Тётушка Броня в Швейцарии

Ян Подорожный
 

ФОТО из АРХИВА АВТОРА.

Для поездки по Швейцарии сколотили группу в количестве тридцати трёх человек. Возрастной разбег: от десяти лет до бесконечности. Были в коллективе туристы, для которых возраст, как таковой, полностью потерял практический интерес. Даже для криминальной полиции. Но раз рискнули выехать в нелёгкую физически поездку, значит не всё ещё позади, есть интересы, а   такое не может не радовать.

 Вызывало некоторое недоумение, и не в первый раз одно обстоятельство. Почему-то в таких вояжах основной контингент евреи. А ведь мигрантов-немцев в Германию прибыло  в десятки раз больше, чем нашего народа. Но это уже их проблемы. Может со своими кучкуются? Евреи, конечно, везде и всегда первые. Даже возле печей Освенцима и Дахау ругались с теми, кто старался пролезть без очереди.

 Страшно вспоминать, но таковы реалии. Всё же несколько немцев в поездке нашлось. Сразу отмечу, что никакого национального антагонизма не наблюдалось. Или маскировались из-за того, что находились в меньшинстве, или меняются взгляды на нынешнюю жизнь.

Поняли, возможно, что есть религии похлеще, с их точки зрения, иудейской. Уже и общие враги у тех и других, как-то исподволь, но  завелись, так что не до взаимных разборок и обид. А, тем более, выяснения отношений.
         

 Под довольно монотонный, окончательно бросающий в сон, комментарий гида автобус нырнул в летнее утро. Большинство дремало, навёрстывая сверхранний подъём, некоторые жевали пищу, лишний раз подтверждая истину, что наши бывшие вкушают пищу во все времена суток. Как выразился неизвестный остряк: «Кушаем всего раз в день, но с утра до вечера без перерыва».

 В Гамбурге в наш автобус подсела невысокая дама с многообещающим взглядом. Окинув изучающим оком контингент, она тотчас же вступила в перепалку с гидом. Кто-то что-то перепутал в оформлении проездных документов. Через некоторое время гид, тот ещё тёртый калач, вынужден был с позором отступить. Его слабые попытки высадить даму недалеко от Берлина с треском провалились.

 Броня, а так звали даму, осталась, естественно, в автобусе, глядя на окружающих с победным видом.  «Он меня ещё не совсем узнал, - заявила она, имея в виду гида, - но я человек открытый. У меня секретов нет ни от кого. А в ихней фирме (она имела в виду турфирму, снарядившую автобус – авт.) порядок навести надо окончательно»! Некоторые, будто ощутив свою причастность к фирме, вздрогнули.
          

Тётушка Броня комментировала абсолютно все эпизоды нашей поездки. Уйти от её зоркого взгляда возможностей не находилось. Каким-то образом она ухитрялась присутствовать на любой, практически, фотографии, которые делал мой внук Дима. Причём в первых рядах.

«Вроде не видел её, когда клацал, - сообщал несколько озадаченно внук, - а вот смотри: стоит самая первая». Просто мистика какая-то. Когда гид поведал, показывая в окно, что коровы в Швейцарии чуть ли не на первых ролях, куда там хвалёным индийским, конкурсы красоты среди них проводят, ресницы красят, Броня тут же вмешалась.

Причём говорила она, ни к кому конкретно не обращаясь, но вполне чётко. «Какой конкурс? Они же от ожирения страдают, эти его «красавицы». Посмотрите: половина коров дрыхнет на поле без задних ног». Услышав подобный комментарий, я немедленно навострил уши. Всегда питал и питаю слабость к таким высказываниям.

 «Но, это же конкурс не среди женщин, - вмешалась одна из наших туристок, - швейцарцы с юмором делают». «Какой юмор? Что вы мне рассказываете, - отпарировала немедленно Броня, - перекормили животных, доят жирное молоко, а потом разбавляют сырой водой и в магазины. А мы должны каждый день пить». Незаметно вытащив свои цидульки, на которых фиксирую подобные высказывания, приготовился слушать и фиксировать.
               

Через незаметно промелькнувшие четырнадцать часов автобус прибыл в Базель. И с места в карьер ринулись в экскурсию. Сразу же развеселило публику большое количество казематных решёток на окнах первых, а кое-где и повыше, этажей. И это после рассказов нашего сопровождающего о поразительной честности швейцарцев.  Из-за решёток, возможно, честность произросла.

 Если украсть невозможно, то и честным ненароком станешь. Но, Боже упаси! Не буду утомлять читателя описанием архитектурных и прочих достопримечательностей. Всегда в таких поездках стараюсь выхватить из довольно пресных описаний что-то свежее, не истёртое. А с таким сопровождением, какое выдавала временами Броня, поход по городу стал значительно живее.

 Прежде всего, бросилось в глаза, что она воспринимала любую информацию с некоторой долей сомнения. Выслушав историю с василиском, который вылупился на свет из яйца, снесенного чёрным петухом, она высказалась немедленно. «Когда это петухи яйца сносили, скажите мне? Везде обманывают, сочиняют. Думают, что на дурочку напали, но я не такая.

 Вы мою дочку спросите. Она в Израиле живёт. Она вам скажет». Непонятно, о чём или о ком должна была высказаться  дочка. О петухе или о маме. Но, по мнению Брони израильские сразу определяли, кто дурак, а кто наоборот. Дом под номером 21, где проживал в своё время некто Александр Прусов, один из организаторов октябрьского переворота в России, Броня осмотрела с особым вниманием.

 Пыталась, помнится, проникнуть вовнутрь, но безуспешно. «Откуда она (наша приятная сопровождающая Эля – авт.) знает, что говорил тогда этот Прусов? Она что? Рядом стояла»? «Но ведь существуют исторические доказательства, - вступился кто-то за Элю, - разве вам мало таких доказательств»? Броня саркастически отмолчалась, оставшись при своём мнении.

 «По этой улице шли одиннадцать тысяч девственниц, (где они их набрали только?), - сообщила Эля, показывая на узкий переулок, в котором стояла страстно обнимающаяся парочка, - спасать город от кого-то в старые времена. «Это одна из девственниц? – ухмыльнулась Броня, - вот такие честные и подают дурной пример  другим. В наше прошлое время   было совсем по-другому. В открытую не обнимались». Группа тактично отказалась от комментариев.
             

В базельском храме, насчитывающем чуть ли не тысячелетнюю историю, самые дотошные узрели на стене звезду мондеговида. Это открытие развеселило нашу героиню. «Наши везде прославились, - не без гордости отметила она, - умеют же, если захотят». Напрасно гид объясняла, что сходство чисто случайное.

 Броня была непробиваема, если говорить каламбурами. И на центральной улице Базеля, где по преданию не разрешали категорически селиться евреям, она посетовала на то, что вот ни одного еврейского лица не видно. Не считая группы, которая полностью компенсировала данный пробел. «Сейчас разрешили, - успокоила всех Эля, - такие запреты были раньше».

 Все пришли в себя, кроме тётушки Брони. «Знаем мы эти разрешения. Насмотрелись в Союзе. Из погромов, наверно, не вылазят, а ещё коров любят», -  подытожила она неожиданным пассажем  тему. Слушалось не без удовольствия. Пытался понять: всерьёз говорится всё это или наша спутница веселит сама себя, резвится.

 В том же Базеле, услышав леденящие кровь подробности сжигания ведьм на сырых дровах, дабы грешницы подольше мучились, Броня вставила свой комментарий. «Конечно, для мужчин, чтобы всё происходило комфортно и удобно, припасали сухие дровишки. Гори  - не хочу». Сам обожаю запустить в народ подобное, а здесь просто фонтан красноречия.

Не скажу, что подобный юмор несёт на себе печать высшего качества. До Николая Гоголя и Марка Твена далековато. Но. Известно, что в определённых обстоятельствах проходят шутки любого уровня. Тем более, отдых, релаксация, никто ни от кого не зависит, почему бы не получить полновесный кайф от бесплатных шуток. Некоторые даже начали помогать Броне, но у них выглядело не совсем убедительно. «Не та школа», - по мнению монахов-иезуитов, а они толк в юморе знают.
               

Немного отвлекусь от тётушки Брони. Прослушав  информацию от других  участников нашей группы, впору иногда было схватиться за голову руками. Один весьма солидный господин, приехавший на ПМЖ в Германию из Ташкента (почему-то, как ни странно, не еврей!?) убеждал меня.

 «Вы помните, как самолёт с футбольной командой «Пахтакор» сбили в Украине ракетой в 1976 году? По приказу украинских властей. А почему, вы спросите? Совершенно верно: «Пахтакор» шёл на первом месте в Чемпионате СССР по футболу, а «Динамо» Киев на втором. Щербицкий приказал, ракетчики нацелились и каюк команде». Удивительно, что окружающие выслушали информацию экс-ташкентца на полном серьёзе.

Многие помнят трагический случай, когда рейс Ташкент – Минск потерпел аварию над Днепропетровском, и погибла вся команда, не считая экипаж и других пассажиров. А вот о том, что местные мародёры кинулись грабить погибших людей, он и не знал. А подобные поступки не красят.

Ещё один сосед по автобусу всерьез убеждал, что в Шильонском замке была «зона», где отбывали срок швейцарские пятнадцатисуточники: «У них  чисто поэтому. Народ дисциплинированный, почти не пьют и работают на уборке усердно. Бывает, что досрочно освобождают за стахановский труд».
            

 Но вернусь к Броне. Хочу отметить, что в Швейцарии  бросилось в глаза огромное количество эмигрантов из Африки, Азии. Китайцы носились комариными тучами. Некоторые восточные дамы вышагивали, как сказал классик: «Приоткинув чёрную чадру». Полное смешение народов и рас.

Внезапно зоркий глаз Брони выхватил из толпы довольно экзотическую фигуру мощного негра. «Нет, вы только посмотрите на этого несчастного! – выпалила она с чувством, - мало ему того, что он негр, так у него же типично еврейское лицо. Его, наверно, в этой Америке бьют все подряд. И расисты, и антисемиты».  Глядя на негра, складывалось впечатление, что, скорее всего,  если и приходилось кого-то бить, то бил он.
 
Такой себе «качок». «У нас сосед жил, Сашуня. По кличке «Губошлёп». У этого негра по сравнению с сашиными, так губы, как бритвы. Если бы Сашу хорошо выкрасить в чёрную фарбу, то от этого негра несчастного не отличить. Этот Саша однажды женился на гойке и решил поменять национальность на всякий пожарный случай.

 А ему в паспортном столе сразу сказали, что с таким носом и губами менять национальность нет никакого смысла. Если нарвётся на бандитов или погромщиков, то они спрашивать национальность не будут. Зачем? Всё на лице написано. Так и пришлось уехать в Израиль. В одном городе с моей дочкой живёт. Там таких  носатых и губатых море».
               

Сейчас перевариваю впечатления от поездки. И хочу, положа руку на сердце, признаться, что такие попутчики, как тётушка Броня, украшают любой коллектив. Не даёт впасть в дрёму, будоражит, будит, уводит  от печальных мыслей. Огромное спасибо Вам!
          
   Ян    Подорожный.                28.07. – 06.08.08.     Швейцария – Любек.