели аудиторскую проверку и выяснили, что долгов оказалось в полтора раза больше, чем предполагали первоначально, и решили, что не стоит её реанимировать. В октябре же 96 года создают новую компанию - "Камчатрыбхолодфлот", куда передают шесть валютоёмких новых промысловых судов: 3 краболова и 3 рыбака, и начинают распродажу поношенных, но вполне пригодных судов и отправляют на металлолом старые, но ещё рабочие.
                Частному предприятию "Киназ" к тому времени задолжали 11,5 миллиардов неденоминированных рублей. Пришлось отдавать два парохода: ПР "Пахачу" и МТР "Ичинский". Но поскольку ситуация не улучшилась, стали делать ставку на банкротство и продали ещё 30 судов. Впоследствии на балансе не стало числиться ни одного судна. В 1997 году, узрев, к чему привела БРХФ васильевская политика, камчатская половина акционеров начала арбитражные процессы. И только в следующем, 98 году, дойдя до высшего арбитражного суда, мы получили свидетельство на право собственности теми шестью промысловиками, которые были переданы с баланса БРХФ в уставный капитал вновь созданной фирмы "Камчатрыбхолодфлот" - это шесть средних траулеров: "Святой Пётр", "Святой Павел" - символы Петропавловска, "Святой Николай", "Механик Носков", "Крутогорово", "Елизово" и плавбаза "Камчатский шельф". Но вернули мы их только на бумаге.
                В октябре 1997 года, как только наступил накал страстей, Васильев отдаёт распоряжение капитанам сниматься с промысла и идти в Пусан. И только "Святого Николая", который зашёл в Петропавловск, мы задержали и оставили здесь. Остальные же пять с тех пор остались в Южной Корее. За это время самый новый из них - "Механик Носков" был переоформлен Василием Васильевичем на компанию "Посейдон" и, говорят, работал где-то у Новой Зеландии, а по последним данным - снова объявился в Пусане под именем "Одесо" и флагом государства Бему.
                На другие четыре траулера мы предоставили документы о том, что они пренадлежат "Рыбхолодфлоту", и сразу же японская компания "Шойо Суйсан Ко ЛТД" (генеральный директор Юрий Алексеевич Злыгостев) предъявила иск БРХФ, оформленный как переуступка долга от русских компаний - Гайдамакского СРЗ и ООО "Уни-Экспресс".
                В этом месте я перебиваю Александра Стефановича двумя вопросами: "Почему японской компанией руководит русский человек? и - Что это за переуступка долга?"- и Букша продолжает своё повествование:
                - Мы неоднократно интересовались: кто является учредителем этой компании, но нам нигде не дали такую информацию. Но зато выяснили, что Злыгостев является правой рукой Васильева по бизнесу. И вот, когда они раскручивали банкротство БРХФ, то преднамеренно создали долги перед своими структурами - Гайдамакским СРЗ и ООО "Уни-экспресс" - фирмами Василия Васильевича. (Тогда, в 96 году, проведя эти долги через решение Приморского арбитражного суда, что было очень удобно, истец и ответчик в лице тогдашнего генерального директора А. Т. Попкова, подчинённые и, естественно, согласные с решением суда, придали долгам форму законности). Когда же в дальнейшем поняли, в какую сторону развивается ситуация, - эти долги и передали родственной компании "Шойо Суйсан" в Японии по договору переуступки долга. Но сделали это всё неправильно. На подобную передачу должно быть разрешение Центробанка РФ. Это в пределах России можно переуступать. А за рубежом всё не так делается. Но корейский суд - "самый гуманный в мире" - на редкость интересно поступает: принимает в делопроизводство ксерокопии документов и по ним предъявляет претензии. Главное - внести на депозит суда требуемую или залоговую сумму. И он начинает работать. А там - в процессе суда - можно предоставлять подлинники.
             По этому иску мы и боролись с января 98 по декабрь 99 в Южной Корее. Сначала корейский суд принимал документы о том, что разбирательство по этим траулерам ещё не закончено на территории России, поэтому он откладывал рассмотрение претензий к корейской стороне. В апреле 98 года мы дорешали эту проблему в Высшем арбитраже и предоставили требуемые документы. Стали рассматривать по существу. И только 13 декабря 1999 года закончили это рассмотрение и вынесли решение о том, что иск компании "Шойо Суйсан" неправомерен. Тогда "Шойо Суйсан", уже 14 декабря, вносит новый иск к БРХФ по новым основаниям. Теперь декларируются долги за ремонт плавбазы "Камчатский шельф", который "Шойо Суйсан", якобы, проводила в Южной Корее. Такой ремонт плавбазе был в своё время произведён, но проводила ли его "Шойо Суйсан" и какая сумма затрачена - это доказать сложно, т.к. документы по этому ремонту здесь вообще не появились. На мои запросы, в которых я просил показать документы по этим претензиям, я вообще ответа не получил.
             Министерству иностранных дел России наши суда вообще не нужны. Видя такое дело, капитаны "Святого Петра", "Святого Павла" и "Елизово" ("Крутогорово" не решился) в ночь на 1 августа прошлого года предприняли попытку убежать оттуда, но были настигнуты южно-корейской морской полицией уже в нейтральных водах, отконвоированы в бухту Чинхэ близ Пусана и поставлены на рейде на якоря. К экипажам приставлена охрана и запрещён сход на берег, а капитанов посадили в участок до окончания расследования и уплаты штрафов.
            Даже в этой ситуации наши люди оказались без защиты. Только однажды приехал вице-консул представительства МИД РФ из Сеула С. В. Семёнов - посмотрел: состояние экипажей и арестованных нормальное, содержание нормальное - и всё. Правда, впоследствии, уже после признания судом иска к БРХФ неправомерным, два письма они написали: одно - в адрес Чанвонского окружного суда, рассматривающего это дело, и другое - портовым властям: на каком основании они удерживают наши траулеры. Но поскольку в этих письмах вопросы были поставлены неконкретно, то и ответ в консульстве получили без конкретики.
            После вынесения решения Высшего арбитражного суда в нашу пользу мы продали эти злополучные суда компании "Галис". В начале июля 99-го года "Галис" отправил документы о том, что суда не принадлежат БРХФу, в корейский суд. Суд абсолютно не реагирует на представленные документы, но процессы идут, и вот 13 декабря, как писалось выше, наконец-то судом выносится решение о неправомерности исковых требований японской компании к "Рыбхолодфлоту", но уже 14-го, на основе нового иска, судебный пристав-исполнитель с новым приказом об аресте едет к портовым властям, оставляет его им, садится на катер - едет на траулеры. Капитаны предоставляют ему документы о том, что суда уже не принадлежат базе "Рыбхолодфлот", а, значит, и новый иск здесь не при чём. Тот изучает документы, делает соответствующие выводы и едет в агентирующую компанию, где убеждается, что, фактически, он пытался арестовать имущество ООО "Галис" в обеспечении иска к БРХФ. Мы, в свою очередь, подаём от БРХФ иск о неправомерности ареста, а "Галис" подаёт административный иск о незаконном удержании судов. И тем не менее портовые власти продолжают удерживать суда, а мы втянулись в новый виток тяжб.
                В договоре между БРХФ и "Шойо Суйсан", по которому этот иск представлен, указано, что все спорные вопросы между нами должны рассматриваться в Токийском суде. А они его подали в Корейский, и Корейский, не понятно почему, всё-таки принял этот иск.
                23 февраля 2000 года прошёл первый процесс после нового их иска. Но суду непонятными стали несколько вопросов, а нанятые нами корейские юристы не смогли на них ответить, несмотря на простоту поставленных вопросов. Я усматриваю в этом умышленное затягивание процесса нанятыми нами юристами. Заседание было перенесено на 14 марта. А 14 марта "Шойо Суйсан" попросила суд изучить материалы первого иска, приобщить их к материалам второго иска и изучить обстоятельства августовского побега судов из-под ареста. Суд удовлетворил это ходатайство и отложил слушание до 4 апреля. Соответственно экипажи, настроенные на уход из Кореи, стали волноваться и многие подали заявления на списание. Меняем экипажи. А это - опять лишняя трата денег.
             27 февраля из Южной Кореи прилетел генеральный директор фирмы "Галис", который присутствовал на судебном заседании 23 февраля в Пусане и сообщил редакции "ТВ": "Корейскому суду, по-видимому лучше, когда дело длится, длится и длится, как "пары" рекламируемой жвачки "Эрвейс", потому что на этом они зарабатывают деньги.
             В Пусане две мощные, влиятельные юридические компании, обладающие знаниями международного морского права, и одну наняли мы - другую "Шойо Суйсан". Но они, опять же, хитро поступают: юридически подписать контракты с конкретными сроками и результатами исполнения дела отказываются. Это разумное раскручивание дела на максимально длительные сроки. Чтобы как можно больше выжать средств из клиентов".
            А что же тогда Министерство иностранных дел? Неужели его нигде в мире не уважают, если такая маленькая страна, как Южная Корея, может диктовать нам свои условия.

                март 2000 г.
                Петропавловск- Камчатский

                P.S. СИМВОЛЫ ПЕТРОПАВЛОВСКА УЖЕ НЕ ПОД АРЕСТОМ

                22 мая на рейде Петропавловска встали вернувшиеся из пусанского плена траулеры "Святой Павел", "Елизово" и "Крутогорово". Краболов "Святой Петр" возвратился на родину в апреле.
                В этом большая заслуга рыбаков Дальнего Востока (особенно приморских - Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья и Приморского краевого профсоюза рыбаков), чьи требования, как и требования администрации Камчатской области и рыбацкой общественности, наконец-то были услышаны в Пусане.
                Но завершилась ли та история, о которой мы писали в статье "Символы Петропавловска под арестом" и в двух последующих откликах на эту публикацию?
                Ведь все четыре судна должны были вернуться домой вместе, а удалось в конце марта уйти только "Святому Петру": по заявлению фирмы "Шойо Суйсан" на имя прокурора Пусана три остальных судна были задержаны с 30 марта по 9 мая - они якобы вновь собрались сбежать из-под ареста, а не законно вернуться на родину, и лишь после долгого выяснения было, наконец, получено долгожданное разрешение на выход...