Портрет мистера и миссис Зеленетски

Екатерина Снигирева-Гладких
  Многие имена исчезают из людской памяти навечно, но некоторые из них возвращаются к нам из временного забытья. Вместе с именами творцов воскресают для новой жизни и их творения. Так произошло и с Андреем Осиповичем Карелиным, выдающимся фотографом, участником многих международных выставок, членом Императорской Академии художеств. В свое время он был знаменит, а его творчество – широко известно. В конце 19 века немецкий журнал «Фотографический архив» так писал о Карелине: «Способ его, высоко ценившийся и имеющий целью достичь равномерно распределенной резкости при не особенно сильном освещении, был предметом догадок для многих. Но сущность его все-таки осталась неизвестной». 
Карелин создает «Художественный альбом фотографий с натуры», став основателем постановочной, жанровой фотографии. Сколько мастерства и поэзии в  идиллических картинах семейной жизни, где каждый занят интересным ему делом – читает, музицирует, разглядывает альбомы! Конечно, не мог художник не запечатлеть и свою семью. Вот эта фотография: прямо на ковре,  возле корзинки с игрушками, заснула девочка, с нежностью смотрят на нее две женщины, а сам художник чуть сбоку, в тени, занят чтением. Свет падает из окна – художник очень любил этот прием, который давал возможность продемонстрировать мастерство владения светом. Любовно обыгрываются детали обстановки, две скульптуры охраняют семейную группу, словно домашние боги, а на стене висят фотографии – работы главы семьи.
   Справа в нижнем ряду мы видим портрет, на котором изображена супружеская пара. Запомним его, он встретится нам  еще на нескольких снимках. Вот беседуют возле изящного столика две девушки – а на стене знакомый нам портрет. Вот фотограф запечатлел еще одну супружескую чету в комнате, где стену украшает уже упомянутая фотография двух девушек, сидящих под знакомым нам портретом. Чем же он был так дорог фотографу?
  Оказывается, именно за эту работу в 1876 году на специальной выставке Эдинбургского фотографического общества Андрей Осипович Карелин был награждён дипломом и золотой медалью Королевской академии в Эдинбурге. На конкурс тогда было представлено 6000 снимков из стран Европы и Америки, имена авторов скрывались под девизами. Мнения членов жюри разделились – две фотографии были равно достойны высшей награды. Когда же вскрыли конверты с девизами, то оказалось, что обе работы принадлежат одному человеку – Андрею Карелину, фотохудожнику из Нижнего Новгорода. Имя Карелина сразу получило европейскую известность.
  Что же за супружеская пара изображена на снимке-победителе? В дипломе Эдинбургской выставки указано: «Портрет мистера и миссис Зеленетски». Теперь пора открыть секрет – чем же именно этот портрет знаменитого фотохудожника меня заинтересовал. Дело в том, что изображен на нем мой предок, Михаил Андреевич Зеленецкий, со своей супругой Платонидой Егоровной. Работая с архивными документами, моя сестра Ирина смогла проследить жизненный путь Михаила Андреевича, и путь этот тесно связан с историей как Нижнего Новгорода, так и всей России второй половины 19 века. 
    Родился Михаил Андреевич в 1826 году в семье Нижегородского губернского казенных дел стряпчего титулярного советника Андрея Ермиловича Зеленецкого, а дедом его был  протоиерей Архангельского собора  Нижнего Новгорода Ермил Иоаннович Зеленецкий. Михаил Зеленецкий учился в Благородном пансионе при Нижегородской мужской гимназии, который в октябре 1844 года был преобразован  вАлександровский дворянский институт с гимназическим курсом. В воспоминаниях М.К. Бестужева-Рюмина, учившегося там же, мы находим упоминание о Михаиле Зеленецком: «В биографии Ешевского я имел случай говорить о гимназии, тогдашней педагогике и учителях, но ничего не говорил о пансионе, который состоял при гимназии, а в 1845 году обращен в институт. Я провел четыре года в пансионе и год в институте. В пансионе более всего заботились о том, чтобы в часы занятий мы сидели смирно: seyn ruhig und sitzen sie still – вот все, что мы слышали от надзирателей, из которых один был Пеликан, бывший Шереметевский садовник. Близость отца с Шереметевым ограждала меня от многого: Шереметев был почетный попечитель гимназии. Помню, как на другой день поступления Зеленецкий, ныне советник в Таврическом губернском правлении, толкнул меня на Пеликана; тот меня ударил, что в наше время водилось сплошь да рядом,  я сказал отцу, отец обиделся, пришел к инспектору Евтропову и сказал ему, что если это повторится, он побьёт Пеликана… после Пеликан был ко мне необыкновенно внимателен».
  Позднее имя Михаила Зеленецкого упоминается в перечне преподавателей и учащихся Императорского Казанского университета.
   Вернувшись в Нижний Новгород, Михаил Андреевич начал свое продвижение по служебной лестнице. Сначала он - титулярный советник, потом коллежский советник, заведующий делами Особого о земских повинностях присутствия, заведующий делами Губернского мануфактурного комитета, созданного для надзора за частными  промышленными предприятиями губернии и управления казенными. Состоял Зеленецкий и в Губернской комиссии народного продовольствия. Эта комиссия контролировала создание хлебных запасов и выдачу пособий и ссуд крестьянам.
   «По представленным от Протоиерея и Кавалера Ермила Ивановича Зеленецкого на дворянство доказательствам, он господин Зеленецкий с родом его, в том числе отец просителя Андрей, с сыновьями его: Михаилом и Дмитрием, по определению Дворянского Собрания  7 Мая 1831 года состоявшемуся, внесен в Дворянской Родословной Книги Нижегородской Губернии в первую часть». Таким образом, Михаил Андреевич принадлежал к дворянскому роду.
 Удачно складывалась и семейная жизнь. Михаил Андреевич вступил в брак с дочерью нижегородского купца Егора Семеновича Пятова – Платонидой Егоровной. Род Пятовых дал Нижнему Новгороду успешных купцов-предпринимателей. Егор Семенович – потомственный почетный гражданин, купец, владелец канатовязальной фабрики, отец трех дочерей – Маргариты, Платониды и Лидии. Его брат, Феофилакт Семенович, избирался городским головой, вел успешную коммерческую и общественную деятельность, был известным меценатом, на свои средства отремонтировал Покровскую церковь. В той же церкви были крещены старшие дети четы Зеленецких (через год родился Николай, еще через год – Елизавета, через два – Андрей), дед Феофилакт Семенович стал их восприемником. Всего у Зеленецких было 11 детей, из которых выжило восемь.
В 1878 году, в условиях сложной политической обстановки, чреватой военными конфликтами, правлением «Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству» была выдвинута инициатива приобрести на пожертвования частных лиц быстроходные военные суда. Был учрежден комитет по устройству «Добровольного флота» на жертвуемые для этой цели суммы под управлением императора Александра III и вице-председателя Победоносцева. В Нижнем Новгороде должность заведующего перепиской комитета была доверена управляющему канцелярией губернатора статскому советнику М.А. Зеленецкому. Деятельность комитета была более чем успешной, и один из кораблей, «Саксония», приобретенный на пожертвования в Гамбурге, получил новое название: «Нижний Новгород», в честь города, оказавшегося на третьем месте по денежным вложениям после Москвы и Петербурга.
   В 1882 году Михаил Андреевич начал свою службу в Симферополе. Сначала он состоит в должности управляющего Канцелярией Таврического губернатора в чине статского советника, а через несколько лет становится старшим советником Таврического губернского правления и секретарем статистического комитета.   
    Упоминается Михаил Андреевич и как член Таврической губернской ученой архивной комиссии. Здесь надо упомянуть, что в 70-х годах 19 века историком и архивистом Н.В.Калачовым был поднят вопрос о плачевном положении архивов в России и об  организации ученых архивных комиссий. Таврическая комиссия была седьмой по счету  и стала одной из лучших в России. Комиссия проделала огромную работу по разбору архивных дел различных учреждений Таврической губерний и отбору их для хранения в историческом архиве комиссии, вела учет и охрану памятников истории и культуры и создала музей, осуществила 57 выпусков «Известий Таврической ученой архивной комиссии» и организовала библиотеку, а также стала средоточием основных научных и культурных сил губернии.  Поднимался вопрос об открытии Археологического музея.
  «Известия Таврической губернской ученой архивной комиссии» пишут, что на заседании в декабре 1889 года на рассмотрение Комиссии были представлены «переданные членом Комиссии М.А. Зеленецким для просмотра два дела: одно – Об исправлении и постройке палисадников вокруг Екатерининских миль», другое – «О устроении фонтана на Симферопольской Городской земле». Екатерининские мили –это дорожные знаки, установленные по повелению князя Г.А.Потемкина в 1784-1787 годах на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой. Они представляют собой колонны с конусообразным верхом, установленные на постаменте. Об этих памятниках архитектуры и заботился Зеленецкий.
   Собирались сведения «о всех существующих по городам и уездам типографиях, а также книжных лавках, магазинах и библиотеках для чтения». Мне как библиотекарю было интересно узнать, что в Симферополе конца 19 века работали городская платная библиотека, бесплатные народные библиотеки-читальни, ведомственные библиотеки и даже библиотеки частные, а первая частная библиотека и кабинет для чтения были открыты симферопольским мещанином Михаилом Соломоновичем Бергом (Ландо-Берг). Позже ее купил С. Б. Туманов, и после его смерти библиотека по завещанию отошла городу. «Тумановская» библиотека была бесплатной и насчитывала 5000 книг. «Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека…», — так это событие отразил в рассказе «Ионыч» А. П. Чехов. Библиотека эта была третьей по счету на юге России — после Севастопольской морской и Одесской научной.
  После выхода в отставку Михаил Андреевич вернулся в Нижний Новгород, где и скончался 19 июля 1902 года. Он был отпет в Покровской церкви  и похоронен на Петропавловском кладбище.  В том же 1902 году выходит из печати «Исторический сборник о нижегородских губернских предводителях дворянства 1785-1896 г.», составленный «потомственным дворянином Нижегородской губернии действительным статским советником Михаилом Андреевичем Зеленецким».
 Дети Зеленецких служили в основном по гражданским ведомствам, стали учителями, учеными, врачами.
  Такова краткая история жизни моего дальнего предка, Михаила Андреевича Зеленецкого. На фотопортрете, сделанном Карелиным, молодой мужчина, облокотившись на изящный столик, задумчиво смотрит на спутницу жизни. В руках женщина держит открытую книгу. Она, верно, обсуждала с мужем прочитанное, показавшееся ей важным или интересным, и взглянула в объектив фотоаппарата лишь на мгновение – но этот взгляд оказался взглядом в вечность, взглядом в историю.