Леонардо да Винчи - Мона Лиза

Леония Берег
Портрет Лизы Герардини, именуемый «Джоконда», появился в поле моих ощущений исподволь. Не думаю, что я искала в нем какие-то скрытые смыслы, но информация накапливалась, проявлялись знаки и совпадения, мимо которых пройти уже было неловко. Следом пришел день с мыслями, что надо бы записать всё, что мне известно о самой знаменитой работе Леонардо да Винчи, возможно, и нет в ней никакой тайны.

Итак, Лиза дель Джокондо, благодаря своему портрету, увенчанная мировой славой, более известная нам как «Джоконда» или «Мона Лиза» была в свое время типичной обеспеченной флорентийкой. До меня доносится эхо знаменитой эпохи Чинквеченто* – одного из самых ярких периодов в искусстве, породившего, вслед за периодом Кватроченто*, новую плеяду гениев мировой величины. Лиза Герардини, родившись в последнее двадцатипятилетние Кватроченто, большую часть своей жизни прожила в новом столетии, то есть в Чинквеченто.

В 1476 году её будущая мать, Лукреция дель Каччиа, дочь Пьеро Спинелли (Lucrezia del Caccia, figlia di Pierо Spinelli), стала третьей женой синьора Антонмария ди Нольдо Герардини (Antonmaria (o Antonio Maria) di Noldo Gherardini), владевшего в Тоскане шестью фермами в зоне Кьянти. Там выращивали пшеницу, производили вино, отжимали оливковое масло, разводили скот.

Лиза родилась первой 15 июня 1479 года во Флоренции  в скромном угловом доме, выходящем на улицы  Сгуацца (Via Sguazza) и  Маджио (Via Magio). Её назвали в честь бабушки по отцовской линии. Постепенно семья Герардини обросла детьми: у Лизы появились три брата и три сестры.

Герардини жили в столице Флорентийской республики вблизи церкви Санта-Тринита (la chiesa di Santa Trinita). Вероятно, землетрясение стало причиной повреждения их жилища, но факт, - отец семейства не смог финансово обеспечить своевременный ремонт фамильного дома и потому арендовал для дальнейшего проживания семьи дом на улице дей Пепи (Via dei Pepi) недалеко от церкви Святого Духа (la chiesa di Santo Spirito). Их новое жилище располагалось рядом с улицей де Бонфанти (Via de' Bonfanti), где проживал нотариус сэр Пьеро да Винчи* (Ser Piero d'Antonio di ser Piero di ser Guido da Vinci), отец художника Леонардо да Винчи.

Возможно, финансовые проблемы семьи вынудили Лизу переехать к Мариотто Ручеллаи (Mariotto Rucellai). Мариотто доводился отцом второй жене Лизиного отца, то есть  Катерина Ручеллаи, умершая в родах, приходилась девушке экс-мачехой. Старик Мариотто принадлежал к одной из самых влиятельных и богатых семей столицы и, что также важно, состоял в близких отношениях с семейством Медичи – правителями Флорентийской республики, известнейшими меценатами выдающихся художников, скульпторов и архитекторов эпохи Возрождения.

Изгнание Медичи из Флоренции в 1494 году сказалось на судьбе Лизы: она к тому времени состояла в любовной связи с Джулиано ди Лоренцо де Медичи* (Giuliano  di Lorenzo de' Medici) сыном Лоренцо Великолепного. Поговаривали даже, что Лиза была от него беременна. Итак, Медичи из Флоренции изгнаны. Как помочь девочке? Дед Мариотто нашел для Лизы жениха-вдовца и посодействовал скорейшему заключению брака приемной внучки с дважды овдовевшим к тому дню Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо (Francesco di Bartolomeo di Zanobi del Giocondo), торговцем шелками и одеждой из семьи дель Джокондо.

В возрасте пятнадцати лет, 5 марта 1495 года, Лиза вступила в брак с 30-летним Франческо, повторив судьбу своей матери Лукреции, став, как и та, третьей по счёту женой. Несмотря на крошечное приданое Лизы - 170 золотых монет (флоринов) и небольшая ферма Сан-Сильвестро (azienda agricola di San Silvestro), - только это и мог дать за Лизой отец, Мариотто Ручеллаи убедил Франческо заключить с нею брак. Старший Ручеллаи проявил настойчивость в деликатной ситуации: на то у него были свои причины - первой женой Франческо дель Джокондо была … дочь Мариотто - Камилла (Camilla di Mariotto Rucellai), скончавшаяся спустя год после родов.

Внук Мариотто, Бартоломео, очень нуждался в материнской заботе, и опекун Ручеллаи, доверил заботу о малыше и семейном очаге дель Джокондо юным рукам Лизы Герардини. С того дня слухи о последней любовной связи Джулиано II ди Лоренцо больше уже никого не интересовали.

Франческо, обладая деловой хваткой, не только поддерживал достойный уровень жизни Лизы, но и преумножал своё состояние, а потому спустя восемь лет, а именно 5 марта 1503 года, он купил еще один дом, расположенный рядом со старым на улице делла Стуфа (Via della Stufa). Пройдет еще чуть больше года и Леонардо да Винчи приступит к работе над портретом Лизы. Ей будет к тому времени уже 25 … Десятилетие из них она замужем.

За довольно продолжительную совместную жизнь с Франческо Лиза Герардини не только вырастила Бартоломео, сына Камиллы, но и родила в период между 1496 и 1507 годами пятерых продолжателей рода дель Джокондо: Пьеро, Камиллу, Андреа, Джокондо и Мариетту.

И еще чуть-чуть информации... Дель Джокондо как государственный служащий Флоренции имел свои политические и коммерческие интересы для возвращения к власти могущественной семьи Медичи. В 1512 году он был оштрафован  на 1000 флоринов и заключен в тюрьму. Однако уже в сентябре, когда была восстановлена республиканская власть Медичи, его выпустили на свободу.

29 января 1537 года Франческо ди Бартоломео дель Джокондо в присутствии потомственного нотариуса сэра Пьеро да Винчи (одного из сводных братьев Леонардо да Винчи) составил завещание, вот выдержка из его собственной воли: …Учитывая привязанность и любовь наследодателя к Джоконде, своей любимой жене, в связи с тем, что Лиза всегда действовала с благородным духом и, как верная жена, в надежде, что она будет обеспечена всем…
Он возвращал Лизе ее приданое, а также личную одежду и драгоценности. В 1538 году Франческо дель Джокондо умер от чумы. Вдовствующая Лиза прожила после него четыре года на попечении старшего сына Пьеро.

Дочь Лизы Мариетта, под именем сестры Людовики, с 1521 года пребывала в католическом монастыре Святой Орсолы (convento di Sant'Orsola) не по своей доброй воле. Все её попытки оставить монастырскую жизнь закончились неудачей: мать Лиза на протяжении всей жизни в браке имела столь прочные отношения с этим монастырем, что за сестрой Людовикой приглядывали там очень хорошо. Пробьет час, когда монахиня-дочь возьмет в монастырь тяжело больную мать, чтобы за нею ухаживать. Прожив 63 года, Лиза скончается 15 июля 1542 года в монастыре Святой Орсолы, и прах её упокоится под полом его церкви. Среди доказательств есть выписка из реестра смерти базилики Сан-Лоренцо: «Donna fu di Francesco del Giocondo mor; add; 15 di luglio 1542 sotterrossi in Sant'Orsola tolse tutto il capitolo» («Женщина Франческо дель Джокондо умерла в этот день 15 июля, 1542 в монастыре Святой Орсолы»).

Вот, кратко, кем была в свое время известная нам Джоконда. 12 мая 2011 года под полом монастырской церкви начались работы в могилах. Поиск останков Лизы Герардини увенчался успехом: три обнаруженных фрагмента были признаны совместимыми с особенностями Джоконды.
*
На портрете действительно Лиза Герардини

Как указывал в 1550 году Джорджо Вазари*, автор жизнеописаний итальянских художников, 31 год спустя после смерти Леонардо да Винчи, художник работал-таки над портретом Лизы дель Джокондо, но так и не закончил его. Вот что пишет Вазари:
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.

Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.

Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».

Запись Вазари содержит точное описание ресниц Лизы, но на картине да Винчи в наше время уже невозможно их рассмотреть, также как и Лизины брови. К сожалению, краски со временем выцветают, а «Джоконда» кисти великого Леонардо уже очень стара и пребывает не в лучшем состоянии.

Период работы над портретом определен Вазари в четыре года. Так ли это? Есть и упоминание о незаконченности портрета. Действительно, Леонардо да Винчи не всё заканчивал, что начинал, но не в этот раз! Портрет Лизы Герардини был завершен самим Леонардо и предстал таковым пред глазами её мужа Франческо дель Джокондо… В этом нет сомнений, ведь достоверно известно, что портрет Лизы был хорошо известен в среде флорентийских ценителей искусства: они шли в мастерскую художника, чтоб увидеть его своими глазами. Впечатления, рекомендации уже тогда сделали его флорентийской знаменитостью.

Леонардо да Винчи уехал во Францию весной 1517 года, по моим предположениям спустя 11 лет после того, как завершил работу над Лизиным портретом …  Он увез картину с собой, и последний мазок нанес на тополевую доску незадолго до своей кончины в 1519 году.

Кардинал Луиджи Арагонский побывал у Леонардо в его французской мастерской. Описание визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом. Даю в оригинальной записи лишь абзац, касающийся «Джоконды»: …tre quadri, uno di certa donna Fiorentina facta di naturale ad istantia del quondam mag.co Juliano de Medici, l'altro de San Joane Bap.ta giovane et uno de la Madona et del figliolo che stan posti in grembo di S.ta Anna tucti perfectissimi, et del vero che da lui per esserli venuta certa paralesi ne la dextra, non se ne pu; expectare pi; bona cosa. Итак, 10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, которому более семидесяти лет, — лучшего художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с флорентийской донной, писанной с натуры по желанию Джулиано ди Лоренцо де Медичи, другую — Святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все совершенны. …От мастера, в связи с тем, что у него уже парализована правая рука, нельзя ожидать новых хороших работ.
 
Запись подтверждает особый интерес Джулиано II де Медичи к портрету Джоконды. В конце концов, Лизу Герардини и его разлучила лишь изгнанность семьи Медичи из Флоренции, но не остывшие чувства…
 
Закономерен вопрос - отчего же в то время нельзя было ожидать от да Винчи новых хороших работ? Леонардо – левша с рождения, он не трудился над картинами рукой правой и потому предположу, что в октябре 1517 года, несмотря на тяжелый недуг и проблему с ведомой рукой, кисти художником еще не были забыты.

Версия о соответствии общепринятого названия портрета личности Лизы Герардини подтвердилась окончательно в 2005 году. В поддержку свидетельств Джорджо Вазари доктор Армин Шлетчер (Dr. Armin Schlechter), работая над каталогом для выставки в университетской библиотеке Гейдельбергского университета (Германия), сделал открытие. Он обнаружил на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник Агостино Веспуччи* (Augustinus Mathei Vespuccii (Agostino Vespucci)) запись. В ней Агостино сравнивает друга Леонардо да Винчи со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что в октябре 1503 года Леонардо да Винчи прорабатывает темы трех картин, одна из них – рисунок головы Лизы дель Джокондо: …Apelles pictor. Ita Leonardus Vincius facit in omnibus suis picturis, ut enim caput Lise del Giocondo et Anne matris virginis. Videbimus, quid faciet de aula magni consilii, de qua re convenit iam cum vexillifero. 1503 octobris (лат).
*
Из переписки 2015 года

Темой Леонардо интересуюсь очень давно. Своё соприкосновение с Мастером начал в отличие от вас, Леа,  с другого конца. Как человек больше интересующийся результатом сделанного к исходу жизни и имеющего свой особенный взгляд на смерть как таковую - начал с могилы Леонардо. В 2012 году посетил замок Амбуаз в долине реки Луары, где на пригорке, в часовне Святого Губерта, мастер нашел свое упокоение. Могила удивила своей скромностью. Собственно, - это беломраморная плита, где-то примерно 70 на 120 см, утопленная в полу. А затем - замок Шамбор, с его знаменитой двухзаходной винтовой лестницей, спроектированной Леонардо. И конечно Лувр. Целый зал работ художника. Апофеоз – «Джоконда» за толстенным стеклом, перед которым еще и канатики на стойках и толпа японцев, очень долго не хотевших отходить от шедевра. А наша экскурсия удаляется, радиосинал в наушниках уже пропал, из зала почти что убегаю, бросив прощальный взгляд на Мону. Утешает лишь одно - все другие работы Леонардо в этом зале Лувра разглядел досконально. Но полдня в Лувре ровно тоже, что и полдня в Эрмитаже, - так, всего лишь формирование общего впечатления, галочка в памяти: был, видел...
***
Кто знает, Алекс, какой путь верен.
Несколько лет назад один известный художник предложил мне позировать для картины "Белая ночь". Я согласилась. Зная, что времени свободного у меня мало, а нужно было приезжать в мастерскую, он сказал: Достаточно раза, я поймаю суть, а допишу по фото. Он писал часа два-три. Когда я увидела результат, изумилась: картина ожила. Женщина с полотна смотрела на нас столь внимательно и цепко, словно в нас была разгадка чего-то важного для неё. Моё изумление не удивило художника.
- Вот для того и пригласил, по фото не оживить…

В процессе творения портрета с натуры душа натурщицы отдает полотну часть себя. Часть её уходит в картину и живет там самостоятельной жизнью. Копия «ожившей» картины - лишь копия: непосильно отщепить искорку души от оригинала и не высечь её красками.

Леонардо знал это и  до самой смерти касался кистью Джоконды. Не могу употребить термин "дописывал портрет", ибо не в этом суть, именно так - касался кистью. Так они разговаривали и так он о Лизе заботился. Они были уловимо схожи, так схожи супруги, прожившие в браке много лет, ибо один отражает другого, как в зеркале. Супругов вычислять не надо, их сходство сразу заметно. Леонардо и Джоконда продолжительный период совместной жизни не расставались.
 
Леонардо умер на глазах портретной Лизы и мгновения его ухода, факт тяжелой утраты изменили её взгляд, но то со временем обратимо. Её судьба, к тому же, теряла определенность. Как сложится будущее, будет ли оно и где? При живом Леонардо выражение лица Моны Лизы было, конечно же, иным и то подтверждает портретная копия, созданная Мелци.
***
Как вы, однако, здорово написали. Да это же прямо-таки канва для рассказа. Но сейчас дальше просто не готов обсуждать данную тему - слишком серьезно вы преподносите, относительно Моны и Леонардо. Мне это надо глубоко обдумать, так как с подобными фактами я и сам лично сталкивался. С точки зрения материализма и не объяснить.
***
Однажды я долго разглядывала во Флоренции в галерее Уффици «Мадонну на троне» (Мадонна Оньисанти) Джотто. Положение тела Мадонны таково, что она смотрит «глаза в глаза» каждому посетителю галереи. Можно отдаляться от картины влево, вправо, назад или приближаться к ней, видится и ощущается одно - Мадонна смотрит на тебя, её взгляд перемещается за тобой в любую из точек музейного зала. Тот же эффект есть и у Джоконды, она живёт в картине, её взгляд также скользит за каждым, кто попадает в поле её зрения. Если перед картиной стоит группа людей, любой из этой группы способен на зрительную связь  с Джокондой. В копии этот эффект отсутствует, исключений не бывает.
 
Большинство художников предпочитают для модели иное положение тела, не каждый решается на эффект «глаза в глаза»… А если уж кто-то решается, то он всегда отдает себе отчет, что творит. Он созидает новую жизнь и это таинство.
Леонардо к тому не стремился, но в жизни сложилось так, что ученик Франческо Мелци и портретная Лиза стали для него семьей, которую художник страстно любил всю дальнейшую жизнь.
***
Уважаемая Леония! С эффектом "глаза в глаза" я знаком. И этот эффект присутствует не только в живописи, но и в скульптуре. В Испании, неподалеку от Барселоны есть гора Монсеррат, там бенедиктинский монастырь почти на вершине этой изрезанной горы (отсюда и название), которая стоит буквально в чистом поле, на равнине. Место настолько притягательное, что я там был два раза. Самое знаменитое там - хор мальчиков и Черная Мадонна - загадочная скульптура Богоматери. Но не все обращают внимание на загадочное лицо рыцаря/монаха, вырезанное в стене на территории монастыря. Скорее это своеобразный барельеф, чем объемная скульптура. Вот где эффект "глаза в глаза"! Мистика просто! Где-то в альбомах бесчисленных есть у меня эта фотография. Надо бы поискать... А тему Леонардо и «Моны» мы еще с вами обсудим, если не возражаете...
*
Лучшая из копий Джоконды в Прадо

У портрета Леонардо да Винчи «Джоконда», хранящегося в Лувре, есть немало копий в разных музеях мира. Сотрудникам Лувра пришла отличная идея - организовать совместно с другими музеями мира выставку копий «Джоконды». Приглашение было отправлено и в Мадрид. Испанцы поддержали проект, решив перед отправкой во Францию свою копию отреставрировать.

В дворцовой коллекции испанских королей «Мона Лиза» хранилась много веков. Первое письменное упоминание о ней датировано 1666 годом, тогда проводилась опись дворцовых картин. В 1819 году этот портрет вместе с другими картинами переместился в музей Прадо, вернее, в его запасники.

В 2012 году испанские реставраторы обнаружили, что представленная в Национальном музее Прадо копия легендарной «Джоконды», была написана в одно время с оригиналом в мастерской великого живописца одним из его учеников.
О художественной ценности этой работы ничего не было известно, ибо первоначально предполагали, что это одна из многих копий «Джоконды», сделанная уже после смерти Леонардо. Кроме того, на картине из музея Прадо отсутствовал пейзажный фон. Однако во время реставрационных работ стало видно, что за слоями темной краски и лака скрыт пейзаж, который в точности повторяет живопись оригинальной работы. Тщательно исследуя картину, реставраторы установили, что её автор, делал такие же исправления, как и сам Леонардо да Винчи на оригинале. Именно это дало право говорить о том, что копия была написана в одно время с оригиналом и, вероятнее всего, в одном помещении. По стилю, необычайно схожему с манерой письма Леонардо да Винчи, было сделано заключение, что работа выполнена любимым учеником мастера Франческо Мелци (Francesco Melzi).
 
Хранитель музея Прадо Мигель Фаломир сказал: «Нам хорошо известно из письменных источников, что одновременно с работой Леонардо над Джокондой, трудились каждый над своей копией портрета его ученики. Теперь эти данные подтверждаются нашим открытием».

Испанская "Мона Лиза" позволяет лучше узнать работу Леонардо, так как копия находится в превосходном состоянии и на ней отчетливо видны некоторые детали, потерявшие первоначальный цвет в портрете да Винчи.  Хорошо видно, что фоновый пейзаж обладает более сочными тонами, иного цвета платье Лизы Герардини. В испанской копии просматриваются слева и справа колонны балкона (возможно, террасы), обрезанные на портрете Леонардо, видна во всей красе длинная дымчатая вуаль Лизы. В лучшей из копий портрета Джоконда предстает не только с ресницами, но и с бровями!
*
Франческо Мелци

Ученик да Винчи, преданный мастеру на протяжении всей жизни своей Франческо Мелци  родился в Милане в 1491 году. Принадлежал к патрицианскому роду Мелци. В 1506 году поступил в мастерскую Леонардо ла Винчи и впоследствии стал его любимейшим учеником. Их связала глубочайшая дружба. Он сопровождал Леонардо в путешествии в Рим в 1513 году и, далее, во Францию в мае 1517 года. Он был с Леонардо вплоть до смерти художника, случившейся в 1519 году 2 мая. Именно он считался ассистентом тосканского мастера на службе у короля Франции. Как следовало из записей слуги мастера Баттиста де Виланис (Battista de Vilanis) от 10 августа 1519 года, до своего возвращения в Италию Франческо Мелци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции. В 1520 году был награжден королем Франциском I привилегией джентльмена палаты. Был женат, имел восьмерых детей.

23 апреля 1519 года, в замке Кло-Люсе, близ Амбуаз, (герцогство Турень), Леонардо да Винчи назвал его в своем завещании наследником. После смерти учителя, Мелци, унаследовал все рисунки, художественные и научные манускрипты Леонардо, сохранив их в вилле семьи до конца своей жизни. Альберто Бендидьо, корреспондент Альфонсо д' Эсте, в 1523 году упоминает, что во владении Мелци есть бумаги Леонардо. Джорджо Вазари, в 1568 также пишет, что у Франческо "есть дорогие реликвии вместе с портретом «Джоконды» Леонардо». Вазари, скорее всего, говорит о копии «Джоконды», выполненной Мелци: ведь в ней почти нет отличий от оригинала.

В последующие годы, Франческо Мелци, выполняя договор с мастером, отредактировал так называемый «Трактат живописи» (Trattato della Pittura) Леонардо да Винчи, координируя в единственном манускрипте  - код 1270 Апостольской Ватиканской Библиотеки (il codice Urbinate 1270 della Biblioteca Apostolica Vaticana) - многое из записей, а также разбросанные по разным местам мысли великого Леонардо.
Мелци умер приблизительно в 1570 году почтенным господином в своем фамильном имении Ваприо д’Адда. Его старший сын Орацио уступил многое из полученного наследства тосканскому мастеру Помпео Леони (Pompeo Leoni), официальному скульптору короля Испании Филиппо II, в том числе и превосходную отцовскую «Джоконду». Это событие стало началом утери великого графического наследия Леонардо.

Каким предстает Франческо Мелци в воспоминаниях кардинала Луиджи Арагонского? …Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать из-за паралича руки, а его миланский ученик писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя.
 
Леонардо гордился мастерством своего Франческо и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые работы, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас признаны работами Мелци, например, «Коломбина или Флора» (Colombina o Flora) из Эрмитажа (Санкт-Петербург).
*
Тосканский период портрета Лизы Герардини

Франческо дель Джокондо хорошо знал нотариуса Пьеро да Винчи, отца Леонардо да Винчи, и,  неоднократно прибегал к его услугам.

14 апреля 1501 года Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию, где не бывал уже два десятка лет. Очевидно, что ему было не так-то просто найти себе место в доме отца, заполненном сводными братьями и сестрами, которых Леонардо даже не знал.
Несколько слов о нотариусе Пьеро да Винчи человеке флорентийской культуры. Он работал, прежде всего, на Медичи и сделал в то время выдающуюся нотариальную карьеру. Был женат четырежды, имел двоих сыновей в третьем браке с Маргеритой и семерых в четвертом с Лукрецией. Таким образом, незаконнорожденный Леонардо имел девять сводных братьев и еще двух сестер.
 
Сразу по возвращении во Флоренцию Леонардо приступает к работе над небольшой картиной для секретаря короля Франции по имени Флоримон Робертре (Florimond Robertret), изображающей Мадонну с веретеном. В картине «Мадонна дей Фузи» ребенок хватает веретенную катушку, словно это бы был крест. Меня заинтересовали в этой работе год исполнения (1501) и… пейзаж… Уже близко то время, когда художник возьмется за потрет Лизы Герардини и… сюжетно… повторит пейзаж «Мадонны дей Фузи»…

Нотариус Пьеро да Винчи, озабоченный финансовым состоянием сына, однажды в житейском разговоре с Франческо дель Джокондо, посетовал, что старший сын вернулся во Флоренцию. Обладая выдающимся талантом, мог бы зарабатывать много больше, чем имеет, но едва сводит концы с концами, многое начинает да не заканчивает, доводит до конца лишь заказы, кои редки.
 
Слова  нотариуса о сыне торговец шелками обдумывал несколько месяцев и, в конце концов, решился сделать предложение отцу Леонардо да Винчи, попросив того ходатайствовать об исполнении сыном заказа на портрет жены Лизы для их нового дома. Вознаграждение за работу торговец гарантировал значительное.

Шел 1503 год. Нотариус Пьеро передал сыну просьбу своего клиента, но не был услышан художником. Леонардо категорически отказался от работы «на заказ», в раздражении воскликнув, что в таких доходах не имеет нужды. Старший Винчи и младший поссорились. Они не поняли друг друга, так часто случается в жизни. По мнению Леонардо, нотариус не был хорошим отцом и даже не был честным человеком, он был спекулянтом и сексуальным хищником. И потому Леонардо его презирал.

В октябре 1503 года художник таки делает пробную прорисовку головы Лизы дель Джокондо и постепенно доводит рисунок до наброска портрета по пояс, но медлит и за заказ не берется.

Нотариус Пьеро умер 9 июля 1504 года, это событие  с большим волнением отметил его незаконнорожденный сын Леонардо: «Add; 9 di luglio 1504 in mercoled; a ore 7 mor; Piero da Vinci notaio al Palagio del Podest;, mio padre, a ore 7. Era d'et; d'anni 80. Lasci; 10 figlioli maschi e due femmine».(«День 9 июля 1504, среда в семи часах умер сер Пьеро да Винчи, нотариус Паладжжё дель Подеста, мой отец в 7 часов. Он был возраста лет восьмидесяти и оставил десять сыновей и двух дочек.»)

Вскоре Леонардо узнал удручающую новость - по завещанию отца ему не причиталось ничего. Он счел своим долгом судиться против братьев и сестер, желая получить хоть что-то, однако вновь всплыла тема о незаконности его рождения.
 
Ссора с отцом из-за заказа на портрет Лизы дель Джокондо терзала Леонардо и, художнику казалось, что таково ему наказание свыше за гордыню и отторжение просьбы отца. Прошло лишь два месяца с кончины нотариуса, как Леонардо обратился к торговцу шелками Франческо с подтверждением, что берется исполнить портрет Лизы. Заказчик оговорил за работу меньший, чем в первоначальном предложении гонорар, но Леонардо согласился на то, ибо не хотел быть должным своему отцу. Он даже взял задаток от Франческо дель Джокондо, обязывающий его выполнить обещанное, как бы ни препятствовала тому судьба.
 
К работе над портретом Лизы художник постоянно себя принуждал. Он не раздумывал долго над портретным фоном, сделав его в стиле «Мадонны дей Фузи». Всё, чего ему хотелось в то время, – поскорее избавиться от мук совести за отказ отцу.

На портрете Лиза Герардини предстает добродетельной хранительницей домашнего очага рубежа XV - XVI веков. Левая рука молодой женщины лежит на подлокотнике кресла, правая – сверху с опорой и на левую руку, и на подлокотник - это положение рук, свидетельствовало о супружеской верности. Платье Лизы, украшенное сложной узловой вышивкой, подтверждало высокий статус дель Джокондо. Размер картины (77 х 53 см) соответствует размерам работ для очень состоятельных заказчиков.

В 1506 году Леонардо да Винчи ожидали две плохие новости -  30 апреля 1506 произошло разделение отцовского наследства, Леонардо так и не получил ни флорина, ибо его окончательно исключили из числа прямых наследников нотариуса Пьеро. Франческо дель Джокондо,  увидев любимую супругу в траурной вуали, был не на шутку напуган. Умереть первым? Лиза - вдова? Видеть это каждый день в своем доме, жить с этим изо дня в день? Ну, уж нет! Он - крепкий, амбициозный, удачливый. В его планы не входит умирать прежде жены. Франческо категорично потребовал от Леонардо убрать с портрета вдовью вуаль. Он намеревался видеть в своем доме, за свои деньги совершенно иное, то, чем можно гордиться.
- Porta sfortuna!..* – твердил Франческо. – Порта, порта сфортуна!..
Вуаль была хороша и Леонардо, ничего не поняв, недоуменно пожал плечами.
Разъяренный Франческо едва мог контролировать себя, чтобы не выставить художника вон. Ни о каких дополнительных деньгах и речи быть не могло. Ни флорина, ни дуката! На тот свет еще рано!

Безапелляционный тон торговца шелками Леонардо воспринял как… оскорбление, ибо под сомнение был положен не только его профессионализм, но и его вИдение, его чувство внутренней сущности модели.  Он взял искру божию её души, перенес на портретный лик. Ничто не противоречило в портрете высокому положению Лизы. Что еще надо? Портрет хорош! Вуаль? Какая глупость! Леонардо уходил опустошенным, без слов прощания, бережно укутав портрет тканью. …Бедная, бедная Лиза! Муж не захотел видеть её такой. То, в каком виде она предстала на портрете пред супругом, испугало Франческо настолько, что он отторгнул её от себя как чуму, ибо разглядел в ней... лишь её вдовство.
 
Леонардо, обладая горячим характером и упрямством, знал с первой минуты, что не будет переделывать работу в угоду Франческо, что оставит всё так, как есть. Долг пред отцом погашен, портрет исполнен. А деньги? Так он же говорил отцу, что не нуждается в таких деньгах!
 
Оценил портрет Лизы Герардини по достоинству не кто иной, как… Джулиано II ди Лоренцо де Медичи. Нет, не забылась и не остыла ранняя любовь! «Вдовствующая» Лиза? О, он знал её еще девушкой!.. Джулиано выкупил у Леонардо портрет Лизы Герардини и держал его при себе до 1515 года. В связи с вступлением в брак с Филибертой Савойской* (Filiberta di Savoia), чтоб у супруги не возникло ни ревности, ни лишних вопросов, ведь в те времена было принято украшать свои покои портретами любовниц бывших и настоящих, Джулиано не придумал ничего лучшего,  как вернуть нарисованную Лизу Герардини мастеру Леонардо.

«E gia' intervenne a me fare una pittura che rappresentava una cosa divina, la quale comperata dall'amante di quella volle levarne la rappresentazione di tal deita' per poterla baciare senza sospetto, ma infine la coscienza vinse i sospiri e la libidine, e fu forza ch'ei se la levasse di casa» (И уже он принял участие в картине, которая представляла божественную вещь, которую купил «на любителя», чтобы иметь представление об этой божественности, чтобы целовать её без подозрения, но, в конце концов, сознание победило вздохи и похоти, и была сила удалить её из дома» - Леонардо да Винчи, Трактат живописи, стр.16. (Leonardo da Vinci, Trattato della pittura, pag. 16.)
 
Таким образом, пути картины и Леонардо да Винчи вновь совпали. Отвергнутая вторично Лиза вернулась к своему создателю. Леонардо оттого испытал двойственные чувства, среди них были и боль, и радость. И уж более решил он портрет этот никому не предлагать.
- Будем жить вместе до конца дней, - прошептал он. – Другого не дано.

К слову, флорентийка Лиза Герардини пережила на четыре года своего супруга Франческо дель Джокондо. Она пережила и свою первую любовь Джулиано II ди Лоренцо де Медичи, скоропостижно скончавшегося 17 марта 1516 года в возрасте 37 лет. Она пережила и великого мастера Леонардо да Винчи. Портретное вИдение художником Лизы Герардини оказалось пророческим – вдовствующая вуаль Моны Лизы на картине, стекающая с волос на плечи и руки, образует множество волн на коленях Джоконды, а потом, взбирается вверх на плечо Лизы и в бессилии падает за кресло, на пол… Тройная утрата… трижды оплакивающая…
*
Пейзаж портрета

Вечером 4 апреля 2016 года в день рождения Джузеппе* нас ожидал ужин с тосканским мартовским трюфелем Марцолино (il tartufo Marzolino). Я лишь знала, что выбранный Джузеппе ресторан находится у городка Сан-Миниато (San Miniato), знаменитого на весь мир своими трюфельными фестивалями. Джузеппе, однако, намекнул:
- Там мы уже были…

Действительно, как оказалось, нам предстояло поужинать в ресторане «Джоконда», в итальянском произношении «La Gioconda», на улице Сан Реголо (Via San Regolo) в Сан-Миниато. Едва мы вошли в ресторан, как лицом к лицу столкнулись с портретом Леонардовской «Моны Лизы». Она улыбалась тепло, приветливо, но интригующе. Мы прошли в зал к столику. «Лиза» продолжала улыбаться и интриговать, но уже с обложки меню.

Разделённые пробором волосы, хорошо просматривались сквозь пелену дымчатой вуали. Кресло Лизы стояло на террасе или балконе дома. Этаж, скорее всего, третий или высокий второй… Не ниже потому, что на пейзаж, виднеющийся за парапетом террасы или балкона, мы смотрим также сверху. За вечер я возвращалась глазами к портрету Лизы дель Джокондо не единожды, и много мыслей рождалось и угасало.
 
Итак, если портрет предназначался для нового дома Франческо дель Джокондо, допускаю, что Лиза несколько раз позировала художнику на террасе (балконе) этого дома. Справа и слева на портрете виднеются массивные, вероятно, мраморные, колонны, каменный парапет также тяжел и массивен. Так может выглядеть лишь терраса второго этажа.
 
Учитывая близкую расположенность их дома во Флоренции к реке Арно, можно предположить, что Леонардо задумал-таки украсить портрет затейливым натуралистично-фантазийным фоном, вписав реальный арочный мост Флоренции над рекой Арно, к примеру, Понте Санта Тринита (Ponte Santa Trinita) или Понте алла Каррайя (Ponte alla Carraia) в надуманный скальный пейзаж с многоуровневыми водами.

Санта Тринита один из самых изящных арочных мостов Флоренции. Был возведён в камне после разрушительного паводка 1333 года и простоял таковым более двухсот лет до очередного разрушительного наводнения. Таким образом, мост Санта Тринита, каким его могли знать Лиза Герардини и Леонардо да Винчи, был утрачен в 1557 году. Схожую историю имеет и Понте алла Каррайя.

Итальянские исследователи склонны видеть на портрете «Моны Лизы» мост Буриано (Ponte Buriano), расположенный недалеко от тосканского города Ареццо (Arezzo). Построенный в 1277 году, он также имеет арочную конструкцию и очень похож на изображенный художником мост, но имеет большее число арочных пролетов. Однако какое отношение к Ареццо имели флорентийка Лиза и её муж? Нет, это не Буриано…

- Леа, это фантазийный пейзаж. Леонардо заполнил пространство своей фантазией. – Джузеппе пытается отвлечь меня от назойливых мыслей.
- Нет! То не в духе Леонардо! У него всё, абсолютно всё, имеет почву под ногами.
- Попробуем разобраться вместе. Итак, Лиза – флорентийка и дом дель Джокондо стоит  довольно близко к реке, но с террасы их дома невозможно видеть мосты, ни Санта Тринита, ни алла Каррайя: всё застроено, Леа! Кроме того, в пейзаже да Винчи есть извилистая дорога, скалы, лесок, еще одна река, вероятно, озеро…
 - Джузеппе, не продолжай, я согласна! Забудем о Флоренции и поищем в Тоскане что-то похожее! Что скажешь о Винчи?
- Исключено, там нет ничего подходящего.
- Анкиано?
- И там мы ничего не найдем.
- Почему? Мы могли бы попытаться!..

Вижу, что фоновый пейзаж портрета можно условно разделить горизонталью на нижнюю часть, там мост, дорога, невысокие горы, лесок  - всё в сочных зеленовато-коричневых тонах и будто бы освещено щедрым тосканским солнцем. Верхняя часть пейзажа с обилием воды, скал, неба словно укутана дымкой голубовато-синих тонов, и солнечный свет там рассеянный, не способный согреть… il sole velato*?

Знаю, что многие исследователи делили пейзажный фон вертикалью на левую и правую половины, но никто из них не удосужился поделить его горизонталью.

Праздничный ужин  в ресторане «Джоконда» закончился. Потом, ни весной, ни летом в поле нашего зрения не попадало ничего значимого, что могло бы подтолкнуть к прочтению пейзажа в  портрете Лизы Герардини.
*
Подсказка Леонардо

В «Мадонне дей Фузи», написанной мастером незадолго до «Джоконды», нахожу схожие фоновые детали – подернутые сине-голубой дымкой странные скалы, многоарочный мост над рекой, есть ближний пейзаж в желтовато-коричнево-зеленых тонах, есть и условная горизонталь деления на два мира.

В описании картины спотыкаюсь на незнакомом мне слове «i Calanchi». Каланки, прежде всего, Бальце дель Вальдарно  (i Calanchi Balze del Valdarno) – это особенный ландшафт Тосканы, ставший таковым в результате эрозии твердых почв. Место то расположено достаточно близко и к Флоренции, и к Ареццо. Потрясающий панорамный вид каланки дают у деревушки Пьянтравинье (paesino di Piantravigne).
 
Однако мы направляемся на поиски каланок, прежде всего, в места хорошо знакомые Леонардо. Мы обнаружили каланочные овраги и горы высотой от 10 до 150 метров, возможно и выше. Преодолев, сотни километров по тосканским провинциальным местам, то взбираясь по узкой тряской  дороге вверх, то медленно цепляясь Хондой за крутой спуск della strada comunale*, мы встретили то, что искали в Коллегалли (Collegalli), потом в Балконэвизи (Balconevisi), затем в призрачном Тоиано (Toiano). И, конечно же, мы добрались до них в Монтелупо (Montelupo Fiorentino) и Пьянтравинье, чтобы не осталось ни грамма сомнений - странный скальный пейзаж – это каланки Тосканы.
 
Их затачивают ветра, особенно старается трамонтана (la tramontana*), не уступает ей в силе и напоре, как воздуха, так и воды бурраска (la burrasca*). Разумеется, за пять с лишним веков каланки частично изменили свою форму, одни стерлись, другие выросли, многие прикрылись лесом. Да, мы не знаем точное место, вдохновившее Леонардо да Винчи на несколько фоновых пейзажей: над ним потрудилось время и в том виде оно утрачено. Но мы не сомневаемся – на пейзажном фоне портрета Лизы не фантазия мастера, это оранжевато-серые скалы и обрывы его родной тосканской земли.

Каланки трудно преодолимы. Возможно, в работах Леонардо да Винчи они олицетворяют… трудности, кои необходимо-таки преодолевать, где бы ты ни находился.

Еще одна подсказка от Леонардо пришла во сне.
- Sai, allegoria… allegoria… *
Как же мне не пришло в голову! Период Чинквеченто богат на аллегории, кто из художников того периода обошел аллегорию стороной? Аллегория в то время имела значимое место в творчестве Филиппино Липпи и Сандро Боттичелли. Итак, аллегории нашлось место и в портрете Джоконды!

Картина создавалась для нового дома дель Джокондо. Франческо намеревался возвысить последнюю жену и подчеркнуть её многие добродетели. Можно предположить, что первый план пейзажа, выполненный в сочных зеленовато-коричневых тонах, должен давать представление о жизненном пути Лизы Герардини. Мизерное пространство до моста с края картины – Лизины детство и юность. Традиционный тосканский мост – символизирует брак и переход из родительской семьи в тосканскую семью мужа. Один берег оставлен, идет время жизни на другом берегу (центр за Лизой), но извилистая узкая дорога ведет вперед, олицетворяя будущее близкое и далекое. То тут, то там виднеются каланки. Мост – один, одно замужество, один муж, что бы ни говорили о связи в девичестве с Медичи. Мост удален, не удивительно, пролетело уже десять лет семейной жизни. Дорога обрывается у большой воды. Обычно во снах так выглядит завершение земного пути.
 
А что в том мире, о котором мы очень мало знаем? Многоуровневая вода, скалы, дымка и свет не солнечный, а рассеянный, словно пропущенный сквозь вуаль. Неужели несколько уровней очищения? Чистилище? Таким оно предстает у Леонардо?
 
Чистилище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, есть некое состояние, в котором пребывают души людей, умерших в мире с Богом. Они нуждаются в очищении от последствий совершённых при жизни грехов. Лишь преодолев все уровни чистилища, они смогут воспарить к небесам. Таково было в то время представление о Чистилище и Рае, в то верила реальная Лиза Герардини и к тому изо дня в день целенаправленно шла.
*
Французский период Джоконды

В мае 1517 года Леонардо да Винчи и Франческо Мелци прибыли во Францию, их сопровождал слуга Баттиста де Виланис (Battista de Vilanis). Король Франциск I выделил для них замок Кло-Люсе (castello di Clos-Luce'),  где провел своё детство. Замок располагается недалеко от королевского Амбуаз (Amboise).
 
Леонардо стал первым королевским художником, архитектором и инженером с пенсией в пять тысяч скуди. Во Франции тосканский художник рисовал мало: это был самый спокойный и самый обеспеченный период его жизни. За два года до смерти с парализованной правой рукой, он с трудом передвигался без посторонней помощи.
Каждый день, проснувшись, Леонардо касался взглядом своей Лизы и, если находились силы, брался за кисть.
 
23 апреля 1519 года в присутствии нотариуса Гульелмо Бореау (Guglielmo Boreau), пяти свидетелей  и Франческо Мелци он составил завещание. Согласно ему основное наследство переходило к ученику и верному другу Франческо Мелци. Именно Мелци в последующие 50 лет станет главным распорядителем наследия Леонардо: в нем кроме картин и библиотеки, насчитали более пятидесяти тысяч оригинальных документов, мыслей, записей да Винчи…
- Buongiorno, Lisa*… Еще один день вместе? Надеюсь, он не последний… Силы покидают меня… Я дал тебе всё, что мог…

Леонардо умер 2 мая 1519 года на глазах у Джоконды и Франческо Мелци. Если Франческо от великого горя мог безутешно рыдать, то «Джоконда» пережила уход мастера молча, но взгляд её переменился, и с того дня стал свидетельствовать о большой жизненной утрате самого близкого ей человека. Да Винчи ушел, но не отказался от неё, напротив, он дал ей больше чем кому-либо, но об этом у Леонардо в наследии нет ни строки.

За тридцать лет до финального дня Леонардо записал пророческую мысль: «Si, come una giornata bene spesa da lieto dormire, cosi una vita bene usata da lieto morire.» (Да, поскольку плодотворный день дает радостно спать, так хорошо использованная жизнь дает радостно умереть.) – Это можно прочесть в «Трактате живописи».

Три лучшие картины Леонардо да Винчи – «Джоконда», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» остались у Франциска I.
 
Ушли все, кого Джоконда любила, оставив её на королевскую милость. Судьба не обещала ей определенности, но подарила-таки мировую славу и очень длинную жизнь.
*
Джоконда сегодня

На поверхности портрета множество трещин (кракелюр). За века «Мона Лиза» сильно потемнела красками. Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них остановилась в считанных миллиметрах над головой «Моны Лизы».

Сколько еще проживет Лиза Герардини да Винчи сказать трудно. Но взгляд её светлеет, в выражении лица всё больше проявляется утонченная радость. Время лечит и стирает следы тяжелой утраты того, к кому Джоконда была привязана сильно. Мона Лиза продолжает жить своею жизнью, но и она не вечна, потому что время не только лечит, но и старит…

- Я могу чувствовать и научилась говорить глазами. В моей жизни мало общего с Лизой Герардини, очень мало. Я – это я… Каждую ночь я рассказываю моему отцу Леонардо обо всем, что случилось за день. Он не устает слушать.
- Лиза, дорогая, мне надо было тебя родить, чтобы всё это знать… Как непредсказуема жизнь моя, твоя!..
*
Из переписки 2016 года:

Дорогой Алекс, сегодня Джузеппе и я спонтанно решили навестить винный погреб да Винчи. Их красное вино стоит того, чтоб хоть однажды его попробовать! В дороге домой подумалось, история Лизы Герардини как в первой жизни, так и в портретной, пленила меня абсолютно и без моих причесанных мыслей о Лизе, «Джоконде» и Леонардо да Винчи, мне уже не будет житься спокойно.
***
Многоуважаемая Леония! Интересно будет прочесть, тем более что за последнее время появилось много нового: от обнаружения вероятных останков Моны Лизы до открытия под знаменитым портретом еще одного, скрытого изображения... Духовные искания не знают границ во времени и пространстве.
***
Алекс, но скрытое изображение – первая сюжетная прорисовка – это опять же Лиза Герардини дель Джокондо. В окончательном варианте Леонардо лишь приблизил её к себе, и к нам.

*
PS.:

Ранним утром 4 ноября 2016 года, часа в три, среди моего сна вновь появился Леонардо да Винчи, в этот раз с большим пакетом. Я что-то ему говорила в смятении, что неудачница, что почти не слышу его, что хочу больше, чем могу. Помню, что заплакала.

Он молча развернул упаковку и достал из неё… красное платье «в пол» с длинными рукавами. Леонардо помог мне переодеться. Потом из упаковки появилось платье верхнее, ультрамариновое, бархатное, оно не имело ни рукавов, ни боковых швов, лишь с каждой стороны  на талии по три бархатных пуговицы с золотым шитьем скрепляли заднюю и переднюю его половины. Я проснулась, посмотрела на часы. Сон ушел, но ощущение, что мастер да Винчи приходил с подарком, осталось.

***
Джорджо Вазари - (ит. Giorgio Vasari, прозванный Аретино) - итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания. Жил и работал в период с 30 июля 1511 года (родился в Ареццо) по 27 июня 1574 года (скончался во Флоренции).

Агостино Веспуччи - (ит. Agostino Vespucci) – флорентийский чиновник, помощник  Никколо Макиавелли (Niccol; Machiavelli), друг Леонардо да Винчи.

Сэр Piero да Винчи (ит. Ser Piero d'Antonio di ser Piero di ser Guido da Vinci), жил с  1427 по 9 июля 1504 года – флорентийский потомственный нотариус, отец великого Леонардо да Винчи.

Джулиано ди Лоренцо де Медичи (ит. Giuliano di Lorenzo de' Medici) – он же Джулиано II Медичи, жил в период с 12 марта 1479 года по 17 марта 1516 года. Капитан-генерал Флорентийской республики из рода Медичи, третий сын Лоренцо Великолепного и Клариче Орсини, младший брат Пьеро Глупого и папы Льва X. В феврале 1513 года Джованни Медичи, будучи кардиналом, формально сдал власть над городом в руки Джулиано, а сам вернулся в Рим, где вскоре был избран папой римским. И уже как папа Лев X пожаловал своему брату Джулиано титул «капитан-генерала Флорентийской республики». В 1515 году в преддверии династического брака с Филибертой Савойской (сестрой Луизы Савойской и тёткой Франциска I) его портрет на фоне замка святого Ангела написал Рафаэль. В настоящее время портрет находится в Эрмитаже. Умер скоропостижно в возрасте 37 лет.

Филиберта Савойская (Filiberta di Savoia) – жена Джулиано ди Лоренцо де Медичи.

Александр Викторович Нефедов (Алекс) – член Союза писателей России, член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов России, член Союза журналистов Москвы, Почетный работник печати города Москвы.

Джузеппе Пачини (ит. Giuseppe Pacini) – наш современник, по материнской линии потомок известнейших художников периода Кватроченто Фра Филиппо Липпи и Филиппино Липпи.

Кватроченто (ит. quattrocento, «четыреста», то есть mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, - период Раннего Возрождения. Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. В это время творили Сандро Боттичелли и Филиппино Липпи, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо. В XV в. начали работать Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи.

Чинквеченто (ит. cinquecento, буквально пятьсот) - термин, применяемый для обозначения художественной культуры Италии между 1500 и 1600, а также культуры Высокого Возрождения (1490 - 1520) и Позднего Возрождения (с середины XVI в.).

Porta sfortuna (ит.) – плохой знак, означает принять на себя несчастливую судьбу, дословно – Он несет несчастье.

Il sole velato (ит.) – завуалированное солнце.

La strada comunale (ит.) – дорога местного значения.

Трамонтана (ит. tramontana — «из-за гор») — холодный северный и северо-восточный ветер, является разновидностью ветра Бора. Трамонтана может развивать скорость до 130 км/ч.

Бурраска (ит. burrasca – «буря») – грозовая буря с ветром до 75 км/ ч. (20 м/сек.)
 
Sai, allegoria… allegoria… (ит.) -  Знаешь, аллегория… аллегория…

Аллегория (от др.-греч. иносказание) — художественное представление идей посредством конкретного художественного образа. Аллегория – это говорящий образ, это средство дать жизнь абстрактному понятию, одушевить его. Аллегория в живописи делает сложное ясным, идею – видимой. В проблесках Возрождения можно ясно увидеть, как художники берутся за аллегорию.
 
Buongiorno, Lisa (ит.) – Здравствуй, Лиза.