Идея благородного бизнеса

Анатолий Шинкин
                Техника безопасности в России закончилась
                вместе с советской властью.
                Капиталист за страховку рабочих
                платить не хочет и не платит.
 
  Рабочий в современной дико капиталистической России никто и звать никак. Знаю, о чем говорю: сам работяга, на капиталиста работаю.

  Малоценна  жизнь рабочего, о  Технике Безопасности  говорить смешно: при Сов. власти  должность была инженера по ТБ -- "не бей лежачего". Теперь, когда работяга зачастую даже не оформлен, у хозяев нет  проблем: «Знать не знаем, кто такой,» --  и работавшие рядом ничего не подтвердят, поскольку за свое место держатся и злить хозяина не хотят.

  Нам могут задерживать зарплату, штрафовать по поводу и без, выгонять без расчета. Сплошь и рядом, работа без оформления. В случае чего, в суд просто нечего предъявить.

  Если работяга добирается до суда, судьи не на его стороне. Если случайно выигрывает, исполнители не спешат взыскивать с "господ". Знаю людей, которые три года промыкались с исполнительными листами и так ничего и не получили.

  Парню стружка в глаз попала, потребовалась замена хрусталика. Отечественный -- шесть тысяч, иностранный -- двадцать, плюс плата за операцию;  лечение, проезд, сопутствующие лекарства и услуги.  Хозяева выдали три тысячи и, "чтоб тебя здесь не было".

  Другому отрубило пальцы на правой руке. Хозяева "отстегнули" десять тысяч и пообещали взять обратно работать, "когда рука заживет".

  Примеров множество. Отечественные предприниматели, совершенно ошалевшие от денег и безнаказанности-неподсудности считают рабочих за быдло, от которого всегда можно откупиться или запугать, --  девяностые из памяти не ушли.

  Техникой безопасности и сами рабочие пренебрегают в стремлении заработать.  Снимают со станков защиту для ускорения.  Раньше защиту снимали и держали в пределах видимости, чтобы быстро поставить и "замазать" глаза инженеру по ТБ. Теперь   просто выкидывают в металлолом. Знают, что проверять никто не придет.   При Сов власти был "котлонадзор", которого и рабочие и начальство, как огня боялись, а сейчас всем все по ....

  Рабочие в России теперь даже не граждане страны, а просто -- расходный материал, типа туалетной бумаги. Вину за производственную  травму всегда  сваливают  на пострадавшего, а если погиб, так и возразить не может. При  Сов. власти все же наказывали иногда мастеров, сейчас руководство  всегда белое и пушистое.

  В связке хозяин-рабочий  у обеих сторон есть обязательства, которые и должны бы регулироваться  государственным законодательством. По факту, государство принимает в расчет и  защищает  права только одной стороны.

  Профсоюзы должны противостоять хозяевам -- это аксиома. А у нас президент призывает и без того лояльных проф активистов с пониманием сотрудничать с кровососами.

  Видел в новостях лидера профсоюзов Шмакова  у ВВП с отчетом, и президент, отечески что-то внушая и по плечу похлопывая,   благословил "школу коммунизма" на дальнейшее безбедное существование, при условии неущемления интересов власть имущих. Шмаков станет еще богаче, а мы еще бесправнее.   Что-то у меня все чаще ощущение, что ВВП не за мою команду играет, точно не за рабочих.

  Прекрасно помню Сов. власть, профкомы и лозунг: "Профсоюзы школа коммунизма". Тогда все права были, и без подписи председателя ничего не решалось, но подпись(чего изволите?) всегда была. Такое дело. Голову на алтарь никто сложить не рвался. "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков"(В. Высоцкий). Профсоюзы и сейчас есть, даже в российском масштабе. Роль у них и господина Шмакова, что и КПРФ с Зюгановым, -- для представительства и видимости противовеса.


  Пролетариев в "кучу" уже не собрать, и само по себе рабочее движение имеет значение только в качестве движущей силы для очередного переворота, который собственно рабочим не нужен. Рабочие как класс перестали существовать. 

  Квалифицированный работник -- это давно не пролетарий, а неквалифицированный -- это еще не рабочий класс.  Разрозненные ячейки на местах, никак не подкрепленные юридически,  между собой никогда не договорятся. Тем более, промышленных гигантов нет и количество "простых рабочих" неуклонно сокращается.

  Лидеров разобщенная среда не выделяет. Да и в семнадцатом лидеры были не из рабочих.  Нужны новые профсоюзы, образованные «сверху».  Обязательно общероссийского масштаба, с ярким лидером и активной наступательной позицией.

  Профсоюз может и не иметь рабочего представительства. Пусть  работают юристы, социологи. Чтобы профессионально  добирались до самых мелких случаев и индивидуальных трудовых споров. Верхняя планка профсоюза --  право законодательной инициативы. Предлагаю действовать рыночными методами. Доходы от соц.страха, плюс символический взнос от раб., плюс пожертвования от социально ориентированного бизнеса, плюс процент от выигранного дела.

  Профсоюзы станут сильными, самостоятельными и относительно честными (насколько честна юриспруденция, если изобретут механизм, который позволит зарабатывать, защищая права рабочих. Пример: «Гринпис» ворочает миллиардами, защищая природу, а в основе его работы спекуляция на защите природы и рэкет.Гринпис защищает природу, которая свою защиту оплатить не может, но деньги находятся: от предприятий нарушающих, от спонсоров, добровольных и не очень. -- вполне хватает и на сильных юристов, и на напористых волонтеров.
Чем ни схема?

     Профсоюзы выживут и смогут эффективно работать, действуя по типу мафиозных кланов. Только не как рэкет:"Ты нам платишь, мы тебя защищаем", а по принципу: "Ты соблюдаешь права рабочих и работаешь спокойно". Рабочий не ищет защиты. Профсоюзы сами приходят на предприятия. На западе профсоюзы успешны, потому что они -- бизнес.

    На волне нынешних сплошных нарушений законодательства (чего стоит: «Соцпакет как бонус», -- а в норме работа без оформления), сделать проект популярным общероссийским остро социальным легко.

   Вот бы где приложить силу и способности молодым и амбициозным. Профсоюзы не политика. Сделать защиту работяг бизнесом -- очень достойная рыночная задача.