Дембель. 15 ноября 1971 года

Аверьяныч Федоров Евгений
Сорок пять лет назад в этот день на утреннем построении Особого Отдельного 124-го батальона МО СССР был зачитан приказ командира части о исключении из списков части в связи с убытием в запас очередной группы рядового и сержантского состава срочной службы, в состав которой попал и я!

Построение на плацу было торжественным с выносом знамени и прощанием с ним уволенных в запас: начальник штаба вызывал из строя "запасников", командир части вручал военный билет и проездные документы, жал руку, благодарил за службу, мы опускались на одно колено перед знаменем и целовали край святого для каждого воина полотнища!

До обеда время пролетело быстро в суете сдачи личного оружия, амуниции и снаряжения. С армейскими друзьями мы простились сразу после построения и они отбыли продолжать службу. В столовой нам выдали суточный сухой паёк, накормили в последний раз вкусным обедом и только, когда мы шли впервые за два с лишним года без строя в казарму ждать команду на убытие, когда увидели у проходной части автомобиль ГАЗ-66, ожидавший нас, только тогда до нас начало доходить, что ещё чуть-чуть и мы свободны!!!

Каким было настроение? А каким оно может быть у двадцатилетних парней, мечтавших о этом дне, ждавших его с сентября месяца, обсуждавших свою будущую гражданскую жизнь, представлявших себе будущие встречи с родными, близкими и любимыми? В голове и в душе был полнейший сумбур, обрывки мыслей, кусочки смешанных чувств...

Дневальный в казарме моей роты разведки(а ещё у нас были рота дегазации, рота дезактивации, автомобильная рота, рота технического и технологического обеспечения) сообщил, что меня приглашает командир части с замполитом, заметьте, уже не приказывает явиться, а приглашает...

Штаб части находился над нами, на втором этаже и я с нехорошим предчувствием поднялся в кабинет командира. Полковник Илюк встретил меня, усадил за приставной столик, за которым сидели начштаба и замполит, налил из бутылки мне полстакана армянского коньяка(новый призыв был в основном из республик Закавказья, мы чокнулись, выпили за хорошую жизнь на гражданке, меня попросили как старшего группы помочь уволенным ребятам не нарваться на патруль на станции Сенная и убыть на поездах по месту назначения. Пожали друг другу руки, а замполит задержал мою ладонь в своей и спросил:"Скажи, сержант, в октябре, при выполнении дембельского аккордного наряда в карьере, когда твои дембеля напились и попали на гауптвахту, ты был трезвый, как доложил дежурный по части, или как все? Ты уезжаешь, а такие "таланты" нам ещё будут попадаться и с ними надо будет "работать" и воспитывать?". Командир добавил:"Колись, Евгений, колись - на коньяк поспорили!". Мне ничего не грозило, офицеры были настоящие спецназёры, и я ответил:"А можете моих друзей до 31 декабря в части не держать и дембельнуть раньше?", - "Обещаю!", - ответил командир. "Я был, как все, и выпил столько же, но для моих 86 кг боевого веса и после вашей школы...", - все рассмеялись...

Кто выиграл спор, кто проиграл, я не знаю, потому, что поступила команда на погрузку, командир налил мне немного "на посошок" попросил честь разведчика не ронять, на патруль не нарываться и пожелал долгой и счастливой жизни. Я поблагодарил, пообещал и убежал в казарму. Больше я этих настоящих офицеров Советской Армии в своей жизни не встречал...

Мы погрузились в тентованный кузов ГАЗ-66, в кабину, как старший, я не полез, автомобиль выехал из расположения части и пятеро крепких парней вдруг заплакали, вытирая рукавами шинелей градом катившиеся слёзы, что-то бормотали и смотрели, как удаляется и пропадает из виду контрольно-пропускной пункт батальона специального назначения...

А что там,впереди, мы не видели и не ведали, но чётко знали, что нас ждут!!!