Ч. 61 Последняя боевая тревога

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/11/10/1642

В декабре 1944 года во время боёв за Будапешт командующего Дунайской флотилией С.Г. Горшкова назначили командующим эскадрой кораблей Черноморского флота. Его сменил контр-адмирал Г.Н. Холостяков, под командованием которого флотилия участвовала в боях за Вену.

Моряки флотилии имели орденов и медалей, наверно, больше, чем любые офицеры и краснофлотцы во всём военно-морском флоте. Все награды были заслуженными, а много их было потому, что каждая дунайская страна награждала своими собственными наградами, кроме того, награждали и союзники, англичане и американцы.

Эти награды послужили причиной убийства в 1983 году вице-адмирала Холостякова и его жены (он был женат на вдове героя Малой Земли Цезаря Куникова) двумя подонками, мужем и женой, которые похищали награды у пенсионеров.

Последний раз Черноморский флот привели в повышенную боевую готовность в начале февраля 1945 года. В Ливадии предстояло пройти знаменитой Ялтинской конференции Сталина, Рузвельта и Черчилля. Командование Черноморским флотом приняло все меры предосторожности, опасаясь возможного налёта вражеской авиации.

В повышенной готовности находилась морская истребительная авиация, береговая и корабельная зенитная артиллерия. В Севастополь прибыл штабной корабль Средиземноморского флота США «Катоктин», специально оборудованный в случае налёта фашистской авиации на Ливадию, чтобы главы государств могли продолжить на нём переговоры.

На корабле имелись звуконепроницаемые каюты и специальные средства связи. Обеспечивали стоянку  корабля в Севастополе и охранение его в море советские моряки. Интересно, что моряки обеспечили электроэнергией Ливадийский дворец.

Насколько большое значение придавалось обеспечению встречи глав государств можно судить даже по тому, что офицера БЧ-5 крейсера «Молотов» капитан-лейтенанта С.А. Бема,  назначенного на это время начальником электростанции Ливадийского дворца,  наградили орденом Красной Звезды за отличное выполнение задания. В общем, моряки не подвели.

В мае наконец-то наступил конец войне. Люди ликовали. Началась мирная жизнь, которая оказалась очень нелёгкой. Миллионы семей потеряли отцов и сыновей. Многие даже не знают, где они погибли.

После войны настало время анализировать и победы, и поражения. Победам отдавалось преимущество, их приписывали одному Сталину. В школьном учебнике история Великой Отечественной войны преподносилась, как  «Десять сталинских ударов».

Все потери, все поражения засекречивались. Изучать этот материал широкому кругу исследователей запрещалось. Маршалы и генералы печатали свои воспоминания, превознося Сталина.

После прихода к власти Хрущева и его доклада о культе личности Сталина, который, помню, привёл нас, курсантов и преподавателей, в шоковое состояние, наступило короткое время, именуемое оттепелью.

Затем нас стали убеждать, что победили в войне только благодаря партийному руководству. Главными героями стали политработники, везде требовалось «подчеркнуть роль партии». Апофеозом этой компании стала «Малая Земля», выпущенная в качестве мемуаров бывшего начальника политотдела, который стал генсеком.

Соратники украшали грудь генсека многочисленными орденами и Золотыми Звёздами, а он, в свою очередь, щедро осыпал Звёздами всех, чьи фамилии он помнил и знал. Понемногу стали печатать воспоминания офицеров и даже отдельных солдат и матросов при строжайшей партийной цензуре, а не только маршалов и генералов, которые уже всё опубликовали.

Понемногу на страницы печати начала просачиваться, правда. Во время перестройки хлынул настоящий поток воспоминаний. Но и здесь политработники не сплоховали, чутко держа нос по ветру.

Главный военный идеолог генерал-полковник Волкогонов быстро стал главным антисоветчиком. Документы, даже с неснятыми грифами, которые он, пользуясь своим служебным положением, набрал к себе в свой собственный архив, после его смерти чудесным образом оказались в США.

Сейчас мы наблюдаем период отката назад. Происходит обеление личности Сталина, снова закрывается доступ к архивным делам, возвращаемся не к подлинной, а к прежней мифологической истории.

Перечитывая материалы по истории Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, мне хотелось понять причины многих неудач и больших потерь. То, что я пишу, это всего лишь незашоренный взгляд обычного рядового гражданина на события прошлых лет.

Черноморский флот перед войной был намного сильнее флотов Турции, Болгарии и Румынии. Его не удалось захватить врасплох. Не удалось захватить врасплох и авиацию Черноморского флота, насчитывавшую 632 боевых самолёта.

Румынский флот состоял из 7 миноносцев и эсминцев, одной подводной лодки, 19 канонерских лодок, сторожевых, минных и торпедных катеров, двух вспомогательных крейсеров и морской авиации в количестве 20 самолётов. Флот делился на две части, морской и речной, на Дунае.

Во время войны морской флот Румынии получил 6 торпедных катеров, 2 подводные лодки, построенные по немецкой лицензии в Галаце, 5 итальянских сверхмалых подводных лодок, 3 немецких морских охотников, 3 транспортных понтона  и 8 буксиров.

Береговая оборона в годы войны была усилена новыми артиллерийскими установками из Германии и Италии. Наиболее мощные из них установили близ Констанцы и Мангалия. Порт Констанцу защищала также немецкая батарея "Тирпиц" из трёх 280-мм орудий.

Все редкие походы румынской подводной лодки оказались безрезультатными. Эсминцы и миноносцы тоже несли службу в прибрежных водах. Занимался румынский флот, в основном,  постановками мин и обеспечением транспортных сообщений.

Болгары отсиживались у своих берегов. Турция выжидала, её флот в войне не участвовал. Воевали только с румынами и немцами, к которым присоединились итальянцы со своими катерами и сверхмалыми подводными лодками.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/16/1266