Кастусь Млын

Артур Пырко
*Летопись творческого псевдонима*


Я могу представить негодование белорусских читателей, которые привыкли ценить колоритность родного языка, при оценке стихов моего приятеля Меланхолика, в последнее время взявшего себе творческий псевдоним: Кастусь Млын. Однако прошу учитывать, что у новоявленного поэта нет даже и поверхностных лексических знаний, профессиональной подготовки, да и попросту орфографического словаря. Поэтому в текстах возможны ошибки, но надеюсь, что они незначительные.

Если оценивать мои собственные впечатления, то я сказал бы, что сам по себе "белорусский" звучит чудаковато, как и многие языки стран ближнего зарубежья. Однако он всё-таки предпочтительнее польского или румынского, например, в которых я вообще ни фига не понимаю, кроме редких фраз.

Ну и вот, чтобы долго не томить, приведу одно из последних творений Меланхолика, в котором он воспевает свой неоспоримо удачный творческий псевдоним.

КАСТУСЬ МЛЫН

Я хлопец
Вельмi млявы –
Мая мянушка:
Кастусь Млын.
Але, калi я
Бярусь за працу,
То бадзёрасцю
Налiваюцца рукi,
Паламянеюць вочы,
А цела становiцца
Прывабным –
Для жанчын.
Але, я – паэт,
Ў першую хвiлiну,
Мая галоўная мэта:
Сядзiба i родны кут,
Я ганаруся iмi,
Як спадар роднай
Айчыны, –
Кожны раз падкрэслiваю:
Я – беларус!

Кстати, если уж об этом зашёл разговор, вкратце изложу историю становления творческого псевдонима, который дался Меланхолику до крайности нелегко, потому что он имеет много дарований, но есть и недостатки. В последнее время он потерял всяческую связь с Музой и "заземлился". Воспеть красоту ближнего радиуса по-прежнему мог (национальная природа, семья, вдохновение), но всякая иносказательная мысль давалась с трудом. Так было и на этот раз, потому что найти себе творческое олицетворение Меланхолику оказалось не по силам, хотя он и тщился несколько дней, но обратился в итоге за помощью к своему творческому соратнику Глебу Перламутрову.

– Слушай, у меня стопор… Ни фига не могу подобрать себе творческий псевдоним, который совместил бы всё лучшее, что у меня есть, – сказал ему Меланхолик.

Его друг, особо не напрягаясь, предложил несколько версий, которые, по его мнению, словно художественный портрет, придавали автору ментальный колорит.

– Лучше других к тебе, мне кажется, подойдут псевдонимы: Вiталь Млявы и Кастусь Млын, – после некоторых раздумий, выдал Перламутров.

– А что означает "млявы"? – уточнил Меланхолик с подозрением.

– Вялый, безразличный.

– А "млын"?

– Мельница.

– О!

После последнего слова Меланхолик озарился внутренним огнём, словно восковая свеча в начале своего горения.

– Как раз то, что и было мне нужно! – заявил он с отзвуками благодарности. – Константин – это колоритное имя. А мельница будет  подразумевать широкий простор моей души и завораживающий огонёк глаз, когда я берусь за любимое стихотворство.

– Не сори своими противными "штампами" – терпеть этого не могу, – сказал ему Перламутров с лёгким упрёком, после чего они и расстались.

Меланхолик, понятное дело, сразу направился домой с целью сочинить стихотворение, потому как появилась оригинальная задумка. Он вспомнил, как познакомился со своей будущей женой и готовился к их первому свиданию.

НАДБАЦЬ КАШУЛЮ

Я да дзяўчыны
Хочу пайсцi знаёмiцца,
Але я абяднеў нешта –
Трэба надбаць кашулю.
Бо гэта не гумар:
З дзяўчынай iсцi
Ў госцi да матулi,
З настроем кепскiм,
Да i у зусiм дрэннай
Кашулi.

После того, как появился творческий псевдоним, Меланхолик активизировался и стал сыпать стихами, словно мельница, сотрясающая воздух своими могучими крыльями. Вполне закономерно, что в поле его мировоззрения попадают собственные мысли, оттенки настроения. Он вспомнил, например, трепетный момент, когда они с женой несли из роддома новорожденного ребёнка – и жажда поэзии, конечно, охотно в нём пробудилась.

НЕМАЎЛЯТКА

Мы з жонкай,
Нiба сапраўды
У жыццi цуд,
Нясем на паветра,
Да сваёй хаты,
Немаўлятку –
Яно плача.
Я, задаволены,
Кiдаю з кiшэнi
Каменьчыкi –
Не цэлячыся,
А наўдачу.

Ну вот и всё, пожалуй, будем ждать новых творений от Кастуся Млына, который, говорят, весьма расшевелил местечковую прессу своими незаурядными творениями. Может быть, когда-то ему воздвигнут памятник, как Александру Пушкину, хотя это вряд ли, глядя на то, что по нынешним временам даже бывшие монументы сносят, ничего не предлагая взамен. Но поэзия – дело особое.


Ноябрь 2016, апрель 2019

(из сборника "Глава для Мемуаров")

От автора. Этот рассказ – продолжение схожей истории с названием "Друг писал Стихи". Думаю, что будет ещё и заключительная часть небольшой трилогии. Для меня это не только интересная история, но и возможность немного попрактиковаться в довольно непростом белорусском языке.

*подбор иллюстрации: Виталий Бондарь, автор рисунка: Валентин Дубинин