Три индийских дня было у меня. Часть 7

Шестакова Евгения
Дели нам уже порядком надоел. Свободные  дни до отлета на Родину, в Казахстан,  были еще в запасе. И тут мы внезапно решили – а давай махнем в Агру!  Все решилось буквально за пол часа и где-то в 9 утра, после завтрака,  мы выехали из отеля.

Вернее,  я покушать утром не смогла. Мне было плохо. Накануне вечером мы поужинали где-то в центре Дели, там, где развевается огромный флаг Индии, с нашим индусским другом – врачом.

Машину мы поставили далеко, долго шли пешком, искали нужный ресторан. Нашли. Я заказала одно пиво. Китайское Дзинтау. Это пиво то разрешают  продавать у нас в Казахстане, то запрещают. А так как вкус пива был мне знаком, его я и заказала. Оказалось, что в ресторане проходила акция – заказываешь одну бутылку, приносят две.

Кроме меня, никто не пил. Да и мне не особо хотелось столько много пива.

Конечно, в нормальном ресторане хотелось без опасений покушать что-нибудь вкусное. Но я заказала курицу с каким-то не острым соусом и салат.

Наш друг индус, которому принесли что-то очень горячее и явно острое, предложил отведать мне кусочек. И я подумала – вот сейчас то пиво мне и пригодится. Пригодилось. Во рту был огонь, но вполне терпимый.  То есть, если бы была понятна степень остроты того или иного блюда, я бы много чего попробовала в Индии. Как у нас во многих китайских ресторанах рядом с блюдом в меню рисуют количество красных перчиков. И все становится понятно.

В Дели я такого в меню не встречала. А объяснения индусов – официантов часто были такие непонятные, что я думала – лучше бы не спрашивала.

Итак, мы выехали из Дели с запасами воды в бутылках. С большим удивлением, после трех поездок в Индию я узнала, что и такой водой можно отравиться. Воду в бутылках подделывают на раз-два-три. Но хоть с этим нам везло.

Дорога была не напряжная. Водитель нам попался взрослый, рассудительный, я бы даже сказала - очень аккуратный водитель. Конечно, ехать не понятно куда было сначала страшновато, но потом я подумала - где меня только не носило. Тут тоже ничего не случится. Остановки были в местах, куда обычно привозят туристов.
Очень хотелось фруктов, но я решила, что лучше не надо. Желание сладкого я забивала тем, что покупала на таких остановках колу лайт в банках. А она там золотая. Стоит 90 рупий. Это полтора доллара. Литр воды в Дели мы покупали за 20.


На загородных дорогах в Дели многое может удивлять.

Такие кадры сначала меня удивляли, потом я  к ним привыкла. Итак, ситуация. Мотороллер. Он в шлеме и держится за руль. Она без шлема и боком и почти не держится. А едут они километров 60.  А еще у нее в руке грудной ребенок, а второй рукой она придерживает сумку, которая лежит между водителем и индийский дамой…
До Агры мы ехали по платным дорогам. Я не знаю, сколько стоит проезд от участка до участка. Водитель давал купюру в 1000 рупий, иногда ему давали сдачу, иногда нет.

Очередная остановка для туристов. Чего здесь только не продают. Тут же остановился большой автобус с пожилыми туристами из Австралии. Честно говоря, я только с третьего раза поняла, на каком языке они разговаривают и откуда они. *улыбка*. Мне показалось, что это еще хуже, чем индийский английский. К индийскому то ухо уже прислушалось. *широкая улыбка*.

В этом месте я тоже себя уговорила ничего не покупать. Мысль была такая - а они руки то мыли, когда все это фасовали в пакетики?

На стоянке везде цвели красивые цветы и было очень чисто! Можно сказать, что вокруг кафе и стоянки автобусов была идеальная чистота. Даже не верилось, что это Индия.  Могут ведь, когда хотят. Или когда им это нужно!

Остановилась какая-то легковая машина. Сначала из нее вылез дядечка, который был похож на какого-то буддийского монаха. *улыбка*.  Затем из нее стали выходить другие люди. Их было очень много.

Я смотрела и думала - сколько же вас там еще?:)

 Возле холодильника с напитками  готовили и продавали нечто похожее на  наши родные казахские баурсаки.  Похожие я видела в Дели возле Арки. Опять же - пробовать я не решилась!

Группа австралийцев в стороне получает инструкции от своего гида. Мне кажется, им тоже внушают - ничего на дороге не кушать!

Наш путь в Агру продолжается

Дальше началось непонятное. (Это я все так же продолжаю смотреть по сторонам).  Сначала с одной стороны дороги попадались одинокие трубы. Я подумала, что это крематории. Мертвые тела по жаре нереально же все везти в Варанаси и сжигать их на берегу реки Ганга. Значит, должны быть крематории. И вот - это они.
Потом картинка сменилась на другую. Я увидела длинные ряды кирпичей.  Наверное, это не крематории. Оказалось, что это заводики по производству кирпича - сырца.
Очередной пункт оплаты на дороге. Все вокруг завешено рекламными плакатами Агры и какого-то сериала.  Один раз я видела по трассе, как улетел чемодан с крыши автомобиля с туристами. Машина поехала дальше. Кто-то из туристов будет удивлен по приезду в отель.

Через какое-то время мы въехали в город и сразу стало понятно, что это мусульманский город.

И увидели мост, который часто можно видеть в разных передачах и фильмах. В Агре течет та же река, что и в Дели (забыла ее название). Под мостом женщины стирают белье, и сразу же его сушат, раскладывая на земле. Тут же ходят и какают буйволы. А  другие женщины собирают и сушат навоз. А белье все так же сушится. 
На улицах Агры часто можно встретить древние, полуразвалившиеся повозки.  Смотришь и думаешь – как ЭТО вообще едет?!

По приезду в Агру мы сразу же отправились в ресторан на обед.  На входе нас встречал настоящий махараджа в ярком тюрбане.  Обслуживание было настолько медленным, что пока мы ждали наш заказ,  я напилась пива, наелась орешков и уже кушать не хотела.  В Алма-Ате пиво не пью, а на жаре в Агре очень захотелось.
 
Цены дикие. Незатейливый обед на двоих 1000 - 1200 рупий. Дороже, чем в Дели. За эту цену в ресторанчиках на ГОА мы ужинали большим лангустом с салатом и ромом.

И грязь, там же самая делийская грязь, если еще не хуже. Проезжаем страшный, покореженный, ржавый ларек, на котором написано Чикен конер. И люди подходят, покупают еду. Ларек стоит рядом с большими кучами мусора.

В каком районе Агры находился наш отель, я сказать не могу. Мы проживали где-то на окраине.

Отель внутри был весьма приличным. Только не было толком горячей воды и какие-то пьяные английские туристы пили виски с индусами до утра в холле отеля, орали женщины и дети. Замечательно веселая ночка была. Поспать почти не удалось.
А нет, я все перепутала. Туристы всю ночь орали в отеле в Джайпуре. Куда мы поедем после Агры.

Сейчас же мы остановились в отеле возле Тадж Махала.  Район называется Тадж Гандж.

Раньше здесь строили свои лачуги ремесленники, которые больше 20 лет строили  великолепную усыпальницу для жены Великого Могола.


Итак, мы сейчас находимся в мусульманском штате Уттар-Прадеш. И мне это нравится хотя бы тем, что в меню ресторанов есть мясо – баранина и говядина. Но почему-то я все равно заказывала курицу, хотя один раз брали спагетти Болоньез с говяжьим фаршем.  Цены на мясо просто конские.  Такой вот вышел каламбур.
 
Агра  не просто город на карте Индии. Это бывшая столица династии Моголов.  Город основан в 15 веке, и сейчас в нем проживает больше 1 700 000 человек. Если вспомнить Дели, в котором населения раз в 10 больше, то Агра кажется милым и весьма небольшим городом.  Грязь, кошмарное движение, нищие, еда и торговля на улицах – это все так же, как и в Дели.

Многие путают монголов и моголов. Это две совершенно разные вещи. Моголы – так индусы собирательно называли всех завоевателей - мусульман.

Агра первый раз упоминается в летописях с 1501 года. Правящий тогда  султан Сикандер Лоди сделал это место своей столицей. Двадцать пять лет спустя город завоевали моголы. Император Бабур сверг последнего султана Лоди. Бабур был прямым потомком знаменитого Тамерлана. Скорей всего его сыном. Один из сыновей Бабура – это Хумаюн, в чьей гробнице в Дели мы уже были.

Агра, на берегу реки Ямуна(так вот как называется эта река), начала расцветать. Самый пик ее расцвета пришелся на правление трех величайших моголов – Акбара Великого, его сына Джахангира и внука Акбара Шах Джахана. Последний без памяти влюбился в девушку по имени Арджуманд. Спуся 22 года после их знакомства, она умерла, рожая 14 ребенка Шах Джахану. Больше половины детей не выжили, а оставшиеся перерезали друг друга. Арджуманд та самая красавица, в честь которой Шах Джахан  построил Тадж-Махал.

Во время правления моголов в Агре строятся дворцы, разбиваются парки, возводится крепость и многие крупные мавзолеи.

В 1638 году падихаш Шах Джахан построил новый город в Дели.  Его сын Аурангзеб, который и перебил своих братьев,  перенес столицу в этот город 10 лет спустя.
В 1761 Агру захватили джаты - воины, разграбившие памятники Агры, включая Тадж-Махал. Так же город грабили персы и пуштуны. Джаты в основном были ситхами. Но среди них есть и индуисты, и даже мусульмане.

Индусы вернули город в 1770 году, но сто лет спустя на их место пришли британцы.
В Агре зимой весьма комфортно – плюс тридцать. Летом бывает до + 48.
От нашего отеля был виден купол Тадж Махала. Но в него мы пойдем на закате. Пока нас ждала другая программа.

Если торговцы в Дели вам казались навязчивыми, то торговцы в Агре - это вообще улет. Не просто торговцы, а всякие разные зазывалы, многие из них говорят на русском. От отеля дойти до Тадж Махала - это полный караул! Хоть бейсбольной битой отмахивайся!

В Интернете на одном из сайтов есть интересная информация - В эпической поэме английского писателя Джона Мильтона «Потерянный рай» описывается жизнь Адама. После грехопадения главный герой увидел великий город моголов Агра, который показался ему одним из чудес Божьего творения. Вряд ли такое мнение было преувеличением: в 17-ом веке город был больше Константинополя, а Лондон и Париж казались карликами по сравнению с многочисленным населением Агры. Ряд роскошных дворцов и "душистых садов со сладкими цветами" раскинулись на обоих берегах реки Ямуна. Летописец могольского императора Абдул Азиза описывает город как "чудо эпохи, центр торговли по суше и воде, место встреч святых, мудрецов и ученых всей Азии… истинная путеводная звезда для художников, писателей и верующих".

Грязные, облезлые заборы вокруг нашего отеля увиты роскошнымицветами и все сразу кажется не таким уж ужасным. В нашем номере было  большое окно из непрозрачного стекла, которое плотно занавешено. Я так думаю стекло было таким, чтобы туристы не испугались вида на задний двор. *улыбка*. И эта пленка помешала мне нормально сфотографировать закат. Круглое солнце очень долго опускалось за горизонт...

Первоначально Агра носила имя Акбарабад. Сейчас Агра это сильно загрязненный промышленный город. Но, если честно, мне показалось, что воздух в Агре намного чище и свежее, чем в Дели.  А еще очень приставучие владельцы велорикш. От этих вообще не отобьешься. А так как дороги все кривые, в ямах и ухабах, то лучше уж идти пешком, чем трястись в велорикше.
Ну и традиционно - буйволы и коровы. Гадят они везде. Это еще один плюс к грязи и вони на улицах.